Все народные праздники и приметы в марте
Современное название месяца март пришло к нам с принятием христианства, хотя в народе еще на протяжении столетий продолжали использоваться преимущественно старые славянские названия. В Риме этот месяц был посвящен богу войны Марсу. Считается, что это связано с тем, что с приходом марта на Апеннинском полуострове как раз устанавливалась хорошая теплая погода, подходящая для начинания новых военных кампаний — так что март всегда был связан с проводами войска в новые военные походы.
У наших предков название месяца отражало те или иные метаморфозы происходящие с природой в разных регионах страны, именно поэтому отличались и названия — «весна» на юге приходит гораздо раньше, чем в северных областях: зимобор (борется с зимой), протальник (снег тает, проталины), сухий (мало осадков, земля высыхает), березозол (пробуждение берез, жгли березу на уголь), соковик (движение березовых соков).
1 МАРТА
Маремьяна праведная. Меремьяна — Кикимора.
Вот так — внезапно! День памяти Маремьяны праведной — христианской праведницы, родившейся в Галилее и посвятившей себя проповедованию Евангелия, совместился с дохристианским днем кикиморы, более того их названия слились в одно. Сочетание, конечно, фантасмагорическое, но, впрочем, удивляться этому не приходится. В действительности практически все христианские святые «наслаиваются» на древние дохристианские образы нашего народа, чествование которых приходится на тот же день календаря.
Очевидно, новые религиозные герои были достаточно далеки от народа, непонятны и в общем-то оторваны от традиционной культуры (где архангельские крестьяне и где праведницы Галилеи?), в то же время, продолжать поклоняться древним богам и духам под старыми их именами в новых реалиях было уже невозможно. Отсюда и получилась такая смесь: продолжение дохристианских праздников и обрядов практически в их первозданной сути, но под христианскими названиями — под видом почитания того или иного святого.
Так появились Власий — скотий бог, Касьян завистливый, Агафья — коровница, Антип — половод, Лукьян — ветреник, Никита — водопол (=праздник угощения водяного), Параскева Пятница (=пятница день почитания богини прядения Макоши). Даже более того — Коляда (=рождение нового молодого Бога солнца) невероятным образом совпало с Рождеством Христовым, Масленица (=проводы зимы со сжиганием ее чучела) стала предварять начало Великого Поста, а самый крупный летний славянский праздник Ивана Купалы день в день совпал с рождеством святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Что касается Маремьяны-кикиморы, то кроме странного названия этого дня, история не сохранила нам деталей того, как он мог праздноваться и какие обряды проводили в это время крестьяне. Тем не менее, известно, что образ кикиморы в народе не был однозначно отрицательным или положительным — в разных ситуациях эта сущность могла проявлять себя по отношению к людям по-разному. Она считалась женой/хозяйкой лешего или домового, и могла быть как страшной старухой, так и девушкой с белым лицом и длинными черными волосами.
Кикиморы связанные с лешими, что вполне логично, принадлежали к миру леса, а те, что были связаны с домовыми — «населяли» различные строения от дома, до бани, курятника, хлева и проч. Эти «домашние» кикиморы обычно вредили людям по мелочам (разбить горшок, ощипать кур, спутать нитки или сжечь кудель), в случае же крупной беды, все же вставали на сторону хозяев и предупреждали их о грядущих бедах протяжным плачем.
Вероятно, в начале марта — перед ответственным временем нового посевного цикла — крестьяне пытались как-то задобрить своих «домашних» кикимор. Интересно, что языческое мировоззрение вообще всегда предлагает человеку наладить контакт/найти точки соприкосновения с любыми существами, живущими рядом, какими бы отличными от нас или даже «вредными» они не были. То есть ничто в язычестве не могло считаться 100% злом, требующим некого искоренения — напротив, практически любого враждебного персонажа можно было через добро, уважение и принятие сделать своим союзником.
