Живое дерево ремесел. Шемогодская береста
27.01.2016 5 201 0

Живое дерево ремесел. Шемогодская береста

Искусство и ремёсла
В закладки

1:504

 

1:516

Промысел возник в городе Великий Устюг Вологодской области в конце XVIII — начале XIX века. Орнамент шемогодских резчиков в народе называют «берестяным кружевом». Промысел связан с обработкой березовой коры и изготовлением из нее шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров. 

1:1091

 

1:1101

Шемогодская береста

2:1608



 

2:9

Перед тем, как вырезать сам рисунок, на подготовленную берестяную пластину тупым шилом наносятся контуры будущего изображения. После того, как рисунок закончен, берестяную пластину наклеивают на изделие.

2:390

 

2:400

В деревне Курово-Наволок в 1918 году образовалась артель «Художник», а в 1981 году создаётся художественно-производственный комбинат «Великоустюжские узоры», продолжающий традиции ажурной вязи.

2:778

 

2:788

Шемогодская береста

3:1295

 

3:1305

Искусство резьбы по бересте принесло известность мастерам Шемогодской волости Великоустюгского уезда. Судя по сохранившимся до наших дней ранним образцам шемогодской резьбы, заметно влияние великоустюгского просечного железа, черневого искусства, северной ажурной резьбы по кости. 

3:1842



Серебристо-белая поверхность березовой коры сама по себе красива, но ее иногда еще и украшали тиснением или росписью, вырезали на ней сквозные орнаменты.

3:286

 

3:296

резьба по бересте

4:803

 

4:813

Искусство резьбы по бересте принесло известность мастерам Шемогодской волости Великоустюгского уезда. Уже в XVIII в. жители деревни Курово-Наволок и соседних с ней селений, расположенных по реке Шемоксе, притоку Северной Двины, вырезали на берестяных пластинах ажурные узоры и наносили на них тиснение. Со временем этот вид мастерства превратился в промысел. Об изделиях из бересты как о товаре писал в 1791 г. известный русский ученый-путешественник П. И. Челищев. На ярмарке в Великом Устюге он видел в торговых рядах и «берещеные фигурками напечатанные бураки».

4:1854



 

4:9

резьба по бересте

5:516

 

5:526

По волости промысел получил название «шемогодская» резьба.

5:651

Вероятно, одной из причин возникновения берестяного промысла в Шемогодской волости была ее близость к Великому Устюгу, старинному центру художественных ремесел, с которым связана история черневого серебра, филиграни и скани, перегородчатых эмалей, расписных изразцов, золотного шитья, просечного железа, резьбы и росписи по дереву. Период с XVI по XVIII век был временем расцвета местной художественной культуры, достижения которой и сохранились в дальнейшем в работах народных ремесленников.

5:1558

 

5:9

По волости промысел получил название «шемогодская» резьба.

6:516

 

6:526

Наиболее полное описание промысла было сделано Ф. А. Арсеньевым в 1882 году: "В Великоустюжском уезде в 14 деревнях Шемогодской волости существует производство бураков из березовой коры. По прочности и аккуратности работы бураки превосходят деревянную посуду в том отношении, что никогда не рассыхаются, употребляются в домашнем быту для носки молока и под различные соленья; большие — заменяют ведра. Все бурачное производство определяется в 2800-х рублях. Промысел этот в последнее время начал падать по недостатку материала, да и не следует хотеть, чтобы он развивался, т. к. бурачное дело служит причиною громаднейшего истребления березовых лесов.

6:1721



 

6:9

резьба по бересте

7:516

 

7:526

Бурачным делом занимаются в Шемогодской волости 168 человек, в числе которых 110 домохозяев. Заработок ничтожный, не превышает 16 рублей на взрослого человека в течение шести зимних месяцев. Лучшие бурачники в д. Курово-Наволок. Они делают по заказу чрезвычайно изящные бураки с мелкой вырезкой, украшенной разноцветной фольгою. Сбыт бураков в г. Устюге и скупщикам во все уезды Вологодской губернии.

7:1257

 

7:1267

Узоры на бураках всегда вырезают мастера простым остроконечным ножом; некоторые так наметились в этом деле, что прямо от руки сочиняют узор и никогда не собьются в рисунке".

7:1589



 

7:9

Шемогодская береста

8:516

 

8:526

Техника шемогодской резьбы использовалась при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров. Украшенные резной берестой, они приобретали вид нарядных, искусно выполненных изделий. Ажурные орнаменты шемогодских резчиков называли «берестяным кружевом».

8:1080

 

8:1090

По этому орнаменту шемогодскую резьбу легко узнать. Узор состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлиненными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках – круглые розетки, ягодки, трилистники. В этот орнамент могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда – даже сцены гуляния в саду и чаепития. Другой характерной особенностью шемогодской резьбы являются рамочки с геометрическим орнаментом, окружающие рисунок.

8:1966



 

8:9

Резьба

9:516

 

9:526

Техника резьбы не сложная, но требует прочных навыков, терпения и фантазии. На подготовленную берестяную пластину тупым шилом наносятся основные контуры изображения. Затем острым ножом вырезают рисунок и удаляют фон. Если вести нож под прямым углом к берестяной заготовке, то получится четкий контур, а если нож наклонить, то будет виден срез бересты, выявится толщина материала, рисунок приобретет мягкость очертаний. Силуэтный орнамент украшают мелкими порезками. Тиснение наносят на бересту все тем же тупым шилом. Готовую полоску вклеивают в гладко зачищенные углубления изделий. Многие мастера тонировали фон или подкладывали под ажурный узор цветную фольгу.

