Наша Гжель в быту и немного истории. Лазарь Фрейдгейм
30.08.2017 4 057 2

Наша Гжель в быту и немного истории. Лазарь Фрейдгейм

Рассказы и истории
В закладки

Искусствоведы, занимающиеся народными промыслами, могут изучать и ломать копья по поводу изделий Гжели. Быт и практика обычного человека подсказывает эмоциональное восприятие: приятно, нравится, создаёт настроение... Гжель, кажется, нашла своё место в быту. Хочется пожелать получать удовольствие от нравящихся и любимых вещей.

0:602

 

0:609

Наша Гжель в быту и немного истории. Лазарь Фрейдгейм

1:1117

 

1:1122

Лазарь Фрейдгейм

1:1161

 

1:1166

Наша Гжель - в быту и немного истории

1:1240

 

1:1245

Бело-голубой фарфор Гжели... Украшение жизни или базарная утварь?.. Первородство или заимствование?.. Вглядимся, подержим в руках, пороемся в источниках, побалагурим...

1:1550



Мои записки - это не аналитический обзор, это не исследование. Это экскурсия по впечатлениям, живущим в моей памяти. Возможно, это очень субъективные заметки. Отчасти это погружение в былое. Мне показалось, что если даже читателя совсем не интересует Гжель, он в этот момент вспомнит о своих эмоциях и впечатлениях по схожим поводам. Например, прикоснется к фигуркам Ленинградского фарфорового завода, севрской тарелке или мейсенской вазе, а может, дымковской свистульке... Прикоснуться к былому (отобрав приятное) - разве не стоит?

1:969

Мы идем по интересному для нас городу, пусть Нью-Йорку или Москве, Делфту или Стаффорду. Кого-то интересует многовековая история, кого-то - стиль архитектуры, кого-то технология возведения высотных зданий и гигантских залов. Залы музеев - кому-то нравится Шишкин или Боровицкий, кто-то поражен Пикассо или Шагалом... Для многих людей, знакомящихся с чем-то новым для себя, - на первом месте - впечатление. Этакая субъективная шкала ценностей. Мне представляется, что такой подход наиболее адекватен для не профессионального, дилетантского, отношения к множеству предметов и ситуаций. В поддержку такого подхода я попытался в иллюстрациях современных изделий (Гжель, Делфт) в основном не выходить за пределы собственного дома.

1:2291



Этот дом был в Москве. Сейчас - в Калифорнии.

1:81

1:84

2:592

Чайный стол в Калифорнии

2:640

2:643

3:1151

Уголок кухни

3:1177

3:1180

Гжель, возможно, не мировой бренд, но для россиян и выходцев из России это совершенно осязаемый, определённый фактор, в большинстве случаев ассоциирующийся с белым, совсем не тонким, фарфором с сине-голубым рисунком. Этот бело-синий флер Гжели затенил в России множественность других изделий - других веков, других стран. В восприятии Гжели поколением, вышедшим из Советского Союза, есть некоторая специфичность. В середине ХХ века это была страна дефицита, общего, всеобъемлющего. Гжель - тоже дефицит. Радость приобретения - достал! (Возможно, многим нужно было бы разъяснить, что это не достал с верхней полки, а купил по протекции, по блату, переплатил сверх установленной цены или выстоял несколько часов в очереди). Каждая вещь - признак победы, преодоления. А если без подобных трудностей, то признак "высокого" социального положения или наличия блата... К обладанию этими бытовым вещицами многие стали относится как к прикосновению к избранности, как к книжным подписным изданиям на застекленных полках. Найти, достать, купить - победно принести домой: это в доме должно быть, а потом можно не прикасаться годами...

3:3221



3:2

"Гжельский куст" - ничем не примечательное Подмосковье

3:109

Географически Гжель это недалекое Подмосковье. Она расположена приблизительно в 60 километрах от Москвы. В нынешнее понятие народного промысла Гжель включаются 27 деревень и сел, так называемый "Гжельский куст". Эти поселения под маркой необычно звучащей Гжели откликаются естественно звучащими названиями, как вся Россия: Трошкóво, Глебово и Фенино; Речúцы, Ново-Харитоново и Турыгино, Бахтеево и Меткомелино; Володино и Жирово, Игнатьево и Карпово, Кузяево и Коломино... Все эти поселения как бы переходят одно в другое. В каждом из них издавна промышляли и промышляют изготовлением гончарных изделий.

