Чистый понедельник - традиции и приметы
Первый день Великого поста называется Чистый понедельник. С этим днем связано много обычаев и традиций. Само название этого дня установилось потому, что после Масленичной недели было принято чистить дом от духа Масленицы.
В чистый понедельник проходили «тужилки» по Масленице — проводились кулачные бои для того, чтобы «вытряхнуть блины», люди мылись в бане для очищения от масленичного духа, убирались в доме.
В чистый понедельник совершался обряд очищения дома. Для этого клали горячий кирпич или камень в таз, заваривали в тазу мяту и добавляли уксус. Этим раствором опрыскивали весь дом. Помещение наполнялось ароматом и свежестью, а от духа Масленицы не оставалось и следа.
В чистый понедельник убирали ковры, накрывали мебель. Было принято ходить в старой одежде и пользоваться старой посудой.
Если после Масленицы оставалась еда, то ее выбрасывали или скармливали скоту. В чистый понедельник нельзя было доедать то, что осталось с Масленичной недели.
Обязательным обрядом для всех верующих был поход в баню. Мытье считалось неотъемлемой частью очищения для подготовки к Великому посту.
В конце 19 века, несмотря на то, что Великий пост был самым строгим, существовал обычай «полоскать рот», то есть похмеляться после масленичных гуляний. Рот полоскали исключительно водкой. А главной целью этого действия было не только прийти в себя после гуляний, но и очистить рот от масленичных угощений. После посещения бани алкоголь строго запрещался.
Также следует помнить, что женщинам на Чистый понедельник предписано сидеть дома и не ходить в гости.
Заядлым курильщикам в этот день Бог улыбается: считается, что на Чистый понедельник проще всего бросить курить.
Сегодня начинается первый день Великого поста. Согласно православному календарю питания, в этот день нужно голодать. Это тоже способствовало очищению очищению после Масленицы и являлось строгим правилом для постящихся.
Также следует начать читать Библию и Евангелие. Как писал Иоанн Кронштадтский: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими, а через то отпадаем от источника жизни — Бога и ниспадаем в тление и суету».