Филигрань - древнейший вид искусства
05.04.2020 2 850 0

Филигрань - древнейший вид искусства

Искусство и ремёсла
В закладки

1:502

 

1:507
Слово «филигрань» показывает суть изготовления: латинское filum — «нить» и granum — «зерно», а русское «скань» — от древнерусского «скать» (свивать, ссучивать). Чаще всего филигрань — из серебра, но сканные узоры делают и из золота и других металлов. Серебро и золото очень мягкие, их просто вытянуть в очень тонкие проволочки. Проволока для сканного узора (серебряная, реже — золотая) бывает гладкой или свитой в веревочки и спирали.
 
Филигрань знали во всём древнем мире (Крит, Египет, Троя, Греция VI-IV вв. до нашей эры). Это одна из базовых, «исконных» ювелирных техник.
 

2:2053



 

2:4
Виды ювелирной филиграни
 
Филигрань бывает напайная, ажурная и объёмная.
 
В напайной филиграни проволоку и зернь напаивают прямо на листовой металл.
Если фон оставляют, это фоновая или «глухая» филигрань.
Когда после пайки фон удаляют (просечкой или выпиливанием), то это — просечная или выпильная филигрань.
В рельефной филиграни по чеканке узор напаивают на чеканный рельеф.
 
 
 
В ажурной филиграни металлической основы нет: проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь крепят прямо на металлическое кружево.
Если «кружево» плоское, то это — плоская ажурная филигрань.
Если кружево спаивается в двух измерениях и является объёмным (трехмерный рельеф или горельеф), то это — скульптурно-рельефная ажурная филигрань. Именно ажурную (сквозную, без фона) в иностранных источниках иногда именуют «Русской филигранью» 
 
 

 

4:2586



Объёмная филигрань — кубки, вазы, подносы, ларцы и строения, и даже существа — птицы, звери.
Её создают по частям, а затем монтируют в единую композицию.
 
В ювелирных украшениях используют и плоскую (рамочные подвески), и ажурно-объёмную (полусферические сложно-составные броши и перстни, звеньевые и «цельные» браслеты), и скульптурную (зверьки, птички, колокольчики) ажурную филигрань из серебра и других металлов.

 

4:776

5:1280

 

5:1285
Как делают украшения из скани?
 
Элементы филигранного узора — это веревочка, шнур, плетение, елочка, дорожка, гладь и так далее. В сущности, это кружевная аппликация из металлической нити.
Часто филигрань сочетают с зернью  — мелкие шарики, которые напаивают в подготовленные ячейки (углубления). Зернь придаёт филиграни особо нарядный, изысканный вид.
 
 
Материалами для изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.
 
Филигрань из серебра и не только- технология изготовления
 
 
Мастер-сканщик (работавший в царских или монастырских мастерских) трудился по всей «цепочке» процесса, от замысла до завершения изделия. На современных ювелирных производствах, конечно, давно применяется разделение труда, но сама технология создания украшений из филиграни изменилась мало.
 
Как же выглядит технология производства филиграни?
 
В целом, чтобы «набрать скань», сначала нужно выгнуть детали рисунка, а затем установить, подогнать, приклеить их на место. Удобнее заготовить все элементы рисунка, и уже потом закреплять их на местах.
Элементы филигранного узора гнут с помощью пинцета — корнцанга. Концы его заострены и захватывают самые тонкие «сканинки». Изогнутые детали будущей скани раскладывают на бумаге с уже нанесённым рисунком узора и набор проводят так же, как и на листовой металл (в случае фоновой скани).
«Архи-важна» плотность набора -«завитки» спаиваются лишь между собой, фон им «не помощник». При неплотном наборе ажурная скань «сыпется», что означает вторичную вставку и пайку.
 
При пайке бумага с нанесённым рисунком узора сгорает, а завитки спаиваются между собой, образуя прочное узорное кружево. Заключительный этап технологии изготовления филиграни включает посеребрение изделия анодным серебром 999,9. Состаривание проводят оксидированием.
 
