
Ирина Бугримова - 40 лет в клетке с хищником
Ирина Николаевна - не просто единственная на то время в стране женщина-укротитель львов, но и первая в мире дрессировщица, работавшая в клетке с хищниками без помощников. Она отдала арене сорок пять лет своей жизни и сумела покорить семьдесят царственных животных.
Ирина Бугримова родилась 13 марта 1910 года в Харькове в дворянской семье. Отец ее был известным в городе профессором ветеринарии, лечил животных в том числе на ипподроме и в цирке, а Ирина с 12 лет часто ассистировала ему при операциях. Мать происходила из еще более известной семьи - её дедушкой по материнской линии - адмирал Федорович, участник обороны Севастополя 1854-1855 гг., друживший с великим Айвазовским.
Вот что сама Ирина говорила о своем детстве
У моих родителей рождались одни девочки, вот и я родилась четвертой дочкой, хотя отец и мать ждали сына. Но в утешение родителям у меня рано проявился твердый, решительный характер. Я была смелая и ловкая, верховодила ватагой ребят.
Как-то в детстве я увидела на столе у отца книгу с силуэтом льва на обложке. Папа объяснил, что книга про римского полководца, государственного деятеля Гая Юлия Цезаря, он был храбрым, смелым и гордым, как лев. «Аут Цезарь, аут нихиль!» (Или цезарь, или никто!) — любил повторять папа.
Позже я изучила поведение львов на природе и узнала, что лев — действительно независимое и гордое животное. В отличие от других «кошек», он не живет в стае. Лев метит территорию, приводит на нее самок, и уже никто другой на его территорию посягнуть не имеет права. Львицы приносят ему детенышей и отправляются на охоту, а царь зверей остается «дома» присматривать за детьми и охранять жилище. Лев привык к простору. В цирке же всех животных приходится соединять в одну группу и выводить на одну арену, поэтому работа со львами особенно сложна. Мне хотелось доказать самой себе и всему миру, что я смогу покорить гордых и независимых львов.
Но львы были потом, а до них чего только не было - музыкальная школа и балетная студия при Харьковском оперном театре и спорт – бег, прыжки в длину, в высоту и в воду с вышки, русский хоккей, ядро, диск и копье, и мотоспорт. Причем отнюдь не на любительском уровне - в 1927 г. Ирина Бугримова стала чемпионкой Украинской ССР в толкании ядра, а в 1928 г. – чемпионкой Украинской ССР в метании диска.
В середине 20-х Ирину начали приглашать в Харьковский цирк в качестве помощницы ветеринара для осмотра дрессированных животных.
Но выйти из-за кулис под свет софитов ее подтолкнуло знакомство с тренером по мотоспорту и будущим мужем Александром Буслаевым. Несмотря на большую разницу в возрасте, им удавалось договариваться не только в семейной, но и в «сценической» жизни, и их творческий тандем тоже оставил свой след в истории советского цирка.
Вместе они придумали номер, на который до этого не решался никто - «Полет на санях из-под купола цирка», настоящие американские горки в безрельсовом пространстве. Специальные сани «выстреливали» по крутому трамплину из-под самого купола цирка, описывали крутую дугу, пролетали сквозь кольцо и приземлялись на страховочную сетку.
Премьера аттракциона состоялась в 1931 году и стала одной из самых ярких в сезоне. Но даже став любимицей публики, Бугримова не чувствовала, что занимается своим делом. Теперь она обратила свое внимание на дрессуру.
В итоге на руках у Ирины оказалось три львенка, которых звали Гай, Юлий и Цезарь, тот самый Цезарь, который будет ее много раз спасать, в том числе и от Гая с Юлием. Бок о бок с ними она проработала 23 года, и ее любимцем был лев Цезарь. Дрессировщица рассказывала, что когда он замечал назревающее недовольство остальных зверей в арене, он заступался за дрессировщицу и пресекал даже намек на бунт устрашающим рыком.
Цезарь до последних дней сохранял настоящее королевское достоинство и, как и его наставница, был предан своему ремеслу. Даже выйдя на заслуженный отдых, он не мог смириться с бездельем. Однажды он даже в кровь разбил себе морду о прутья клетки, вырывался на арену, услышав музыку циркового оркестра.
Бугримова и ее зверинец не просто отрабатывали программу. Каждый номер был целым спектаклем, основанным на уникальных трюках. Огромные хищники по просьбе своей «мамы» ходили по канату, качались на качелях, ездили на мотоцикле и, конечно же, прыгали через огненное колесо.