В средневековой Руси в этот день встречали Новый год, и традиция не работать 1 марта сохранялась до XIX века. А весну с тех, средневековых, времен зовут "утром года".
Если с первых дней весна разгульна, незастенчива - обманет, верить нечего.
Пришел марток - надевай семеро порток.
2 МАРТА
Федор
На Федора серая ворона начинает строить гнездо.
В этот день молились об отыскании украденных вещей и пропавших людей.
Иногда и март морозом хвалится.
И в марте, бывает, вода льдом застывает - именно в этот день ждали мороза.
3 МАРТА
Весна днем красна
Март у матери-зимы шубу купил, а через три дня ее продал.
Говорят, в этот день можно увидеть вылет бабочек-крапивниц. Проверьте!
4 МАРТА
День будничных забот
Отвлечется от них крестьянин, поглядит вокруг, примечает: коли в марте снежок задулинами - будет урожай на огорожанину и ярицу. Если весенний лед по затонам и озерам не тронется, а потонет - год будет для людей тяжелым. Если Млечный путь полон звезд и светел - к хорошей погоде, а если тускл - к ненастной.
5 МАРТА
В этот день не советуют смотреть на звезды: "Худая примета заляжет на душу того, кто увидит падающую звезду". Правда, в современной песне поется: "Звездопад, звездопад - это к счастью, друзья, говорят..." Так что решайте сами, смотреть или не смотреть.
А еще в этот день бывают сильные ветры.
Харитонова жена под тыном шла, семьсот рубах нашла, ветер подул - все рубахи раздул.
Но как ни злись метелица - все весной повеивает.
6 МАРТА
Тимофей-весновей
Считалось, что первое ощутимое дыхание весны чувствовалось именно на Тимофея. По погоде этого дня делали долгосрочные прогнозы о характере грядущей весны. При хорошей солнечной погоде старики впервые после долгой зимы выходили на завалинку, грелись на солнце, вели разговоры и рассказывали истории да сказки.
По Тимофею весна.
Весновей теплом веет, стариков греет.
7 МАРТА
Маврикий
На Маврикия грачи прилетают. В этот же день можно увидеть первых скворцов и услышать самую раннюю трель полевого жаворонка.
Коли перелетная птица течет стаями-к дружной весне.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к теплому лету.
Увидал скворца - знай: весна у крыльца.
8 МАРТА
Международный женский день.
А по народному календарю - Поликарп.
Говорили: "Пора сорокам в лес убираться, а тетеревам выступать с запевками".
В это время частенько возвращаются морозы: "Март месяц любит куролесить: морозом гордится и на нос садится".
9 МАРТА
Обретение. День обретения главы Иоанна Предтечи
В христианстве праздник обретения главы Иоанна Крестителя связан с преданиями о его смерти: он был казнен Иродом по просьбе Саломеи, которая потребовала его голову по наущению своей матери, люто ненавидевшей Иоанна.
Отсеченную голову Иоанна Крестителя не позволили похоронить как подобает, но она была спрятана во дворце Ирода, после чего вынесена и сохранена для потомков благочестивой христианкой. В дальнейшем, голова Иоанна Крестителя несколько раз находилась и вновь терялась, в итоге существует три отмечаемых церковью обретения главы Иоанна Предтечи: 24 февраля (9 марта) — первое и второе обретение, 25 мая (7 июня) — третье обретение.
Впрочем необходимо отметить, что календарная привязка этих праздников не ясна, так как в истории нет сведений о днях или даже месяцах данных обретений — приблизительно известны лишь года, и то лишь второго и третьего обретения — 452 и 850 г.
Сегодня трудно сказать насколько эта легенда была в действительности известна и почитаема в русском народе. Вполне возможно, что в слово «обретение» крестьяне вкладывали совершенно другой смысл, так как все памятные обычаи 9 марта так или иначе связаны с птицами, а некоторые поговорки явно указывают на «обретение птицами гнезда».