9:1753

 

9:9

10:516

 

10:526

При резьбе очень важно соблюдать осторожность и вести линию точно по рисунку, иначе из узора выпадет нужный фрагмент и вся пластина будет испорчена. Опытные мастера безошибочно вырезают орнаментальный узор в традициях Шемогодья и без предварительной разметки рисунка. Но это по силам лишь специалистам высокого класса.

10:1120

 

10:1130

Искусство резьбы по бересте, судя по сохранившимся до наших дней его ранним образцам, испытывало влияние великоустюгского просечного железа, черневого искусства, северной ажурной резьбы по кости.

10:1497



 

10:7

Шемогодская береста

11:514

 

11:524

С историей промысла связаны имена многих талантливых мастеров. В Государственном Историческом музее есть подписные работы великоустюгского мастера Степана Бочкарева.

11:841

 

11:851

Это шкатулки и тавлинки (табакерки) первой половины XIX в. со сценками на сюжеты модных в то время басен Эзопа, с изображениями животных и архитектурных сооружений. В деревне Курово-Наволок, все жители которой носили фамилию Вепревы, выдающимся мастером конца XIX–начала XX в. был Иван Афанасьевич Вепрев. Его считают создателем собственно шемогодского орнамента – того самого, в основе которого спиралевидный завиток с круглой «ягодкой», напоминающий резные розетки на прялках.

11:1748



 

11:9

Работы мастера отличались чистотой резьбы и красотой рисунка. На крышках и стенках шкатулок с секретными замками он помещал сцены охоты, изображал различных зверей среди лесных зарослей. Именно его работы были отмечены медалью в 1882 г. на Всероссийской выставке в Москве и дипломом на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.

11:599

 

11:609

Во второй половине XIX в. промыслом резьбы по бересте занимались в 14 деревнях Шемогодской волости.

11:792

 

11:802

12:1309

 

12:1319

В 1918 г. мастера из деревни Курово-Наволок были объединены в артель «Художник». На Шемоксе существовала еще одна артель, созданная в 1934 г. Николаем Васильевичем Вепревым. Называлась она «Солидарность».

12:1712



 

12:9

В эту артель были приглашены лучшие резчики, которые старались сохранить традиции шемогодской резьбы. Их изделия отличались особой чистотой исполнения, разнообразием форм и новизной узоров.

12:366

 

12:376

13:883

 

13:893

В 1964 г. производство сочли экономически невыгодным, обе артели были закрыты, а мастера уволены. Потребовались большие усилия, чтобы шемогодская резьба была вновь восстановлена.

13:1224

 

13:1234

Это произошло в 1967 г., когда при Кузинском механическом заводе был создан цех по изготовлению шкатулок, туесов и других изделий, украшенных прорезной берестой. После неудачных «новаций» 1950—1960-х годов промысел вновь начал активно развиваться.

13:1699

 

13:9

В 1972 году Вологодским управлением местной промышленности было принято решение о создании бригады резчиков по бересте на Великоустюгской фабрике художественных кистей. Обучение молодых резчиков сложному языку искусства прорезной бересты поручили А. Е. Марковой. Так начался новый этап в истории промысла — подлинное его возрождение.

13:634

 

13:644

14:1151

 

14:1161

В 1981 году в городе состоялось открытие экспериментальной фабрики "Великоустюгские узоры". С этого времени А. Е. Маркова работает в составе творческой группы, созданной на фабрике.

14:1495

 

14:1505



Изделия мастера все чаще стали демонстрироваться на различного ранга выставках, их приобретают музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Суздаля, Великого Устюга. 

14:308

 

14:318

15:825
 

 Возвращаемся в край белотелых берез.
Да очистится разум от призрачных грез!
Так приятно касанье щекой к бересте,
словно древнее знанье на белом листе
чьей-то мудрой рукой нарисовано нам.
Мир и светлый покой утомленным глазам…
Любоваться бесхитростной статью легко,
словно в жилах березы течет молоко-
наших пращуров древних нетленный завет.
В чистоте бересты отражается свет.
Письмена сохраняла от лжи береста
и служила художнику лучше холста.
К белизне этой  нежно щекою прильну,
уносясь от реальности в ту  старину.
Мне береза лучисто и ясно в ответ,
тонкой ветвью шурша, посылает привет.
Возвратимся домой в тихой радости мы,
белоствольных красавиц лелея дары…

15:2139



 

15:17

Marina Chernykh

15:38

 

15:50

 

15:98
Живое дерево ремесел. Ростовская финифть.
  Ростовская финифть — изделия с миниатюрной живописью по эмали, являющиеся традиционным русским народным художественным промыслом.   Один из наиболее
Живое дерево ремесел. Хохлома
Живое дерево ремесел. Хохлома
Живое дерево ремесел. Хохлома
28.01.16 Искусство и ремёсла
  Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. Он зародился в нижегородском Заволжье и пошёл от иконописи.   Это было время обширного заселения
Златошвеи из Торжка! Живое дерево ремесел.
  Торжок. Многое в этом городе связано с именем А. С. Пушкина. Здесь находится могила Анны Керн. Именно здесь Александр Сергеевич увидел однажды вывеску:

Вас также заинтересует:

Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
все шаблоны для dle на сайте dletop.com скачать