Рина Зелёная - королева эпизода
Любимые актеры, фильмы с которыми мы смотрели по телевизорам, кажущимися такими смешными из нашего технологичного будущего. И что любопытно, ведь те телепередачи и кино - мы их уже не смотрим, но они навсегда остались частью нашего прошлого.
Миссис Хадсон, черепаха Тортила, Бабушка Красной шапочки... Вообще, ее имя - Екатерина, но однажды афиша оказалась слишком мала и полное "Екатерина Зеленая" попросту не уместилось. Так актриса стала Риной. С начала 1920-х Рина работала в различных театрах по стране, во время Второй мировой войны вместе с Аркадием Райкиным участвовала во фронтовых гастролях Театра эстрады и миниатюр.
С начала 1930-х Рина начала сниматься в кино. Среди ее ролей много не просто второплановых, а даже и безымянных - "зрительница", "дама в красном", "пассажирка", "секретарша". Но ее харизма делала заметным даже небольшой эпизод.
Кстати, Рина Зеленая является одним из сценаристов трогательной картины "Подкидыш" (а вторым выступила Агния Барто), она еще и сама сыграла придуманного ей персонажа - болтушку Аришу. Помните, "ходют тут всякие, а потом пианины нет"? Эту историю Зеленая придумала прямо во время съемок, на ходу. Реплика пошла в народ наряду с "Муля, не нервируй меня" от Раневской.
Кроме кино Рина Зеленая с удовольствием озвучивала мультфильмы. Это ее голосом говорят Вовка, который побывал в Тридевятом царстве, Муми-мама, Герцогиня в мультике "Алиса в стране чудес".
В 1981 актриса написала автобиографическую книгу "Разрозненные страницы", где талантливо и остроумно рассказала о работе, о дружбе с такими людьми, как Ростислав Плятт, Любовь Орлова, Зиновий Гердт, о соседском мальичке Никите, с которым Зеленая вместе сочиняла стихи, о том, как однажды на бильярде обыграла Владимира Маяковского.
Несколько лет назад ее автобиография была записана в формате аудиокниги - текст читает актриса Юлия Рутберг.
Рина Зеленая как-то пошутила: "Если меня и наградят, то непременно за 40 минут до смерти". Так примерно и вышло. 1 апреля был издан указ о присвоении ей звания народной артистки СССР, но актрисы не стало буквально через несколько часов, и номинация была остановлена. Но звания заслуженной и народной артистки РСФСР у нее все же есть.
В Тридевятом царстве, в Советском государстве жила-была «сказочная» актриса… Зеленая снаружи и «золотая» внутри.
О своей жизни она рассказала сама - в книге "Разрозненные страницы". Эту книгу потом читали в документальных фильмах о ней, выдавая за свой авторский текст. Потому что лучше уже не скажешь. Название для книги она придумала, как всегда, снайперски точное: оно идеально выражало природу ее творчества - нечто обрывистое, алогичное, бессвязное, с постоянными запинками и придыханиями.
Это все, абсолютно разрозненное и прямо сейчас сымпровизированное, на наших глазах складывалось в картинку такую типичную, что все, узнавая, радостно смеялись и потом передавали друг другу вот эти отрывки из обрывков:
- Денег с него не берут! Вы когда-нибудь видали, чтобы с человека не брали деньги?!!
- Почему вы высказываетесь? Вы же не член худсовета! ("Девушка без адреса", 1957)
«Мне пора называться не Риной, а Руиной Васильевной».
«Люди часто интересуются моей фамилией, — вспоминала актриса. — Одни спрашивали, почему я выбрала такой псевдоним, а другие уверяли меня, что я родилась в Одессе и что я дочь одесского градоначальника Зеленого, поэтому у меня такая фамилия. Мне приходилось отказываться от такого родства просто потому, что у меня был свой отец, хотя и не генерал».
Она не была женщиной-вамп: маленькая, с далеко неидеальной фигурой. Когда она входила в комнату, её не замечали. Не замечали, пока она не открывала рта. Но стоило ей заговорить — и никто уже не сводил с неё глаз, все видели яркую красавицу, обворожительную, умную, покоряющую.
Друзья шутили, что она похожа на мальчика, который был похож на девочку. Услышав ее голос по радио, все начинали улыбаться детской, счастливой улыбкой, а крошечные эпизоды в кино «расхватывались» на цитаты. Но злые чиновники забывали давать ей звания и награды, а режиссеры не предлагали роли.
Для длинных ролей у нее с лихвой хватило бы таланта, но скорее всего, тогда мы не имели бы ту Рину Зеленую, которую так любили. Она - мастер коротких дистанций. Снайпер, которому не нужно длинных очередей, чтобы поразить человека в самое сердце - достаточно одной фразы:
- От этого у меня каждые пять минут разрыв сердца делается! ("Девушка без адреса", 1957)
И фраза улетала в вечность, ее помнишь десятилетиями, потому что в ней все шедевр - от порядка слов до интонаций, абсолютно уникальных, при том что таких типичных.
Она всегда была автором своих фраз. Хотя читала детские рассказы (но для взрослых) таких авторов, как Владимир Маяковский, Сергей Михалков, Корней Чуковский или Агния Барто.
Она их тексты разминала, как глину, и создавала нечто совершенно самостоятельное и самобытное, чего больше не смог бы никто:
- А на луне, на луне, едет медведь на слоне - лунный медведь, голубенькие глазки... ("Про Красную шапочку", 1977)
И с этими коротенькими, как медвежий хвост, миниатюрами, с этими неуверенными и нестойкими, как походка лунатика, интонациями создала целую эпоху в нашем искусстве - эстрады, театральной миниатюры, киноэпизода. Она эту эпоху олицетворяла. Замечательную эпоху утонувшей Атлантиды, где творили гиганты. Она с этими гигантами гуляла по набережным Ялты и играла в бильярд - как с Маяковским. Читала рассказы Горькому. Дружила с Алексеем Толстым. Вместе с Игорем Ильинским, Георгием Тусузовым, Михаилом Гаркави играла на сцене театра-кабаре с оптимистичным названием "Не рыдай". В комедийном шоу Театра обозрений рвала зубы молодому Аркадию Райкину.
Выступала на фронтах Отечественной войны вместе с Шульженко и Утесовым. Снималась в кино с Любовью Орловой, Фаиной Раневской, Ростиславом Пляттом, Олегом Борисовым... Она из тех времен, когда наши звезды жили одной жизнью со своими зрителями, испытывали те же трудности и нисколько не бравировали своей всенародной популярностью. Из тех песенных легенд, когда страна была огромной, и люди в ней не делились по национальностям и расам, чувствуя себя одной семьей. И в этой семье она была любимицей.
Эту неповторимую актрису помнят и любят по ролям черепахи Тортилы в «Приключениях Буратино», миссис Хадсон в «Шерлоке Холмсе» и огромному количеству эпизодических, но запоминающихся ролей. Рина Зеленая стала звездой пенсионного возраста. Но мало кто знает, что кино и театру она была предана с начала ХХ века.
Начнем с того, что при жизни актрисы никто не мог толком сказать, сколько ей лет. Она скрывала свой возраст и могла запросто «скостить» себе десять – пятнадцать годков, когда ее спрашивали об этом.