Почему "обретению" птицами гнезд придавалось такое большое значение? Все просто - в народных поверьях именно птицы несли на своих крыльях весну, а значит свет, тепло, продолжение и возрождение жизни, причем считалось, что они возвращаются на землю не откуда-то, а непосредственно из (В)ырия/Ирия, то есть из из врат славянского небесного рая, где живут светлые боги.
Вот какие поверья, связанные с прилетом и поведением птиц, сохранила для нас народная память:
На обретение птица гнездо обретает.
В день Обретения птица завивает гнездо, а перелетная птица летит из вырая. (=ирия. Ирий можно понимать и как «рай» и как «теплые южные страны»).
Птичье потенье — гнезд обретенье.
Тетерев весной бормочет: "Продам шубу, продам шубу - куплю балахон..."
Загадка о птицах: "Кто два раза родится - первый раз гладкий, а второй раз мягкий?"
Своевременный прилет весной перелетных птиц обещает хороший урожай хлеба.
Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев, домов — к холодному лету, и обратно.
Если дергач (=коростель) крикнет прежде перепела, то лошади во все лето будут худы; если же перепел крикнет прежде дергача, то лошади будут сыты.
Если дятел торчит в марте, то поздней будет весна.
Свирочек-зяблик свирлит к ненастью, холоду.
Синица запела - тепло ворожит.
10 МАРТА
Тарасий-кумошник
Время пассивных энергий уходит, сменяясь новым циклом активности. Остаются в прошлом неспешные зимние посиделки, рукоделье, созерцательная, спокойная и отчасти "сонная" пора, когда весь мир был скован снегом и укрыт тьмой зимних ночей. Всем пора просыпаться, готовится к посевной, начинать различные работы на улице, налаживать инвентарь.
Именно поэтому с Тарасия-кумошника возбраняется дневной сон, а ранний отход ко сну - он уже не пойдет на пользу, а только принесет кумоху, то есть лихорадку.
Как защититься от кумохи? Вот как это делали костромские крестьяне:
"...Живет кумоха в дремучем лесу, в непокрытой избе, живет она не одна, а с сестрами. Всех сестер счетом двенадцать. Ростом и дородством сестра в сестру. Что взглянешь на одну, то увидишь и на другой. Нет примет, по чему опознать сестру от сестры. Над всеми над ними наибольшая старшая сестра; она-то посылает своих сестер в мир - людей знобить, грешное тело мучить, белы кости крушить. Поселяне открыли против кумохи удивительное средство: страждущие кумохою выходят на то место, где будто поселилась в них кумоха, осыпают вокруг себя ячневою крупою и, раскланиваясь на все стороны, говорят: "Прости, сторона, мать-сыра земля! Вот тебе кумоха!"
Снова раскланиваются на все четыре стороны и идут домой с уверенностью, что они непременно будут здоровы..."
Кто спит под вечер на Тараса, тот наспит кумоху.
Вешний сон валит слабых со всех сторон.
Тарас - не опрокинь на матрас.
11 МАРТА
Весна продолжает наступать. Крестьяне внимательно наблюдают за природой.
Случившийся в марте гром - признак плодородия; если ранней весной сверкает молния, а грома не слышно - лето будет сухое.
Первый гром весной - признак наступающего тепла.
Загадка про весенний снег: "Шкура лежит, а сама до воды бежит".
12 МАРТА
Прокоп-дорогорушитель
Наступила почти середина марта, температура растет, снег тает, подмороженная земля разбухает и наезженные зимой дороги начинают рушится. Российские дороги, всему миру известные своим качеством, становятся попросту непроходимыми. Явление это называется весенней распутицей, и ничего с ним не поделаешь - стихия!
Процесс этот на Прокопа-дорогорушителя только начинается, а вот на "Кирилла — дери полоз" (31 марта) наступает уже полное бездорожье.
Прокоп дорогу рушит.
Прокоп-дорогорушитель дорогу прокопает.
У воды нос остер — пробивается всюду.
