
Судьба советской красавицы Нино Берии после расстрела мужа
Нино Теймуразовна Гегечкори была женой комиссара безопасности Лаврентия Берии. Удивительно красивая в молодости, она привлекала к себе восхищенные взгляды мужчин и вызывала зависть женщин. Как сложилась судьба «кремлевской жены» после того, как она потеряла мужа?
Лаврентий Берия и его жена Нино Гегечкори
Знакомство Нино впервые встретилась с Берией, когда ее родственник Саша Гегечкори угодил в тюрьму: девушка носила ему передачи. Когда у Нино арестовали брата, она явилась к Берии просить за него. Вскоре после этого они поженились. Девушке было тогда всего 16 лет, а Берия был на шесть лет старше. Но по тем временам подобный брак был нормой.
Позже ходили слухи о том, что замуж девушку выдали без ее согласия, но сама Нино рассказывала: «Никому не сказав ни слова, я вышла замуж за Лаврентия. И сразу же после этого по городу поползли слухи, будто Лаврентий похитил меня. Нет, ничего подобного не было. Я вышла за него по собственному желанию».
Сам же Берия на тот момент был заинтересован в женитьбе, поскольку ему предстояло ехать в Бельгию для изучения вопросов переработки нефти, а для поездки за рубеж необходимо было стать женатым человеком.
Ходившие в народе слухи, что Лаврентий ее якобы похитил, Нино категорически отрицала. Сама Нино Теймуразовна рассказывала о тех событиях следующее: правительство СССР собиралось отправить Лаврентия Павловича на исследования в Бельгию. Но было обязательное условие: Берия должен был ехать только женатым. Нино согласилась стать ему женой, пожелав создать собственную семью.
В 1924 году у них родился сын Серго.
Лаврентий Берия, его жена Нино Гегечкори и сын Серго
Семейная жизнь
В Бельгию семья, впрочем, так и не уехала. Супруги жили в Грузии, затем перебрались в Москву. Там Нино Берия стала работать в академии имени Тимирязева.
Муж вошел в ближайший круг доверенных лиц Иосифа Сталина, занимаясь проблемами промышленной безопасности.
Берия с женой, сыном Серго и невесткой Марфой
Нино нередко становилась объектом зависти со стороны других «кремлевских жен», благодаря удивительной красоте, уму, такту, изяществу и стилю.
Но повода для зависти вскоре не осталось: в жизни семьи наступили тревожные перемены.
В заключении
После смерти Сталина в 1953 году к власти пришел Хрущев. Берию сняли со всех занимаемых должностей, обвинили в шпионаже и арестовали. Также среди выдвигаемых обвинений было утверждение, что у него было много любовниц. Нино Теймуразовна это отрицала, объясняя, что муж все время проводит за работой, а обвинения – провокация со стороны друзей Хрущева. Она также утверждала, что намерения совершать государственную измену или становиться преемником Сталина у Берии не было.
Берия и Сталин
Пока Берия находился у власти, Нино удалось избежать участи других жен партийных деятелей – она не была репрессирована, как супруги Калинина, Поскребышева и Молотова. Однако после ареста Берии для его жены и сына настали тяжелые времена.
Нино и уже взрослый сын Серго поначалу содержались под домашним арестом, но позже были отправлены в заключение: мать – в тюрьму на Лубянке, сын – в Лефортовскую тюрьму.
Обвинения, которые выдвигали против нее самой, звучали абсурдно. «Абсолютно серьезно меня обвинили в том, что из Нечерноземной зоны России я привезла одно ведро краснозема. Дело в том, что я работала в сельскохозяйственной академии и занималась исследованием почв. Действительно, когда-то по моей просьбе на самолете привезли ведро красного грунта. Но так как самолет был государственным, то получалось, что я использовала государственный транспорт для личных целей», – рассказывала Нино.
Во время ежедневных допросов ее вынуждали давать показания против Берии. Ответ у Нино был один: муж в свои дела не посвящал. Женщину даже бросали в карцер, а однажды на ее глазах инсценировали смерть ее сына. Но она либо и правда не знала о его преступлениях, либо делала вид, что не знала – однако свидетельствовать против мужа отказалась.
После расстрела
Когда Берию расстреляли, Нино и Серго были сосланы в Свердловск – после 16 месяцев тюремного заключения в одиночных камерах, а по истечении срока ссылки, она получила разрешение на проживание в любом городе, кроме Москвы.
В Свердловске сын устроился работать инженером. Еще несколько лет они находились под постоянным наблюдением, а затем попытались вернуться на родину Нино – в Грузию. Не вышло: семью насильно отправили обратно в Россию. Спустя некоторое время Нино Берия заболела. Ей с сыном разрешили переехать в Киев, где она и провела остаток своих дней.
Те, кто был с ней знаком лично, говорили, что она была очень доброй и умной женщиной, кроме того, ее называли одной из самых красивых кремлевских жен.
Нино Теймуразовна скончалась в середине 90-х, Серго ненадолго пережил мать – умер в 2000 году.
Нино Берия с сыном Серго
Интервью
В конце жизни Нино дала подробное интервью, где рассказала всю историю своего брака с Лаврентием и детали последующей жизни. Пожилая женщина продемонстрировала прежнюю преданность своему супругу, оправдывая его деятельность.
Нино отрицала вину мужа и в том, что касалось его политической деятельности, и в отношении любовных похождений. Нино была уверена в том, что его убили без суда и следствия по сфабрикованным обвинениям.
«Я никогда не вмешивалась в служебные дела моего мужа. Тогдашние руководители не посвящали жен в свои дела, поэтому я ничего не могу рассказать об этом. То, что его обвинили в государственной измене, конечно, демагогия – в чем-то нужно было обвинить. В 53-м случился переворот. Боялись, как бы после смерти Сталина Берия не занял его место. Я знала своего мужа: он был человеком практического ума и понимал, что после смерти Сталина стать грузину главой государства – дело невозможное. Поэтому, наверное, он пошел навстречу нужному ему человеку, такому, как Маленков».
Маленков и Берия
Нино Теймуразовна также подчеркнула, что в семейной жизни была всем довольна: муж был тихим, заботливым и спокойным, преданным семьянином.
Она отказывалась верить историям о тысячах изнасилованных и замученных ее мужем женщинах, называя это байками контрразведки. Якобы Хрущеву на самом деле просто было выгодно очернить своего самого опасного конкурента.
В ответ на предъявляемые доказательства Нино рассказывала: «В один день надзиратель рассказал мне, что 760 женщин признали себя любовницами Берии. Удивительное дело: Лаврентий день и ночь был занят работой, когда ему было заниматься любовью с легионом этих женщин?! На самом деле все по-другому было. Во время войны и позже он возглавлял разведку и контрразведку. Эти женщины были его сотрудницами, информаторами и только с ним имели непосредственный контакт. А потом, когда их спросили об отношениях с шефом, естественно, все заявили, что были его любовницами! А что им было делать? Признать обвинение в агентурно-подрывной работе?!».
Лаврентий Берия
Женщина до конца верила, что он служил «высоким целям». В конце интервью Нино, возраст которой на тот момент приближался к 90 годам, передала письмо своим родственникам в Тбилиси, написав, что ее любовь к родине и семье осталась неизменной.

