
Михаил Пуговкин - и жизнь, и слёзы, и любовь
Его называли королем комедии. Народный артист СССР Михаил Пуговкин носил это неофициальное звание с величайшим достоинством. Он и в жизни был человеком юморным, веселым, легким. Не сыпал заготовленными впрок анекдотами и побасенками — остроумные наблюдения, фразочки, афоризмы сами собой слетали с его уст.
Сегодня мне стукнуло восемьдесят... С высоты прожитых лет я на многое смотрю проще. А всё потому, что я понял одну простую вещь: выхода нет!
© Михаил Пуговкин.
Михаил Иванович Пуговкин ушёл на фронт добровольцем 7 июля 1941 года, прибавив себе год - ему не было 18 лет. Разведчик, служил в 1147-м стрелковом полку. Награждён орденом Отечественной войны II степени и медалью «За победу над Германией»
Михаил Иванович Пуговкин (настоящая фамилия — Пугонькин) родился 13 июля 1923 года в деревне Рамешки Чухломского района Ярославской области в крестьянской семье. Он закончил всего три класса сельской школы, но это не помешало ему в будущем стать народным артистом СССР и дать свое имя одной из малых планет.
Биография Михаила Пуговкина — это история о том, как задорный и бойкий мальчишка, Минька, как его называли в семье, еще в детстве решил стать актером и исполнил свою мечту.
Талант будущего артиста проявился на деревенских свадьбах, где он лихо отплясывал цыганочку, барыню и русскую полечку. Без него не обходилась ни одна свадьба, приглашали и в соседние деревни. В 1936 году, из-за болезни мамы, которой требовалась серьёзная операция, семья Пуговкиных переехала в Москву. Михаил Пуговкин устроился работать электромонтёром на тормозной завод и тогда же увлёкся в драматическом кружке художественной самодеятельностью.
Там, в кружке, его приметил театральный режиссер Федор Каверин и пригласил Пуговкина в профессиональный театр. Это был первый подарок судьбы в биографии Пуговкина.
В 1940 году на спектакль с участием Михаила Пуговкина пришёл известный кинорежиссёр Григорий Рошаль. Он тогда готовился к съёмкам фильма «Дело Артамоновых» и подыскивал актёра на роль Степаши Боярского. Увидев Пуговкина, он решил предложить эту роль ему. «Хотите сниматься в кино?» — спросил Рошаль, после того как спектакль закончился.
«Хочу», — чистосердечно признался тот, в душе не веря, что режиссёром это говорится всерьёз.
«А петь, плясать вы умеете?» — не унимался Рошаль.
«В деревне, где я родился, этим делом умеют заниматься все», — ответил М. Пуговкин.
«Тогда завтра же приходите на студию. Я вас буду ждать», — и режиссёр протянул руку для прощания.
Съёмка этого эпизода закончилась 22 июня 1941 года.
Далее рассказыает сам Михаил Иванович
Шёл июнь 1941 года, снималась сцена пляски, и вдруг дирекция пригласила всех к себе к репродуктору. Молотов объявлял о начале Великой Отечественной войны.
Я доснялся в пляске и 7 июля, прибавив себе год, ушёл добровольцем на фронт, в то время как два моих брата и отец уже были на фронте. Попал я в стрелковый полк № 1147 в роту разведчиков.
Воевать пришлось в полевых условиях. Как сейчас помню, как на Смоленщине принял вместе с такими, как я, безусыми мальчишками, первый бой. А одеты все были в летние брюки, футболки, парусиновые тапочки, то есть новобранцев даже не успели переодеть. После налёта немецких самолётов из ста машин, в которых мы находились, уцелели только две - и то неполностью. Мне удалось спастись в этом кромешном аде без единой царапины.
Ранило меня уже позднее, в августе 1942 под Ворошиловградом. Ранило в ногу, в госпитале началась гангрена, и меня стали готовить к ампутации ноги. Когда ко мне подошёл главный хирург полевого госпиталя, я взмолился: "Доктор, нельзя мне без ноги, ведь я артист!" На свой страх и риск доктор пошёл навстречу молодому бойцу, уж очень убедительной была моя просьба. Лечение длилось долго, болезнь отступала медленно, меня перевозили из одного госпиталя в другой, пока я не попал в Тбилиси. Оттуда меня отправили домой на амбулаторное лечение, и я ещё целых два месяца добирался до Москвы, плыл пароходом.