13 МАРТА
Василий-капельник, дроворуб
Считалось, что в этот день всегда приходит оттепель, с крыш начинает капать, а днем солнце уже заметно припекает. Талой воде приписывались целебные свойства.
Владельцы садовых участков могут понаблюдать, как тают приствольные круги у деревьев:
"Крутые края - так крута весна будет, пологи - весна протяжлива".
Согласно другой примете, если с крыш капает, охотникам надо собираться на зайцев.
А в Сибири, в частности Тюменском крае Василий-капельник именовался древоруб, так как спиленные за зиму дрова по насту свозились к берегу для лесосплава.
Придет батюшка Василий-капельник, и зима заплачет - говорили крестьяне. И действительно, чаще всего в этот день бывает оттепель.
На Василия теплого солнце в кругах — к урожаю.
Василий-капельник капли дает, капли уж будут — к доброму году.
Длинный сосульки — долгий лен.
14 МАРТА
Евдокия (Авдотья) — плющиха, подмочи порог, свистунья, весновка, замочи подол.
По старому стилю Авдотья выпадала на 1 марта, именно поэтому с днем связано особенно много примет, ведь он символически являлся «первым днем весны», а до 1492 года празднование Нового Года и вовсе приходилось именно на этот день.
В народе день отмечался торжественно как большой праздник, ему свойственно множество ритуальных символических действий, связанных со встречей и зазыванием весны:
- Из леса приносили сучья и топили ими избы, чтобы весна была теплой;
- Сбрасывали с крыши снег, а по размеру и форме сосулек примечали будет ли в этом году хорошим лен (если сосульки длинны);
- Белили холсты, так как верили, что на Авдотью «все подземные ключи закипают»;
- Девушки и дети закликали весну — забирались на крыши и пригорки и пели различные обрядовые песни-веснянки:
На Авдею-Евдокию начинаются первые полевые и огородные работы: считалось, что посаженная в эти дни рассада не пострадает от мороза и даст хороший урожай. Мужчины же готовят инструмент: точат сохи и бороны.
Русские крестьяне считали Евдокию хранительницей ключей от весенних вод: захочет - рано пустит воду, прогневается - заморозит.
Евдокия - замочи подол, под порогом мокро.
Присказка «замочи подол», «подмочи порог» относится к тому, что на Евдокию ожидались первые весенние оттепели и значительное снеготаяние. Однако, день мог ознаменоваться и своеобразным возвратом зимы, так что народные присказки и поговорки фиксируют непредсказуемый характер дня и погоды, а также появление весенних ветров.
Евдокии-свистуньи: ветры свищут.
С какой стороны в этот день ветер дует, с той будут ветры весной и летом.
На Евдокию теплый ветер — лето мокрое, сиверко — холодное лето.
Евдокия благоволит, да насорит.
Тепло светит солнышко, да Авдотьей поглядывает-либо снег, либо дождь.
На Евдокию еще собачку в сидячку снегом заносит.
На Евдокию снег — к урожаю.
Коли на Евдокию холодно — скот кормить лишние две недели.
Пришли Евдокеи - мужику затеи: соху точить, борону чинить.
По старому стилю этот день приходился на 1 марта - начало весны, а потому загадывали на лето:
"Если на Евдокию погоже - все лето пригоже".
"Длинные сосульки - к ранней весне".
"День Евдокии красный, ясный - на огурцы, капусту и грузди урожаи".
"Лужи на Евдокию у порога - пасечники в меду купаться будут".
Какова Евдокея, таково и лето.
Авдотья-весновка весну снаряжает.
Авдотья красна и весна красна.
Откуда ветер на Плющиху подует, оттоль и придет весна.
Если на Евдокию ясно — год прекрасный; если пасмурно — год плохой.
Новичок (народившийся месяц) под Евдокею с дождем — быть лету мокрому.
Ясная погода в этот день предвещает хороший урожай пшеницы, ржи и трав.
День Евдокии красный — на огурцы и грузди урожай.