3:1212

Типичная картина этих мест народного промысла – небольшое поселение, село, почти все дома которого расположены вдоль одной (порой и единственной) улицы. Стучись в любой дом… В каждом доме живут люди, причастные к народному искусству, которое развивается здесь уже веками. Обычно – и на производстве, и дома. Из поколения в поколение с малых лет дети подключались к работе взрослых и осваивали ремесло (и мастерство). В каждом доме – "домовый музей", в каждом - товар на продажу. Подобная ситуация прорисовывалась некогда в центре любого народного промысла: в Жостово или Федоскино, в Мстере или в Холуе, Палехе или Хохломе… Именно такой образ имеют деревни и села "Гжельского куста".

3:2458

3:2

4:510

Дом в Гжели

4:533

4:536

Мне довелось бродить там в позднее советское время. Оставляю свои Жигули у въезда в деревню. Иду по улице Гжели, приветливо раскланиваясь с каждым встречным. Никакого отчуждения - ты свой. Для лучшего представления о масштабе поселения одна цифра: население Гжели составляло 964 человека. Несколько лет тому назад оно перевалило за тысячу. Не густо и сегодня...

4:1193

Невдалеке от Гжели привлекает внимание часовня Иконы Божией Матери "Воспитание", построенная в 2003 г. Она настраивает на "гжельский" лад. Фасады часовни со всех сторон украшены гжельской майоликой.

4:1554



4:2

5:510

Часовня с гжельской майоликой

5:568

5:571

Знамение Гжели

5:606

Гжельское гончарное производство уходит корнями в XVIII век, когда здесь обнаружились и стали использоваться для изготовления керамики особые местные глины.

5:895

Сегодня, когда мы слышим "Гжель", - мы видим перед собой белый фарфор с синим рисунком. Такое восприятие возникло примерно пол века тому назад. Именно посуда с синей росписью принесла известность Гжели в наше время. С виду - кустарное, народное ремесло, реализуемое в традициях народного промысла. Но все это создано и внедрено профессиональными художниками с академическим образованием. Это тот случай, когда изделия стали "народными", будучи запущенными этакими "народниками", специалистами-создателями стиля. В условиях послевоенного упадка и запустения гончарных производств в районе Гжели появился энтузиаст и большой специалист по керамике А.Б. Салтыков. Ему при поддержке Н.И. Бессарабовой, издавна работавшей в Гжели, удалось предложить новый подход к производству изделий с ручной росписью. На смену примитивным изделиям, расписанным масляными или акварельными красками, пришла технология подглазурной росписи кобальтом. Это было начало 1950-х годов. Потребовалось еще 15-20 лет, чтобы такие изделия приобрели популярность.

5:2781



Синий фарфор, кобальтовый фаянс, бело-голубая керамика, - как ни называй, у любого жителя России (СССР) возникает однозначная ассоциация - Гжель. Самовары, сахарницы, чашки... Манящая свежесть цвета, модность, дефицитность, наконец. Гжель была новостью. В послевоенном Советском Союзе не было ничего подобного, а что было за границей страны - почти ничего не было известно.

5:674

Провоцирующим моментом привлечения внимания явилась многолетняя реклама Гжели как фарфора с оригинальной синей росписью. А как еще можно воспринять, например, такой пассаж: "Главной особенностью изделий Гжели является роспись на фарфоре с подглазурной кобальтовой краской." При этом как-то забывалось, что это как раз не оригинально, а полностью использует опыт предшественников. На фоне массовых аляповатых изделий Гжель казалась стильной, элегантной, имеющей свое лицо (и цвет!).

5:1560



Очень лирично смотрятся гжельские изделия на домашнем столе (натюрморт "Гжель" Ольги Добровой).

5:176

5:179

6:687

Ольга Доброва Натюрморт "Гжель"

6:747

6:750

Из тьмы веков - в наше время. Истоки голубого фарфора

6:853

История голубого фарфора уходит в эпоху китайской династии Мин (1368-1644 гг.). Именно в период династии Мин были освоены сложности обжига изделий с росписями кобальтовыми красками. Краска для росписи, дающая после обжига синий цвет, используемая повсеместно и во все времена — окись кобальта, - требует поддержания температуры подглазурного обжига около 1350 оC. Не совсем ясно, как в те времена такое неукоснительное требование технологии выдерживалось.

6:1681

6:2

7:510

Китайская ваза (династия Мин).