Она передвигалась по манежу, словно танцевала. Казалось, дама чувствовала себя в клетке со львами, как персидская царевна во дворце, устланном мягкими пушистыми коврами. Мало кто, глядя аттракцион, вспоминал, что одна такая "кошечка" весит килограммов триста и в несколько секунд может растерзать укротительницу на куски.
Но самым «хладнокровным» номер в их репертуаре был аттракцион «Кресло смерти». Ирина занимала свое место на троне, а три льва, как преданные рыцари, окружали ее, опираясь лапами на подлокотники и спинку. Сидя на таком пьедестале, Ирина с невозмутимым видом кормила львов с рук сырым мясом, как будто даже не замечая, что клыки одного из них находятся в опасной близи от шеи.
Далеко не всё всегда было идеально, Ирина неоднократно получала на арене травмы, но это не могло стать препятствием.
«Если зацепил, кожу порвал – это не травма. Зашили – через десять дней швы сняла, и пошла поработать. И опять – то поломали, то порвали, то полморды оторвали (это она про свое лицо ), только глаз один моргает. Конца не было! Вот сухожилие вырвали, видите, это фактически не рука. Но я ни разу за все сорок лет не пожалела о своем выборе. Меня же никто не повторял, не могли».
В 1941 г. лев Юлий мощным прыжком свалил укротительницу с ног, а Кай тут же стал трепать ногу. Хирург наложил после сорок восемь швов.
Через пять лет, во время исполнения трюка "Качели", у Таймура сработал животный инстинкт и он вцепился в голень ноги стоявшей слишком близко к нему дрессировщицы.
В 1955 году Аракс решил "поиграть": она махнула рукой, он, в ответ - лапой, три пальца руки повисли на сухожилии. Ирина Николаевна сгребла пальцы в ладонь и продолжала номер.
В 1958-м во время гастролей в Польше Гриф лапой задел лицо. В нескольких местах была сорвана кожа, один глаз, залитый кровью, ничего не видел. Она промокнула лицо и довела номер до конца. Зал приветствовал ее стоя.
Вот, что она говорила в интервью насчет этих эксцессов:
- Ирина Николаевна, почему, когда львы нападали на вас, вы продолжали выступление?
- Хищникам нельзя показывать, что они взяли над тобой верх. Самое страшное: если ты упал в клетке - разорвут не задумываясь...
- Потом вы наказывали львов за содеянное?
- Никогда. В львах нет хитрости и коварства кошачьих. Если произошел инцидент, значит, его причина во мне: либо где-то переступила грань дозволенного, либо недосмотрела.
Трудно поверить, но она никогда не пользовалась услугами домработницы. "На меня ведь никто не угодит! — говорила дрессировщица. — Я любила готовить и умела это делать, только всегда было жаль, что готовка требует много времени, а мне оно так нужно было". Дрессировщица прекрасно шила, в том числе и все свои сценические костюмы.
Интернет пестрит шутками о сильных и независимых женщинах, которые празднуют дни рождения в компании своих многочисленных котов. Шутки шутками, но в истории нашей страны действительно была артистка, которая всю свою жизнь посвятила животным из семейства кошачьих.
Ирина Бугримова – звезда советского цирка, первая женщина-укротительница, единственной любовью которой всегда были львы.
Со львами Бугримова объездила весь мир. Побывала в Иране, Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, на Кубе, в Мексике, Израиле, Японии... На выступлениях советских артистов бывали правители страны, многие из них приходили за кулисы выразить свой восторг Ирине Николаевне.
Поставленные ею трюки были уникальными: "Лев в воздухе", "Лев на лошади", "Лев-канатоходец". Она умела кормить царя зверей изо рта и бесстрашно клала им в пасть свою голову.
20 лет она, в буквальном смысле слова, жила в цирке, в гримерной, не имея собственной квартиры. Львы были ее семьей. Она возилась с ними, как с детьми, растила, воспитывала, провожала "на пенсию". Она так и не смогла обрести счастье в личной жизни, дважды была замужем, но ненашла мужчины сильнее себя...
Выступление с дрессированными львами, 1957 год
Судьба Ирины Бугримовой сложилась непросто: с детства она занималась спортом и мечтала о цирковой карьере. На цирковой арене она дебютировала как акробат, но с годами освоила профессию дрессировщика. Сложность заключалась в том, что Ирине пришлось стать пионером в этой области, и в поисках стратегии общения с хищниками ей приходилось опираться только на собственную интуицию.
Имя Ирины Бугримовой прогремело на весь СССР, когда она впервые выступила с Александром Буслаевым. Совместный номер был построен на акробатическом трюке: на глазах у изумленных зрителей артисты «парили» на санях с огромной высоты из-под купала цирка. Это было в 1931 году, а, спустя несколько лет, Ирина поняла, что готова поменять род деятельности. Она живо откликнулась на предложение освоить дрессуру, поступившее от руководства цирка.