Раненых на палубе была тьма - кто на костылях, кто весь перевязанный. У меня вместо гипса на ноге была большая шина, и передвигался я на костылях.
До Москвы добирался через Каспийское море. Когда раненые увидели, что командиры вместо своих семей грузят сундуки с вещами, они взбунтовались и самовольно погружались на пароход. Каким чудом я оказался на пароходе, до сих пор не помню.
Лицо моё было очень опухшим, медсёстры даже шарахались от меня, потому что осколок от гранаты попал мне под глаз, и глаз был закрыт.
После парохода от Красноводска я двадцать два дня добирался до Москвы. Все вагоны в поезде были переполнены до отказа. До сих пор вспоминаю счастливые минуты, когда можно было вытянуть больную ногу, сидя на полу в тамбуре. Сейчас даже мне трудно поверить, каким путём я доехал до Москвы - это всё благодаря молодости.
Пришёл я в действующий в Москве в то военное время драматический театр (большинство театров Москвы было эвакуировано), где главным режиссёром был Народный артист РСФСР Николай Михайлович Горчаков. Сейчас это театр имени В.Маяковского. Заведующим литературной частью был Константин Симонов, ведущими артистами - Нина Новикомовна Тер-Осипян, Валентина Серова и Ростислав Плятт. Работали там Вера Гердлих, Вера Орлова, Коля Литвинов, Аполлон Ягницкий, Дмитрий Орлов. В театре репетировали пьесу в стихах Виктора Гусева, которая называлась "Москвичка". Музыку написал Юрий Милютин.
Главный герой - влюблённый в девушку паренёк - возвращается с фронта и приходит во двор, где жил до войны. Встречает там девушку и начинает за ней ухаживать. А девушка ему говорит:
- Душа у тебя, Петька, ничего, благородная, но лицо - определённо не то.
Главного героя - Петра Огонькова - репетировал красивый, статный Николай Литвинов, которого гримировали под курносого. На генеральной репетиции председатель Комитета по делам искусств М.Б.Храпченко сказал:
- Что же вы из красивого артиста сделали квазимоду? Даю Вам неделю, вводите нового артиста.
Горчаков сказал:
- Есть у нас такой молодой артист, пришедший с фронта, которого и гримировать не надо - это Михаил Пуговкин.
Я наблюдал со стороны за репетицией, опираясь на палочку, рана ещё не зажила на ноге. Проходя мимо меня, Горчаков сказал:
- Миша, а пьесу-то мы вроде как про тебя репетируем.
Я сейчас же побежал на галерку и за один день выучил все роли, то есть весь спектакль знал наизусть.
Меня за неделю ввели в этот спектакль на главную роль, где мне пришлось под оркестр петь пять песен.
После спектакля "Москвичка" девочки-поклонницы бегали за мной так же, как сейчас за группой "На-на". И хотя драматургия, как отмечали критики, была слабовата, люди смотрели спектакль с большим удовольствием. Они хотели видеть Ольгу Звереву, Ростислава Плятта и даже Михаила Пуговкина.
Мне очень приятно, что до сих пор иногда встречаю зрителей, которые помнят этот спектакль с моим участием. Я испытываю колоссальную благодарность к ним, ведь мне тогда было всего двадцать лет.
Спектакль "Москвичка" смотрели зрители, одетые в шинели, с автоматами, которые сразу же уходили на фронт. Спектакль мы играли на улице Герцена, 19, в Саду Эрмитаж и на Ордынке, 69, в филиале Малого театра.
Пьеса "Фронт" была написана А. Корнейчуком по заданию Сталина, а поставил ее Н. Горчаков. В ней высмеивались генералы, которые были в тылу. Их играли В. Любимов, Р. Плятт, Н. Чистяков, А. Кострамин.
Для контраста была сцена в окопах на передовой, из трёх солдат, которых играли Д.Орлов (он впервые по радио записал Василия Тёркина, вошедшего в Золотой фонд), Николай Литвинов (известный зрителям по радионяне) и я - солдата Балыкова. Нашу солдатскую сцену зритель принимал очень тепло.
