Что такое Танго? Кто же Вам ответит?
Что такое Танго? Кто же Вам ответит?
Кто сумеет выразить: чем душа жива?
Танго нужно чувствовать: как тепло, как ветер,
А определения - это лишь слова.
Можно ли мелодию расчленить на части?
Превратив единое в мёртвые куски.
В танце лишь приходит к нам ощущенье счастья.
Чаще ж, ощущение по нему тоски.
Страсть сочится кровью из открытой раны.
В драме танца слились души и тела.
И никто не знает в этом мире странном:
Кончился ли танец, или жизнь прошла?
(Елена Альтшулер)
Одно из самых известных современных танго — «Либертанго» (Libertango) сочинил в 1974 году аргентинский композитор Астор Пьяццолла. Назвал он свое произведение путем слияния слов libertad (по-испански — «свобода») и tango.
Астор Пьяццолла (исп. Ástor Piazzolla; 11 марта 1921 — 4 июля 1992) — выдающийся аргентинский музыкант и композитор второй половины двадцатого столетия, чьи сочинения в корне перевернули традиционное танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки. Родоначальник стиля, получившего название nuevo tango — новое танго.
Аргентинец с итальянскими корнями, потомок эмигрантов и сын бакалейщика, Астор Пьяццолла был виртуозом игры на бандонеоне (bandoneon), музыкальном инструменте, разновидности гармоники. Этот инструмент назван так по имени его изобретателя — Генриха Банда.
Поначалу он использовался для исполнения духовной музыки в церквях в Германии, а в конце XIX века был завезён в Аргентину и вошёл в состав танго-оркестров. Именно благодаря бандонеону музыка аргентинского танго получила то пронзительно-щемящее звучание, которое привлекает к ней столько поклонников.
Детство Астора прошло в Нью-Йорке, в итальянском квартале, где заправляли несколько сицилийских семей. От карьеры «Дона Корлеоне» его спасла именно музыка, его первый бандонеон, купленный за 19 долларов отцом, когда Астору было 8 лет. В возрасте одиннадцати лет Астор уже участвовал в концерте вместе с другими латиноамериканскими музыкантами и даже заслужил приз местной газеты, а в 1933 г. Астор начинает брать уроки у венгерского пианиста Белы Вильда, ученика Рахманинова, о котором Пьяццолла позже скажет: «Благодаря ему я полюбил Баха». Он играет самый разнообразный репертуар — классику, народную музыку, а самым любимым для Пьяццоллы становится джаз.
Но в 1936 году отец Астора решает вернуться в Аргентину. Именно там Пьяццолла услышал звуки танго, которые перевернули его судьбу. Эта музыка настолько захватывает семнадцатилетнего Астора, что тот принимает решение переехать в Буэнос-Айрес и продолжить свою музыкальную карьеру как исполнитель музыки танго. В одном из своих интервью Пьяццолла так охарактеризовал произошедшее с ним тогда:
«Музыка больше, чем женщина. Потому что с женщиной можно развестись, а с музыкой — нет. Женившись на ней однажды, вы уйдете с ней в могилу».
В июне 1946 года Пьяццолла основывает собственный оркестр, который играл традиционные мелодии, но делал это особым образом: аранжировки были сложными и изысканными, впервые танго предназначалось не для танцев, а в качестве музыки для серьезного прослушивания, как классические произведения.
В 1953 году Пьяццолла выиграл первый приз на конкурсе молодых композиторов и получил право представить свою работу в зале Юридической школы в Буэнос-Айресе вместе с симфоническим оркестром «Radio del Estado» и несколькими дополнительными исполнителями на бандонеоне. Концерт превратился в натуральный скандал, так как несколько человек из аудитории решили высказать свое негодование включением такого вульгарного инструмента в «культовый» состав симфонического оркестра, но именно после этого Пьяццолла стал заниматься обогащением камерной классической музыки страстью танго — он сочиняет и записывает в студии серию танго со струнным оркестром.
Он создает различные квинтеты, исполняющие танго (бандонеон, скрипка, бас, фортепиано, электрогитара). Такой квинтет максимально соответствовал музыкальному вкусу Пьяццоллы и оптимально воплощал его музыкальные идеи.
Вплоть до 1990 г. Пьяццолла дает множество концертов. Его ансамбль интенсивно гастролирует: Европа, Южная Америка, Япония и Соединенные Штаты Америки. В 1982 г. он пишет «Le Grand Tango» для виолончели и фортепиано, представленное публике в 1990 г. в Новом Орлеане, посвятив это произведение прославленному русскому виолончелисту Мстиславу Ростороповичу. В июне 1983 г. Астор дает один из лучших концертов в его жизни: он представляет программу, посвященную музыке его жизни — «tango nuevo» — в театре в Буэнос-Айресе.
К сожалению, 4 августа 1990 года, через четыре года после получения в Париже престижной премии (Cesar), с ним происходит инсульт, и через 2 года, так и не оправившись от его последствий, Астор Пьяццолла умирает в Буэнос-Айресе в июле 1992 года, чуть-чуть не дожив до своего 71 дня рождения.
А его танго продолжает жить в искусстве. Сегодня это одна из самых популярных мелодий у театральных и кинорежиссёров. В фильме Романа Полански Frantic (1988 год) под эту музыку танцует Гаррисон Форд и, конечно, фильм Салли Поттер «Урок танго» (The Tango Lesson) невозможен баз музыки Пьяццоллы. А все новые и новые трактовки Libertango подтверждают: эта мелодия покорила весь мир.