7:567

7:570

При династии Цин (1644-1911 гг.) продолжился расцвет производства китайского фарфора. Изделия из синего фарфора широко покупались в странах Восточной Азии, Европы, Америки и арабских странах. Например, сегодня в Турции в Стамбульском музее хранится более тысячи изделий из синего старинного китайского фарфора.

7:1135

Не обошла стороной бело-голубая гамма гончарные изделия Франции, Англии, начиная с 17-18 веков, американские производства 19-го века. Повсеместно распространилось изготовление относительно недорогой посуды для массового потребителя. Эта традиция сохраняется до наших дней. При этом, как правило, вместо ручной росписи применяются различные варианты печатного рисунка деколь. На следующей иллюстрации показано клеймо на современном сервизе, используемом у меня в доме. ("Dishwasher safe" - уж точно не винтаж! - посудомоечных машин в давние времена не было.)

7:2138



7:2

8:510

Клеймо стаффордширской фабрики

8:571

8:574

Особое развитие получил синий фарфор в голландском городе Делфт. Изделия мастеров Делфта хорошо вписываются даже в парадный дворцовый интерьер. Таким примером может служить интерьер дворца Хэмптон-Корфа в Делфте с каминной цветочной вазой, многоярусными вазами-пирамидами для тюльпанов и фарфоровыми предметами на столике.

8:1175

8:1178

9:1686



Дворец Хэмптон-Корф

9:38

9:41

Весь мир живет в довольно тесной взаимосвязи. Достижения науки, техники, быта мигрируют. Можно посмотреть какой-либо архитектурный европейский трактат и сравнить его с российским. Мотивы различных стилей перекликаются со сдвигом в 20-30 лет. Парадные здания обкомов КПСС 60-70-х годов перекликаются с постройками в Америке конца 30-х годов. Иногда параллели принимают характер не сдвига во времени, а являются отражением некоторого спирального развития, когда сходные мотивы искусства проявляются эхом вековой или многовековой давности. Вероятно, к такого вида связи относится появление голубой кобальтовой гжели не без заимствования и параллелей.. Естественно, холст и масляные краски - не основание для установления взаимосвязи Рубенса и Врубеля. Гжельские изделия - особая страница.

9:1478

9:1481

Глаза страшатся, а руки делают

9:1544



Вспомнились две старые русские поговорки: "Не боги горшки обжигают" и "Не лаптем щи хлебают". Производство гжели где-то в этой развилке.

9:247

В изготовление каждого изделия вложен труд и мастерство специалистов. Мы мысленно идем по участкам производства гжели на заводе или крутимся между верстаками небольшого сарая-мастерской при доме. На производстве - работа специалистов, "набивших руку" на определенных операциях, дома - умелец, мастер на все руки, универсал: "и швец, и жнец, и на дуде игрец"...

9:900

Технологическая схема включает в себя формовку, первичный обжиг, роспись и подглазурный обжиг. Предварительно по рисунку художника для нового изделия делается пластилиновая модель, по которой отливают гипсовую форму. Литейщик заливает в неё жидкую фарфоровую массу - шликер. Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. Сложные изделия формируется из заготовок, каждая из которых отливается отдельно. Части изделия склеиваются жидким фарфором. После сушки оправщицы зачищают все швы. После этого изделия проходят первичный обжиг при температуре 900 оС.

9:2011

Белые обожженные изделия, так называемые на профессиональном жаргоне "бельё" (от цвета, а не от одежды), живописцы вручную расписывают окисью кобальта на крутящейся турнетке и точными движениями рождают узор. На том же производственном языке это называется «крытьё» - т.е. сама роспись по белому фону. Исправить ошибку нельзя, ее нельзя допустить – пористый материал сразу впитывает краску.

9:715

После нанесения рисунка изделие окунают в глазурь - жидким фарфор. Самой ответственной операцией, определяющей сохранность росписи и целостность изделия, является подглазурный обжиг в строго заданном режиме при температуре 1350˚. При этом глазурь делается прозрачной как стекло, а кобальтовая краска меняет цвет.

9:1291

Зрительно особенности голубой гжели оставили в восприятии четкий след: широкий цветочный рисунок, свободный мазок, приятные переходы от густого синего до нежно-голубого цвета, через который как бы просвечивает белый фон материала. Гжельские мастера создают свыше 20 оттенков синего цвета. Остается таинством исполнение такого богатства тонов и полутонов кобальтовой краской, которая до высокотемпературного обжига имеет скучноватый серо-черный цвет.