Несмотря на то, что в двадцать лет я уже сыграл главную роль Петра Огонькова в пьесе В.Гусева "Москвичка" в постановке Н.Горчакова, я понял - мне надо учиться. В это время молодой художник Юрий Pay написал мой портрет. Его надпись на портрете "Учись, друг, у мастеров прошлого и настоящего, чтобы стать мастером будущего" сразу решила мою судьбу.
Великие мои партнеры - Р. Плятт, Д. Орлов, В. Серова, В. Орлова - и заведующий постановочной частью театра К. Симонов советовали мне обязательно учиться в театральном ВУЗе. Заканчивался 1943 год.
О выпивке
— Конечно, я иногда «развязываю», но ничуть об этом не жалею. Главное в этом деле — уметь остановиться. Про меня один знакомый режиссер так сказал: «Михаил Иванович, ты не пьяница, не алкоголик, ты нормальный российский гуляка. Но если ты загулял — то это серьезно». И впрямь, когда я изредка себе позволял, я оплачивал все счета, всех угощал. Утром просыпался — никого нет. Где же все те, которые еще вчера называли меня гениальным, единственным и неповторимым?
О заработках
— На мои нынешние заработки, конечно, особо не загуляешь. Пенсия у меня не шибко большая, невзирая на то что я инвалид Великой Отечественной войны. Но я продолжаю трудиться и что-то зарабатываю. Правда, наверное, меньше, чем мог бы. Когда я жил в Ялте, меня мой покойный друг, замечательный певец Юрий Иосифович Богатиков, воспитывал.
Звонил вечерами: «Михаил Иванович, где выступали?»
— «В воинской части».
— «Сколько получили?»
— «Нисколько».
— «Вы что, ребенок маленький? Вы народный артист! В следующий раз позвонят с предложением дать концерт — вы первым делом вопрос: «А кто финансирует?»
Моя беда, что я никогда не умел выговорить эти два слова: «Кто финансирует?» А сейчас уже поздно учиться....
О ролях
— В моем послужном списке порядка 100 фильмов. Сначала было много эпизодов. Потом пошли ролишки, рольки. Потом главные роли. Корифеи как говорили: главное в кино — это уметь ждать. Звонка со студии, кинопробы, съемок. В принципе, я считаю себя актером нераскрытым. После того как сыграл в студенческие годы Мармеладова из «Преступления и наказания», учителя мне говорили: «Вы раскроетесь на материале Достоевского». Но больше с Достоевским я так и не встретился, зато подряд сыграл в шести фильмах Гайдая.
Это был мой высший творческий взлет. Правда, это лишь сегодня стали понимать.
А тогда говорили: как вы можете сниматься у Гайдая, это же юмор ниже пояса. Я отвечал: это смотря где пояс носить:
О природе юмора
— Сегодня смеются иначе и над другими вещами, чем в годы моей юности. Юмор в принципе — дело легкое, незамысловатое. Сказал — и пошел дальше. А сегодня в юморе стало больше злости, сарказма.
Об актерском обаянии
— Главное актерское качество — при наличии таланта, естественно, — это обаяние, вспомните, например, Николая Рыбникова. Я тоже немножко обладаю этим качеством. Мне так кажется.
О популярности
— Когда зрители наседают, не дают прохода — это, конечно, утомительно. Тут как-то одна женщина совсем не вовремя попросила сфотографироваться с ее юной дочерью. «Ну да, — отшутился я, — а потом пришлете исполнительный лист». Помогло. Но вообще-то к таким приемам прибегаю крайне редко. Я со своими зрителями, почитателями дружу, стараюсь их не огорчать.
Мне знакомый артист сказал как-то с укоризной: «Старик, ты слишком доступный. Это неправильно».
— «Нет, это правильно, — ответил я ему. — Я никогда не буду голодным, меня зрители всегда накормят, иногда — а то и часто — напоят». Правда, если бы я принимал все приглашения выпить, то меня давно не было бы на этом свете.
Эпизоды жизни
Впервые Пуговкин увидел море в Ялте, во время съемок фильма «Адмирал Ушаков». Он был поражен его красотой, дружба с моряками сопровождала потом Михаила всю жизнь, а сам он сыграл целый ряд моряков, морских офицеров и боцманов, прекрасно входя в роль. В 1991 году Пуговкин переехал в Ялту, туда, где произошло его первое знакомство с морем.
В Ялте он организовал центр Михаила Пуговкина.