Если грач прилетел до 14 марта — быть лету мокрому, а снег рано сойдет.
15 МАРТА
Федот
На Федота традиционно ожидали еще одну оттепель, а если она не наступала и вместо оттепели приходил мороз, говорили «Федот — да не тот» — отсюда и пошла эта поговорка.
Федот-ветронос.
Федот злой - не быть с травой.
Когда в этот день вместо ожидаемой оттепели случается мороз, говорят: "Федот, да не тот".
16 МАРТА
Посмотрим на небо: если оно чистого голубого цвета и кажется глубоким - хорошая погода сохранится. Какова вечерняя заря - таков другой день.
17 МАРТА
Герасим
На Герасима-грачевника принято было печь хлеб в виде грачей, что, очевидно, является частью многочисленных обрядов, призванных зазвать весну. Такое внимание грачам объясняется тем, что именно они — первые возвращающиеся домой перелетные птицы, а птицы, по славянским поверьям, несли на крыльях весну, отпирали ключами запертые (замороженные) на зиму водные источники.
Герасим-грачевник грачей пригнал. Увидал грача - весну встречай.
В этот день ни в коем случае не будем обувать новые туфли, ведь народом давно замечено: "Кто на Грачевника в новые лапти обуется, у того весь день будет шея скрипеть"
Кроме того, на Герасима-грачевника различными заговорами вываживали из дома кикимору. Этнографами записан такой:
«Ах ты гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее!»
18 МАРТА
Конон-огородник, Конон-градарь
С 18 марта непременно нужно начинать копать огороды, причем, как писалось в старинных месяцесловах:
«Хоть бы в день Конона Градаря была и зима, начинай пахать огород, и ты только почни в этот день, непременно огород будет добр и овощу будет много».
Сохранились сведения о заговорах, которые принято было произносить при этом первом распахивании огорода (в Новгородской области). Так, необходимо было выкопать 3 лунки, приговаривая:
«Одна лунка для суши, другая для мошки, третья для червей.»
— то есть опять же мы видим процесс «задабривания» неких вредных сущностей. Ожидалось, что благодаря этому заговору огород летом не будет страдать ни от засухи, ни от мошки, ни от червей.
Коли на Конона ясно - лето будет не градобойное.
Конон на огород позвал - пришло время замочить семена капусты и помидоров для парников, а сами парники подготовить и обновить.
Из старинного месяцеслова: "...Хотя бы в день конона Градаря была и зима, начинай пахать огород, и ты только почни в этот день, непременно огород будет добр и овощу будет много".
19 МАРТА
В этот день прилетает белый аист. Всем известно, что частенько он приносит с собой замечательные подарки.
20 МАРТА
В этот день Василий-капельник приходит в северные районы: "С крыш капает, а за нос цапает".
В 321 году римский император Константин Великий повелел праздновать воскресный день (наши предки называли его по-славянски "неделя").
21 МАРТА
Астрономическое начало весны.
22 МАРТА
СОроки, сорок мучеников
Дни с 22 марта по 30 апреля (Зосима-пчельник) считались днями последних утренних морозов - всего их 40, отсюда и название «сОроки». На «сОроки» (22 марта) хозяйки выпекали по 40 ржаных шариков, которые затем по одному каждый день выбрасывали в окошко, говоря:
Мороз, красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся,
Подобру-поздорову!
Считалось, что мороз насытится хлебными шариками и уйдет до следующей зимы — не будет мешать крестьянам начинать пахоту и сев.
На «сОроки» также возвращались домой большинство перелетных птиц, с чем связано большое количество наблюдений и народных примет:
Сорок сороков птиц на Сороки прилетает.
На Сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут.
На Сороки сорока кладет на гнездо сорок палочек.
На Сороки из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок.
«Бывает, — уверяют опытные старики крестьяне, — что прилетают жаворонки и раньше, да только те непутящие: прилетит и смерзнуть может. А уж тот жаворонок, которые на Сороки прилетит, тот настоящий, он не сдохнет.»