Первыми её подопечными стали лошади, вторыми – леопарды, а вот третьими – львята, названные в шутку Гаем, Юлием и Цезарем.
Именно третья попытка стала решающей, Ирина решила для себя, с какими животными ей наиболее интересно работать.
Ирина Бугримова – первая женщина-дрессировщица
Лев исполняет сложнейший трюк – хождение по канату
Ирина Бугримова – первая женщина-дрессировщица
Несмотря на то, что трёх львят Ирина воспитывала почти с рождения, Гай и Цезарь чуть не загрызли её, повзрослев. Дрессировщики поясняют, что в жизни каждого животного наступает критический момент, когда он может напасть на укротителя. Именно это произошло во время одного из выступлений, лишь благодаря защите Цезаря и оперативной реакции Александра Буслаева дрессировщицу удалось спасти. Лечение было сложным, у артистки была сильно повреждена нога. После реабилитации смелая женщина приняла решение не сдаваться и продолжить дрессуру, для львов её повторное появление в их клетке стало знаком её силы, с тех пор животные были ей послушны.
Ковёр из львов
К слову, Цезарь навсегда остался любимцем Ирины. Он выступал с ней 23 года (для сравнения, в дикой природе львы живут в среднем около 14 лет), его уход с арены стал настоящей трагедией для дрессировщицы.
Отрывок из интервью с Ириной Николаевной:
- Работа в цирке - напряженный труд и для зверей, поэтому здесь все должны быть здоровыми и сильными. Но вам, я знаю, приходилось работать с разными львами...
- Как-то я взяла в свою группу двух львов-братьев. Старший Руслан рос хорошо, а вот младший Демон развивался медленно и сложением был похож на маленькую львичку. Работать с ним было невозможно, и мы отдали его на зоовыставку. Наутро пришла служительница зверинца и сказала, что с Демоном плохо: он не ест, не пьет, рвется из клетки, избился в кровь. Мы тут же поехали на зоовыставку. Когда подошли к клетке и лев увидел меня, заметался, а когда открыли дверцу, бросился ко мне и повис, едва не сбив меня с ног. Оторвать его было невозможно. Нам помогли добраться до машины, так и ехали всю дорогу, тесно прижавшись друг к другу. Больше я его никому не отдавала. Еще один случай: после рахита, перенесенного в детстве, лев Гриф ослеп на девяносто процентов. Репетировали так: я держала недалеко от его носа кусочек мяса и Гриф шел за ним в нужном направлении. День за днем я приучала его выполнять мои команды.
- У вас были любимчики?
- Больше других вспоминается лев Цезарь. Я проработала с ним 23 года! Даже в самых жутких львиных бунтах никогда не шел против меня, наоборот, бросался на своих собратьев, защищая. Он помогал воспитывать молодежь, знал все роли, до последних дней жизни исполнял основные трюки. Но настало время, я не смогла вывести Цезаря к зрителям: Цезарь заболел и уже не вставал. После выступления - сразу к нему. Увидела - и ужаснулась: у Цезаря вся морда была разбита, во время представления он рвался на манеж. Наутро лев отказался от еды, а вечером все повторилось. Лишь на третий день Цезарь смирился со своей участью. Вскоре его не стало. Это случилось 24 марта 1961 г.
Ирина Бугримова со львом на качелях под куполом цирка
Фото делано во время выступления в Большом московском цирке на проспекте Вернадского
Сама Ирина Бугримова радовала публику своими выступлениями до 67 лет, а после ещё много лет помогала молодым дрессировщикам. Её дрессура была мягкой, а отношение к животным очень заботливым. Всего в послужном списке Ирины Бугримовой значилось около 100 четверолапых учеников. Львы выполняли невероятные трюки, и публика приходила в восторг: звери катались на мотоциклах, парили под куполом на качелях, выкладывались «ковром»…
Ирина стала первой женщиной, которая решилась исполнить известный трюк: положить голову в пасть к хищнику.
В 2000 году в фойе Большого Московского цирка на проспекте Вернадского была заложена Аллея звёзд российского цирка — и первой «взошла» звезда с надписью: Народная артистка СССР Герой Социалистического Труда Ирина Бугримова. В тот же день прославленная дрессировщица отпраздновала 90-летний юбилей в Центральном доме работников искусств.
Скончалась на 91-м году жизни от сердечного приступа 20 февраля 2001 года в Москве. Похоронена на Троекуровском кладбище.