Когда Гайдай выбрал Пуговкина на роль режиссера в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», комиссия «Мосфильма» его выбор не одобрила и долго не утверждала кандидатуру Михаила, аргументируя тем, что у актера — неинтеллигентное лицо, мол, не может так режиссер выглядеть. Гайдай настоял на своем, а образ, сыгранный Пуговкиным, стал одним из самых ярких в картине режиссера.
Однажды Михаил Ромм сказал Пуговкину, заметив его талант: «Думаю, если будете много работать, то годам к 50 полностью оформитесь. Тогда вас будет еще интереснее снимать». Эти слова оказались пророческими — после пятидесяти у Пуговкина не было отбоя от предложений, в том числе и в фильмах Гайдая и сказках Роу.
О возрасте
— Между нами, мальчиками, я долго не чувствовал возраста. До 60 лет вообще ощущал себя бойцом. Когда перевалило за 70, про себя подумал: вот это напрасно, надо было бы остановиться на отметке в 65. Но у преклонного возраста есть, как ни странно, свои преимущества. С годами, представьте, приходит особый вкус к жизни, нас посещает высшая мудрость. Досадные мелочи уже не ранят так, как прежде. Если раньше кто-то из знакомых не поздоровался, я, помню, переживал, мучился. А сейчас думаю: ну и гуляй себе дальше, а я спокойно пойду своей дорогой.
Я делю человеческую жизнь на три периода. На безмятежную, бесшабашную молодость, когда мы себя без устали растрачиваем. На зрелую пору, когда приходит время собирать камни, в том числе, увы, и в почках (а я почечник со стажем). И — на неизбежную старость, которую надо встречать с гордо поднятой головой. Что я и стараюсь делать, хотя, признаюсь, это нелегкая задача. Для того чтобы красиво пройти финишную прямую, от человека требуются большие волевые усилия. Я включил в последние годы все остатки воли, какие у меня только есть. Я хожу прямо, я одеваюсь аккуратно, не теряю присутствия духа, стараюсь шутить, улыбаться, и людям, вижу, это чертовски нравится: о, гляньте, Пуговкину уже далеко за:, а он в порядке. Хоть это, признаюсь, и не совсем соответствует действительности.
О любви
— Я влюблялся часто. Ирина Константиновна — моя последняя жена. Я женат уже в третий раз, клянусь, четвертого раза не будет. Ну что еще сказать про Ирину Константиновну? Она крымчанка. Мы познакомились в 1991 году. Я приехал тогда из Москвы в Ялту, она организовывала мои концерты. В день приезда я заглянул в свой гостиничный холодильник, а там такое изобилие: Уже, подумал про себя, приятно. Потом стали вместе ужинать, ну, а дальше вы знаете, как это происходит...
Михаил Пуговкин был женат трижды — первой женой Пуговкина стала его сокурсница, артистка Надежда Надеждина, родившая актеру дочь Елену, но через 12 лет супруги расстались, сохранив теплые отношения. После развода Пуговкин женился во второй раз, на актрисе Москонцерта Александре Лукьянченко, с которой прожил душа в душу 32 года, до самой смерти жены. Ее кончину Пуговкин переживал очень тяжело, но спустя несколько лет в его жизнь вошла третья женщина — Ирина Лаврова, которая оставалась с актером до самой смерти Михаила Пуговкина.
25.07.2008 Михаила Ивановича не стало, это великая потеря.
«С уходом таких больших артистов, люди начинают все меньше и меньше смеяться и улыбаться. Уходит Никулин. Уходит Миронов. Уходит Новиков, Женя Леонов — и люди не только в России, а вообще во всем мире перестают улыбаться. Нет таких артистов, которых бы встречали с улыбкой. Да, могут сказать: «Ой, вы тетя Маня или дядя Жора из сериала такого-то», — но они не вызывают симпатии и улыбки. А когда встречали на улице Пуговкина, все расплывались в улыбке, потому что за ним стоял целый ряд замечательных, добрых ролей, которые им всегда были исполнены потрясающе».
Он умер у себя дома в Москве. Причиной смерти Пуговкина стало осложнение сахарного диабета. Похороны Пуговкина прошли на Ваганьковском кладбище, могила Пуговкина находится на участке № 25, рядом с могилой друга актера, Александра Абдулова.
Мы желаем тебе удачи
В том неизвестном и новом мире,
Чтобы не было тебе одиноко,
Чтобы ангелы не отходили.