Существовал и другой интересный обычай, связанный с птицами и праздником Сороки — в этот день принято было выпекать «жаворонков» — сладкие сдобы в форме птичек с хохолками и распростертыми крылышками. Этих птичек раздавали детям и они бегали по полям с радостными песнями - этот обряд назывался «закликать жаворонков», что одновременно означало и «закликать весну», так как это птицы приносили ее на своих крыльях.
Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Птички-жаворонки затем частично съедались, частично отдавались домашней скотине, а частично оставлялись на крышах сараев, на ветвях плодовых деревьев и просто на земле — в поле, на проталинах, холмах, курганах. В общем — повсюду!
Христианская церковь 22 марта отмечает день памяти Сорока Севастийских мучеников — христианских воинов принявших смерть за свою веру в Севастии (современная Турция) в 320 году.
Сорока мученикам молились женщины, чтобы муж или сын благополучно вернулись с войны.
На этом примере можно опять с удивлением увидеть как сходятся и переплетаются христианские и дохристианские праздники — так, хоть смысл и совершенно разный, но и там и там присутствует неизменная привязка к цифре 40 и все сходится в один день 22 марта.
23 МАРТА
Весна идет полным ходом. Снег тает, ручьи бегут.
Журавль прилетел - тепло принес, чайка прилетела - скоро лед сойдет.
А в лесу в это время зайчата появляются, медведь из берлоги выходит, а рыси свадьбу справляют.
24 МАРТА
У ребят праздник - весенние каникулы. Стартует Неделя детской книги - "Книжкины именины".
25 МАРТА
Феофан - проломи наст
На Феофана туман - урожай на лен и коноплю. А чтобы подкрепить примету, для того, чтобы год был хорошим, а урожай богатым , хозяйки на Феофана разбрасывали по двору семена для угощения птиц.
В этот день особая забота требуется лошади, ведь если она заболеет на Феофана - все лето для работы годна не будет.
26 МАРТА
Весенним днем наблюдали:
жаворонки гуляют - к погоде, а сидят надувшись - к грозе; галки стаями летают - к дождю.
27 МАРТА
До пахоты надо обязательно нарубить дров, иначе "всю зиму будешь сырником топить". Первый месяц весны на исходе. "Сверху печет, снизу течет" - сказано об этих днях.
Дети вырезают из сосновой коры лодочки и пускают их по ручьям:
Кораблик плывет, товары везет,
Все дешевые, все грошовые:
Смолы да вару - на грош всего товару.
Дыму да ветру - ничего в трюме нету!
Вешний день целый год кормит.
Кто спит весною, тот плачет зимою.
28 МАРТА
Средний срок прилета жаворонков в Подмосковье. А в более южных районах уже готовятся к севу.
Отложи шашни, принимайся за пашню.
Сей овес, когда босая нога на пашне не зябнет.
Земля - тарелка: что положишь, то и возьмешь.
29 МАРТА
Саввин
На Саввина сани покинь, телегу подвинь.
Если в этот день тепло, то вся весна будет теплой.
30 МАРТА
Алексей - с гор потоки
На Алексея уже настолько тепло, что дети могут весь день проводить на улице — наступает время весенних игр и большая их часть, конечно, связана с ручьями: запускание корабликов из коры деревьев, перепрыгивание через ручьи и проч.
Одной из популярных детских весенних забав была всем известная игра "Родничок", когда дети становятся друг за другом, положив руки на пояс впередистоящего. Шеренге необходимо было боком перепрыгнуть ручей на другою сторону, кто коснется воды - выбывает из игры.
На Алексея выверни оглобли из саней. Алексей - из каждого сугроба кувшин пролей. Алексей - человек божий, зиму - зимскую на нет сводит.
31 МАРТА
Кирилл - дери полоз
Окончательная "отставка" саням, переход на летние виды транспорта.