Наталья Седых - Настенька из нашего детства
10 июля Наталья Седых, та самая Настенька из нашего детства, отметила 72-й день рождения!
Наталья Евгеньевна Седых родилась 10 июля 1948 года в Москве. Однажды, еще совсем маленькой, Наташа смотрела по телевизору международные соревнования по фигурному катанию и воображение маленькой девочки поразила чешская фигуристка Индра Крамберова. Уговорив родителей записать ее в секцию фигурного катания, Наташа пошла с мамой на стадион юных пионеров, но там таких маленьких деток не брали.
Ужасно расстроившись, девочка решилась на отчаянный шаг – выйдя вдруг на середину ковра и торжественно объявив: «Перед вами выступает чемпионка Европы Индра Крамберова», она начала имитировать разные движения на льду, даже пытаясь вращаться и еще выделывать, бог знает что. Все присутствующие были сражены наповал. Отсмеявшись, тренер Татьяна Александровна Гранаткина сказала маме Наташи: «Ладно, приводите девочку. Пусть попробует».
Впервые встав на коньки в возрасте четырёх лет, она вскоре прославилась как «самая маленькая фигуристка Советского Союза». Посещая тренировки с игрушками, девочка делала успехи, но стала замечать, что в фигурном катании ее все больше и больше привлекает элемент танца. Так и было принято решение заняться танцами отдельно – Наташа стала готовиться к экзаменам в хореографическое училище при Большом театре. Поступив, она продолжала ходить в свободное время в секцию фигурного катания.
Знакомство с кинематографом началось довольно рано - в шесть лет девочку сняли в рекламном ролике «Берегись пожара», а позже она снялась в учебном фильме на французском языке.
Вскоре Наташа подготовила на льду очень красивый номер «Умирающий лебедь» и выступила с ним на спортивном празднике. По счастливой случайности репортаж со стадиона, транслировавшийся по телевидению, увидел кинорежиссер Александр Артурович Роу и пригласил 15-летнюю Наташу на студию, где и предложил ей прочесть сценарий к сказке «Морозко».
На роль Настеньки пробовалось очень много актрис. Выйдя в финал с Надеждой Румянцевой, Наташа не надеялась на утверждение, хотя и старалась на пробах изо всех сил. Каковы же были удивление и радость Наташи, когда именно ее утвердили на роль!
В хореографическом училище был жуткий скандал, поскольку Наташе надо было уезжать на несколько месяцев, ведь зимнюю натуру снимали на Кольском полуострове. Но благодаря педагогу Наташи Суламифь Михайловны Мессерер все разногласия удалось утрясти.
На съемках, по словам актрисы, проблем не было, но один из эпизодов запомнился Наталье особенно: «Нам предстояло снять сцену, в которой Марфушка падает в прорубь, а я прыгаю за ней, спасаю... Я боялась прыгать в воду. Пруд был ужасно грязный, пиявки плавали у берега. Первый раз дали команду «Мотор», я бегу с пригорочка, а у самой воды останавливаюсь. Три раза я так сделала. А на четвертый Роу заорал на меня диким голосом, и я плюхнулась».
Актриса благодарна Инне Чуриковой, партнерше по фильму, которая привела ее в театральное училище к своему преподавателю Вере Васильевой и, поскольку у нашей героини очень тихий голос, сказала: «Наташ, у тебя будет будущее в кино. Пусть тебя послушают. Может быть, позаниматься надо». На что Вера Васильева, послушав, сказала: «В кино вас всегда озвучат. А так мы только поломаем вам индивидуальность».
Вышедшая в 1964 году чудесная сказка, которую сейчас знает и стар, и млад, принесла актрисе настоящую славу, обрушившуюся на нее, буквально, на следующий день после выхода фильма, что, к счастью, не изменило ее характер, поведение и отношение к окружающим. «…Видимо, у меня была сделана прививка от звездной болезни. Ведь я каталась на льду с четырех лет», - признавалась актриса впоследствии.
После выхода на экраны «Морозко» Наталья Седых сразу же снялась в фильме «Дети Дон-Кихота» в роли выпускницы ремесленного училища Моти, девушки в веснушках.
Затем, в 1967 году, в фильме-сказке того же Александра Роу «Огонь, вода и медные трубы» в главной роли Аленушки.
А спустя два года вышла картина «Голубой лед», где у Натальи была главная роль Лены Берестовой, а ее партнером по фильму стал известный фигурист Александр Горелик.
На эти съемки ее отпускали уже с огромным скандалом, но, поскольку «Голубой лед» - фильм о фигурном катании, за участие в нем Наташа боролась.
«Это была моя «лебединая песня» в танцах на льду», - говорит актриса.
Приняв в 1970-м году участие в телевизионном фильме-опере «Любовь к трем апельсинам» (принцесса Нинетта), на последовавшие за этим предложения сниматься актриса отвечала решительным отказом, поскольку в хореографическом училище и без того хватало забот.
Наталья Седых сделала во все студии специальное заявление: «Прошу мне больше не звонить. Сниматься больше не буду. Прошу аннулировать все мои досье». Вот так актриса, считавшаяся одной из самых востребованных в кино, попыталась закончить свою стремительную карьеру.
