Меню
  • Главная
  • Разделы сайта
  • Форум
  • Помощь новичкам
  • Все о сайте
  • Картинки
  • Фотогалерея
  • Администрация
  • Обратная связь
  • Из жизни известных

    Боярыня Морозова - история мятежной раскольницы

    422

     

    1:504

     

    1:509

    При царе Михаиле Фёдоровиче Романове и его сыне, Алексее Михайловиче, служил Глеб Морозов. Имя этого человека навсегда вошло в историю, однако связано оно не с головокружительной придворной карьерой или военными заслугами, а с личностью, ставшей гораздо известнее его самого....его женой.

    1:1038

    Оставшись вдовцом, Глеб Иванович женился на семнадцатилетней красавице Феодосии, что более известна как боярыня Морозова. Она стала одной из самых неординарных, неоднозначных и ярких личностей истории России.

    1:1426

     

    1:1431

    Жизненный путь мятежной боярыни Морозовой, запечатленной Василием Суриковым на самом известном его полотне, закончился трагической гибелью. Почему же овдовевшая тридцатилетняя женщина подверглась критике и осуждению? Как вышло, что одни называли Морозову святой, а другие - осуждали, предрекая скорую кару?Кем же она была на самом деле – святой мученицей или одержимой?

    1:2114



     

    1:4

     

    2:510

    Литовченко Александр «Боярыня Морозова»

    2:590

     

    2:595

    Морозова - богатая вдова

    2:646

     

    2:651

    Феодосия Соковнина появилась на свет в мае 1632 года в знатной семье окольничего. Известно, что её отец Прокопий Фёдорович, приходился родственником первой супруге царя Алексея. Более того, будущая боярыня входила в состав свиты царицы.

    2:1083

     

    2:1088

    Когда девушке исполнилось 17 лет, её взял в жёны Глеб Иванович Морозов. Вероятно, союз тот строился на расчёте, а о чувствах речи не шло. Морозов был одним из самых богатых людей своего времени, занимал должность царского спальника, владел несколькими крупными усадьбами.

    2:1583



     

    2:4

    Вскоре умирает брат Морозова, после чего всё огромное состояние семейства переходит к Глебу Ивановичу. Однако и сам Морозов не слишком пережил брата. Наследником богатства становится малолетний сын Иван, однако на деле состоянием руководила Феодосия Прокопьевна.

    2:492

     

    2:497

    Овдовевшая Морозова был избрана верховой боярыней, оставшись при дворе. О её богатстве слагали легенды, хотя далеко не все они имели подтверждение. Историк С. М. Соловьёв в своей книге “История России с древнейших времён” приводит слова одного из современников Морозовой:

    2:1001

    “Дома прислуживало ей человек с триста. Крестьян было 8000... ездила она в дорогой карете, устроенной мозаикою и серебром... за нею шло слуг, рабов и рабынь человек сто, оберегая её честь и здоровье”.

    2:1360

     

    2:1365

    Согласитесь, перед мысленным взором возникает поистине “царский” образ, но боярыню нельзя назвать одной из тех, кто тяготел лишь к роскоши и удовольствиям. Напротив, ей не чужд был и некий аскетизм.

    2:1731



     

    2:4

    Старообрядчество в жизни боярыни Морозовой

    2:91

     

    2:96

    В историю Феодосия Морозова вошла как представительница старообрядчества. Её близким другом был протопоп Аввакум, вместе с которым она выступала против реформ патриарха Никона.

    2:427

     

    2:432

    3:936

    Боярыня Морозова навещает протопопа Аввакума. Миниатюра XIX века

    3:1058

     

    3:1063

    Патриарх, поддерживаемый царём Алексеем Михайловичем, принимал нововведения, касающиеся русской православной церкви. В частности, за основу брались принципы Церкви Константинопольской, что давало возможность забирать церковное имущество в пользу государства.