 

Развитие филигранного искусства, приостановленное монголо-татарским нашествием, вновь приходит к расцвету в XV-XVI вв. Изделия с филигранью включают самые различные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резную кость.

8:6751



 

8:4

9:508

 

9:513

В это время работали известные мастера – сканщики Амвросий и Иван Фомин.

9:649

Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. Мастера-сканщики задумывали изделия и осуществляли все операции по их производству.

9:944

 

9:949

 

10:1455

 

10:1460

В XVII в. потребность в сканных вещах увеличивается. Появляется разделение труда, ремесленники становятся самостоятельными, отдельные мастера осуществляют изготовление проволоки, сканных элементов.

10:1827

 

10:4

 

11:510

 

11:515

В XVIII в. изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки.

11:896

 

11:901

12:1405

 

12:1410

С XIX в. изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Они разнообразны и по назначению и по ассортименту; дорогая посуда, церковная утварь, принадлежности туалета.

12:1755



 

12:4

13:508

 

13:513

14:1017

 

14:1022

Технологические приемы достигают высокого совершенства. Расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая (оконная) эмаль.

14:1284

Сканное производство возрождается уже в годы Советской власти.

14:1403

Старые традиции филигранного искусства нашли отражение и в современных школах. 

14:1554



 

14:4

15:508

 

15:513

16:1017

 

16:1022

Так, для филиграни Армении характерны тонкость и плоскостность, Дагестана – обилие зерни и полусфер, Костромы – сложные объемные формы.

16:1275

 

16:1280

Изделия с «элементами филиграни» против «истинной филиграни»

16:1402

 

16:1407

В ювелирных изделиях почти всегда есть элементы скани: россыпь шариков зерни, шнур или верёвочка из металла вокруг вставки с камнем или жемчугом. Порой сканные завитки и зернь напаивают на литые или штампованные части украшения. С одной стороны, это уже не вполне скань и не чисто ручная работа. Но такая «комби-скань» зачастую прочнее, дешевле и доступней своей благородной «кузины» — чистой филиграни ручного производства. Баланс эстетики и практицизма даст покупателю нужный вектор.

16:2303



 

16:4

Скажем, прочность ушной мочки не безгранична. А ваша цель – объёмные серьги или подвеска. В ажурной ручной филиграни соотношение габаритов к массе наиболее гуманно, может, это вам «на руку» (на уши).

16:368

Браслеты и кольца, возможно, потребуют большей прочности, и тогда «смешанная» скань покажется «крепче» филиграни. Главное, как и всегда – понимать разницу между истинной сканью и ее имитацией, сознательно отдавая деньги за то или иное изделие.

16:817

 

16:822

17:1326

 

17:1333

Древнее искусство рукотворной филиграни широко бытует в нашей современности и по-прежнему красота и изящество этого искусства находит своих почитателей прекрасного!

17:1643

 

17:4

18:508

 

18:513

19:1017

 

19:1022

 

20:1528



 

20:4

21:508

 

21:513

22:1017

 

22:1022

23:1526



 

23:4

24:508

 

24:513

25:1017

 

25:1022

 

26:1528



 

26:4

Источник

26:25

 

26:30

26:33
Живое дерево ремесел. Ростовская финифть.
  Ростовская финифть — изделия с миниатюрной живописью по эмали, являющиеся традиционным русским народным художественным промыслом.   Один из наиболее
Живое дерево ремесел. Шемогодская береста
  Промысел возник в городе Великий Устюг Вологодской области в конце XVIII — начале XIX века. Орнамент шемогодских резчиков в народе называют
Тайны и легенды некоторых шедевров Эрмитажа.
В Эрмитаже собрано множество уникальных произведений. При этом своя тайна есть едва ли не у каждого экспоната музея. На то они и шедевры, чтобы обрастать легендами и

Вас также заинтересует:

Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
все шаблоны для dle на сайте dletop.com скачать