Златошвеи из Торжка! Живое дерево ремесел.
Торжок. Многое в этом городе связано с именем А. С. Пушкина. Здесь находится могила Анны Керн. Именно здесь Александр Сергеевич увидел однажды вывеску: «Евгений Онегин — булочных и портновских дел мастер». В 1826 году Пушкин посетил выставку торжокского золотного шитья и послал княгине Вяземской туесовые пояса и украшения: «Если вы наденете все мои подарки, вы затмите всю московскую знать».
Золотая нить древнего искусства чуть было не прервалась на рубеже XIX — XX веков. Золотной промысел угасал, швеи-надомницы, разбросанные по разным деревням, почти не получали заказов.
Возрождение торжокского золотного шитья началось с постановления Совнаркома о создании художественно-промышленных артелей.
В 1929 году в Торжке по инициативе члена ВЦИК Е. Д. Стасовой была организована артель золотошвей имени 8 Марта. А при артели, которая впоследствии превратилась в фабрику, — профтехшкола имени Н. К. Крупской. Под руководством энтузиаста своего дела, директора профтехшколы К. В. Хи-левской, ученицы стали изучать образцы старинного золотного шитья, осваивать сложные, веками выработанные швы.
В годы войны фашисты разграбили калининские музеи, и у новых поколений торжокских златошвей почти не осталось наглядных примеров уникального творчества. Сотрудники Московского института художественных промыслов и созданной в Калинине лаборатории по развитию народных промыслов оказали помощь и золотошвейной фабрике имени 8 Марта, и ее подшефной профтехшколе:
сделали фотографии и зарисовки с образцов старинной народной вышивки, возродили свыше 20 полузабытых видов швов, разработали ассортимент фабрики.
В профтехшколе благодаря усилиям нынешнего директора М. П. Латышевой (недавно школа торжественно отметила ее 75-летие) были введены новые учебные дисциплины: рисунок, цветоведение, основы композиции, история народного орнамента. Почти все из 530 работниц фабрики — выпускницы школы. Многие из них участвуют в творческих конкурсах, создают новые композиции.
Без наставничества немыслим народный промысел. Никакие лекции не заменят общения мастера и ученика, когда из рук в руки передаются тайны ремесла. После трех лет обучения выпускники профтехшколы приходят на практику в школу художественного мастерства фабрики, где шестеро мастеров-художников 1-го класса передают им свое искусство.
За квадратными пяльцами сидит одна из наставниц — Мария Дмитриевна Сазонова, потомственная швея, о которой уже много лет идет в Торжке слава лучшей канительщицы. Она вышивает разработанный ею орнамент — две симметрично посаженные павы непременно принесут в дом счастье. Так ловко действуют пальцы с двумя наперстками, что не успеваешь следить за золотой змейкой. И зажигается на пяльцах солнце, излучающее свет и тепло; и в комнате, где работают пятеро златошвей, становится еще светлее. На фабрике много бывших учениц Сазоновой, пришла сюда и ее дочь.
Главный художник фабрики Маргарита Павловна Григорьева показывает образцы — женский бархатный жилет, блузы, скатерти, салфетки, столешники, накидки, театральные сумочки, женские украшения:
— В старину шили по замше, бархату, парче… Золото хорошо смотрится на глубоком фоне — — темно-зеленом, синем, малиновом. Основной наш шов — кованый. Видите, он гладкий и плотный, как гитарная струпа. Вот шов вприкреп — в шахматном порядке, это вышивка шнурами… Всех швов и не перечислить: «бабий шов», похожий на плетение лукошка, «ягодка», «двойная ягодка*…
Древнейшие славянские орнаментальные символы переносили тверские золотошвей в свои произведения: солярные знаки, птицы павы и сирены, женские фигуры, вязь растительного орнамента, изображения копей, барсов, а также разнообразные розетки, звезды, ромбы, треугольники, квадраты. Причем переносили, трактуя своеобразно, не так, как, скажем, в Новгороде или Киеве.
Шитье золотом возникло в Торжке едва ли не с самого основания города. Тысячу лет назад на судоходной реке Тверце было основано небольшое поселение: сперва купцы устроили склады товаров, затем их распродажу. Отсюда — Торжище, Новый Торг, а для простоты Торжок. В XII веке это был уже крупный ремесленно-торговый поселок, оживленный транспортный перекресток на пути в Новгород, Москву, Киев.
Самое первое летописное упоминание о золотном шитье относится к X веку, когда княгиня Ольга послала князю Малу богатые дары, среди которых перечисляются и вышитые «порты», то есть одежда. А первое упоминание о торжокских узорах из золотной нити датировано XIII веком.
Сегодня в Государственном историческом музее, где хранятся старинные иконы, есть и «пелена Марии Тверской», сшитая и вышитая женой великого князя Семеона Гордого, дочерью тверского князя Михаила. Летописец отметил этот патриотический поступок русской женщины — — ведь «пелена» всем своим содержанием была направлена против кочевников-захватчиков: «В лето 6897 (1389) шит бысть воздух повелением княгини Марии Семеоновны».
В те времена вышивали позолоченной серебряной нитью, а в XV — XVII веках шитье на цветных фонах нередко дополняли жемчужным узором и ритмической россыпью драгоценных камней. Именно так выполнены многие поистине бесценные произведения, увидеть которые можно в Загорском историко-художественном музее-заповеднике.
На фабрике с гордостью говорят, что древнее искусство поднялось сегодня на новые высоты. Златошвеи из Торжка расшивали костюмы актеров, снимавшихся в фильмах «Война и мир», «Анна Каренина», «Посол Советского Союза», «Звезда пленительного счастья». Драгоценная вышивка получила высокие оценки па международных ярмарках и выставках в Лейпциге, Монреале, Брюсселе, Токио, медали и дипломы ВДНХ СССР.
И теперь слово за молодыми мастерами, златошвеями, которые понесут возрожденное русское искусство золотного шитья дальше, в будущее…
В. ЛАРИОНОВ Калининская область