    3:1548

     

    3:4

    После реформы Никона в XVII веке в церкви произошел раскол: староверы отказались принимать новшества. Вслед за протопопом Аввакумом они стали раскольниками и стоически терпели пытки и шли на смерть, но не отрекались от своих убеждений. По приказу царя Алексея Михайловича раскольников отправляли в ссылку, бросали в земляные тюрьмы – глубокие ямы, или в подвалы с крысами. 

    3:688

     

    3:693

    Дом боярыни Морозовой стал оплотом старообрядцев. Свои молитвы она совершала “по старым обычаям”, жертвовала значительные суммы на помощь нищим, убогим и бездомным, которые получали приют в её жилище и называли Морозову святой.

    3:1116

     

    3:1121

    Известно, что Феодосия Прокопьевна носила рубаху-власяницу, которая, согласно поверьям, “смиряла плоть”. Правда, в этом у неё с Аввакумом заметны расхождения во взглядах.

    3:1437

    Протопоп призывал последовать примеру преподобной Мастридии, выколов глаза, чтобы избавить себя от соблазнов. Здесь прослеживается явная разница между Аввакумом и Морозовой, ведь первый был фанатиком старообрядчества, а вторая - лишь ярой защитницей прежних устоев.

    3:1930



     

    3:4

    4:508

    П. Оссовский. Фрагмент триптиха *Протопоп Аввакум – Боярыня Морозова*

    4:640

     

    4:645

    Непреклонность и её последствия

    4:711

     

    4:716

    Алексей Михайлович, поддерживающий реформы Никона, всячески пытался оказать влияние на Морозову. Когда стало ясно, что родственники и знакомые не смогут переменить её взглядов, царь перешёл к более решительным мерам. У боярыни начали отбирать земли и усадьбы. Вероятно, уже тогда Алексей Михайлович задумывался об аресте, но заступничество его супруги, Марии Ильиничны, связанной родством с Морозовой, спасало женщину.

    4:1487

     

    4:1492

    Более того, сама Морозова несколько раз посещала “новообрядческую церковь”, чем вызывала негодование своих соратников. Чтобы убедить их в приверженности прежним идеям и принципам, боярыня приняла постриг, став монахиней Феодорой.

    4:1921



     

    4:4

    В отличие от прочих придворных, Феодосия Морозова отказалась присутствовать на венчании царя Алексея и его второй супруги, Натальи Нарышкиной. Увещевания бояр, направленных государем, не дали результата. Отказом принять новые реформы Морозова подписала свой приговор.

    4:501

     

    4:506

    Арест и смерть Морозовой

    4:558

     

    4:563

    В конце осени 1671 года в дом Морозовой пришли священнослужители, что стали производить допрос Феодосии и её сестры.

    4:775

    В “русском биографическом словаре указывается:

    4:866

    “Чтобы выказать своё презрение к пришедшим, они (женщины) легли в постели и лёжа отвечали на вопросы”.

    4:1056

     

    4:1061
     

    Боярыня Феодосия Морозова (кадр из сериала «Раскол»)

    5:1668



     

    5:4

    Через несколько дней после допроса сёстры были арестованы и привезены в Чудов монастырь, после чего их отправили на подворье Псково-Печерского монастыря. За Морозову пытались вступиться влиятельнейшие люди того времени. Известно, что сама царевна Ирина Михайловна просила брата смягчить свой гнев. Поддержку боярыне оказывал и патриарх Питирим.

    5:645

     

    5:650

    6:1154

    В. Суриков. Этюд к картине *Боярыня Морозова*

    6:1239

     

    6:1244

    В 1674 году Феодосию, её сестру Евдокию и их соратницу Марию Данилову привозят на Ямской двор. Женщин подвергают пыткам на дыбе, вынуждая отказаться от прежних принципов. Несмотря на все мучения, сторонницы старообрядчества остались непреклонны.

    6:1694

     

    6:4

    Как рассказывается в житии Морозовой, её хотели сжечь на костре, однако бояре возмутились подобным варварством по отношению к представительнице знатного рода. Однако гибель была неминуемой. По распоряжению царя сёстры были отправлены в Боровск.