Тем не менее, письма продолжали идти мешками, ее по-прежнему узнавали на улицах, а поклонники дежурили у подъездов.
Окончив хореографическое училище при Большом театре в 1969 году, Наталья Седых стала уже профессиональной балериной этого театра, танцевала сначала в кордебалете, потом стала солисткой и исполняла ведущие партии.
Постоянного партнера у Натальи не было, но чаще других она танцевала с Александром Богатыревым и Виктором Барыкиным. Вместе с театром она объездила весь мир, танцевала в первую очередь в «Спящей красавице», «Щелкунчике» и «Чайке».
Самой большой творческой удачей Наталья считает партию Кити в «Анне Карениной», где её партнёрами были сама Майя Плисецкая и Марис Лиепа.
С 1990-го года Наталья Седых является актрисой труппы театра «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского. Актриса занята в постановке «Майн Кампф, Фарс», который поражает ее умением перевоплощаться - Наташа, милая и кроткая Наташа, играла роль властной фрау Смерти, подруги Гитлера. Страстным голосом она говорила своему молодому дружку: «Мы столько людей с тобой на тот свет отправим, столько людей...». Ничто в этой гротесковой роли не напоминало скромницу-Настеньку.
«Все-таки какая-то тоска по кино все эти годы существовала. Хотя я всегда считала, что главное в моей жизни — только балет». Работая в Большом театре, Наталья Седых поняла, что не может совмещать две профессии. И сегодня, спустя годы, ей не кажется безумством тот шаг, сделанный ею – она снова вернулась в кино.
В 1994-м году актриса сыграла кинодевушку в экранизации одноименной пьесы Радия Погодина «Тень-брень», а также исполнила роль гостьи в драме Валерия Пендраковского «Я свободен, я ничей».
Кадр из х/ф "Тень-брень"
Спустя 5 лет зрители увидели фильм-спектакль «Два Набоковых», в котором Наталья предстала в образе Норы, а спустя еще год актриса снялась в короткометражном фильме «Синоптик», где у нее небольшая роль женщины-кокетки, случайно встретившей в аптеке бывшего возлюбленного – нелепого, с дурацкой рыбой в авоське.
Во второй половине 2000-х годов актриса снялась в двух драмах Светланы Проскуриной – в роли Кати (третий возраст) в неодобренном критиками «Лучшем времени года» (рабочее название картины - «Валентинов день»), и в роли столичного доктора в «Перемирии», триумфаторе «Кинотавра-2010», повествующем о людях, ищущих свое место в жизни…
Кадр из х/ф "Перемирие"
Когда Наталье исполнилось двадцать лет, ее отец ушел из семьи, чем спровоцировал ужасную обиду со стороны дочери, которая очень переживала из-за мамы. Наталья поняла отца спустя 10 лет, в течение которых не разговаривала с ним – поняла только тогда, когда сама стала влюбляться…
Со своим супругом, композитором Виктором Лебедевым, написавшим музыку к известному всем нам фильму «Гардемарины, вперед!» Наталья Седых познакомилась во время гастролей Большого театра в Питере.
«Спектаклей у нас было мало. И мы с подругой Ксенией Рябинкиной скучали. Потом она решила позвонить своему знакомому композитору Лебедеву. Через минут двадцать он был уже у нас в гостинице. А на часах - двенадцать ночи, но, правда, в это время в Петербурге были белые ночи. Поехали смотреть город. Вот так и начался безумный роман» - вспоминает актриса.
В самом начале их знакомства, когда Лебедев начал рассказывать о своей работе над музыкой к очередному фильму, Наталья робко сказала, что тоже когда-то снималась в кино. «Да ладно, все вы снимаетесь», - махнул он рукой: балетные девочки ведь часто подрабатывают в массовках. На этом Наталья решила больше тему не развивать.
Каково же было удивление будущего супруга, когда он повел свою новую знакомую в ресторан - чуть ли не каждый второй посетитель громко здоровался с ней, а каждый третий - брал автографы. « Ты что, и правда, снималась в кино?» - удивившись, Виктор по-новому взглянул на Наталью. «Я тебе говорила об этом, только ты слушать не хотел» - последовал ответ.
Прожив в браке десять лет, Наталья родила сына Алексея, но семья оказалась непрочной, и брак распался.
Причиной тому стал тот факт, что практически сразу после свадьбы супруги всё время жили в разных городах — Наталья Седых в Москве, а Виктор Лебедев в Ленинграде.
«Я не хотела уходить из Большого, муж не хотел уезжать из Питера. Мы очень любили друг друга. Но муж элементарно нуждался в каком-то уходе. Он не умеет ни стирать, ни готовить. Он не умеет чайник даже на плиту поставить. Ему нужна нормальная женщина, он такую и нашел».
Сын Алексей, когда вырос, стал проживать с отцом. Решение было обоюдным – взрослеющему парню нужна была мужская рука, к тому же для его поступления в институт необходимо было нанимать репетиторов, на что у Натальи просто не было денег.
В конце фильма «Морозко» Настенька целуется со своим женихом. Актриса очень стеснялась этого поцелуя, тем более в ее жизни он оказался первым. Кроме всего, она еще умудрилась влюбиться в своего Иванушку. Но он, правда, об этом и знать не знал, и ведать не ведал. Любовь была тайной.