    6:458

     

    6:463

    Василий Суриков изобразил тот момент, когда боярыню везли на дровнях по московским улицам. Художника восхищала женщина, которая восстала против официальной церкви и царской власти, и была настолько сильной, что никакие пытки не сломили ее воли.

    6:914

     

    6:919

    Там, в земляной тюрьме Морозова скончалась от голода в 1675 году. На тот момент ей исполнилось всего 43 года.

    6:1113

     

    6:1118

    Картина Сурикова

    6:1156

     

    6:1161

    7:1665



    В. И. Суриков «Боярыня Морозова»

    7:62

     

    7:67

    В 1887 г. картина «Боярыня Морозова» впервые была представлена на 15-й выставке художников-передвижников, после чего ее купил П. Третьяков для своей коллекции.

    7:355

    Реакция на картину была неоднозначной. Сурикова даже обвиняли в пропаганде раскола.

    7:512

    Только 3 человека тогда открыто выступили с позитивной оценкой работы: писатели Гаршин и Короленко и музыкальный критик Стасов.

    7:749

    В. Короленко писал: «Есть нечто великое в человеке, идущем сознательно на гибель за то, что она считает истиной. Такие примеры пробуждают в нас веру в человеческую природу, подымают душу».

    7:1095

     

    7:1100

    8:1604



    И. Репин. *Портрет В. Сурикова*

    8:57

     

    8:62

    Историю Морозовой Суриков знал с детства – был знаком с раскольниками, к старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна. На первых эскизах именно ее чертами художник наделил боярыню.

    8:422

    Но результат его не удовлетворил: «Как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось». В конце концов прототипом героини ему послужила уральская старообрядка: «Я с неё написал в садике этюд в два часа. И как вставил её в картину – она всех победила», – говорил художник. Именно такой теперь все и представляют боярыню Морозову.

    8:1127

     

    8:1132

    9:1636



    В. Суриков. Голова боярыни Морозовой

    9:70

     

    9:75

    Суриков несколько отступил от исторической правды – он знал, что раскольницу везли связанной и обездвиженной, то в таком образе не было героизма и величия. Поэтому его боярыня Морозова сидит на соломе, воздев руку, сложенную двуперстным крестом – символом старообрядчества. Его героиня – воплощение лучших черт всего народа: готовности к самопожертвованию, стойкости и силы духа.

    9:777

     

    9:782

    10:1286

     Суриков. Этюд к картине "Боярыня Морозова"

    10:1369

     

    10:1374

    Боярыня Морозова - одна из самых неоднозначных личностей русской истории. Она была верна старым церковным принципам настолько, что пожертвовала собой во имя веры. Кто-то называет это святостью, кто-то - безумием, но равнодушно относиться к этой женщине, оставившей вечный след в прошлом своей родины, просто невозможно.

    10:1959

     

    10:4
    • Не нравится
    • 0
    • Нравится

    ЕЩЕ НА ЭТУ ТЕМУ:

    Нежная дружба двух кумиров...

    Нежная дружба двух кумиров...

        Была у Татьяны Пельтцер одна страсть – преферанс. За игрой она могла проводить ночи напролет. Играли, конечно, не «на интерес». Однажды в узкий круг
    Инна Чурикова и Глеб Панфилов - такое простое счастье

    Инна Чурикова и Глеб Панфилов - такое простое счастье

        Он поверил в нее тогда, когда не верил никто. Вместо водевильно-гротескной актрисы перед зрителями вдруг предстала удивительно чувственная и глубокая

    "Дело было в Пенькове" - интересные факты о съёмке фильма

        4 декабря 2009 г. ушел из жизни знаменитый актер Вячеслав Тихонов. В народе его называли «Штирлиц», а сам он главной работой в своей кинокарьере считал

    ВАС ТАКЖЕ ЗАИНТЕРЕСУЕТ:

    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    РАЗДЕЛЫ САЙТА
    Кто онлайн
    
    Всего на сайте: 37
    Пользователей: 1
    Гостей: 36
    Richardlat
    РЕКЛАМА
    ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ
    по просмотрам по комментариям
    МЫ В СЕТЯХ
    soc soc soc soc soc