9:2125



9:2

10:510

Роспись кобальтовой краской

10:565

10:568

Старые фабричные изделия маркировались треугольным клеймом с надписью "Гжель" и уточкой у вершины. Сейчас основное клеймо включает в себя величественного двуглавого орла.

10:886

10:889

 

12:1907



12:2

Фабричные клейма гжельских изделий

12:70

 

12:75

Многообразие изделий

12:122

В небольшом музее Гжели можно увидеть изделия многовековой истории гончарного производства в этом районе. Это керамические многоцветные кумганы, массовые изделия ряда фарфоровых мануфактур 19-го века. Завод Кузнецовых особо привлекает внимание. Но это была не часть поставщика Двора Его Императорского Величества, а производителя массового недорогого фаянса и фарфора. Обратим внимание, что это музей гжельского производства, а не музей фарфора, в котором бы Гжель вряд ли могла претендовать на ведущее место.

12:1062

Там же можно увидеть маловыразительные настольные бюсты руководителей государства 1930 -40-х годов и особо запомнившуюся продукцию военных лет - чернильницы "непроливайки". Вероятно, мой эмоциональный всплеск может вызвать удивление у значительно более молодых людей, у которых нет даже предположения по поводу сути такого изделия. Но в годы войны и в послевоенные годы это была ценность. Не появились еще в школе авторучки, на школьных партах были только отверстия для чернильниц. Чернила же каждый ученик приносил с собой, также как личные тетради. Упомянутые "непроливайки" и были теми чернильницами, при наклоне которых чернила не выливались наружу. Завод делал их миллионами - для всей страны. Обычно они были серыми или белыми без всяких украшений. На иллюстрации показан редкий вариант с ягодками да еще в интересующем нас синем цвете.

12:2599



12:2

13:510

Чернильницы "непроливайки"

13:562

13:565

Но особое впечатление осталось ещё от посещения склада готовой продукции. В тот век тотального дефицита оказаться на таком складе с возможностью выбора изделий было фантастично. Это можно сравнить, вероятно, с шоком первого попадания советского человека в былые годы в западный супермаркет. У нас было письмо из научно-исследовательского института с просьбой дать возможность приобрести изделия фабрики для подарков по случаю какого-то события-праздника. Дирекция завода (без всякой меркантильной выгоды для себя) почему-то с вниманием отнеслась к такой просьбе.

13:1604

Материализованной памятью об этом посещении остался набор "Ежевика", новинка того момента. Набор включает вазу для варенья и розетки. Радостное восприятие этого набора осталось на многие годы.

13:355

13:358

14:866

Набор для варенья "Ежевика"

14:918

14:921

Заводы гжельского объединения выпускают в основном объёмные изделия. Среди продукции мало тарелок и даже маленьких розеток. Сложность технологии обжига не позволяют при их уровне технологии получить высокий процент изделий требуемого качества. В процессе двух обжигов, необходимых при производстве, изделия дают неравномерную усадку до 15%, что создает особые трудности при формовании и росписи, например, портретных изделий.

14:1708



Для большинства массовых изделий Гжели характерен цветочный рисунок. Наиболее широко распространенна гжельская роза, введенная в типовую роспись еще Н. Бессарабовой. Эта традиция отсылает нас к манере росписи подносов, используемой, в частности, жостовскими мастерами. Близость приемов подчеркивается также наличием среди жостовских изделий подносов, расписанных "под Гжель".

14:696

14:699

15:1207

Поднос "Гжель" (Жостово)

15:1252

15:1255

Особое очарование есть в простоватых фигурках людей, занятых непритязательными домашними делами. Однажды придя в Гжель, они завоевали симпатии любителей не в меньшей степени, чем когда-то гжельские сувенирные самовары сине-белые и многоцветные с золотом.

15:1727



16:507

Малая пластика

16:537

16:540

Простота и привлекательность

16:602

В изделиях Гжели привлекает некоторая нарочитая простота, "угловатость", броский стилизованный рисунок, зачастую ассоциирующийся с монохромным вариантом жостовских росписей. Оказываясь в среде гжельской голубизны, появляется ощущение пространства, праздничности. Глаз отдыхает. Для меня эти изделия, по-преимуществу, принадлежность обыденного семейного застолья.

16:1278

Манера росписи изделий в Гжели оригинальна и легко отличима от других центров изготовления изделий с синей росписью. Но сближения порой удивляют. Проявляется это особенно в некоторых сувенирных изделиях. Приведу несколько сопоставлений современных изделий мастеров в Делфте и в Гжели. Сходство пластических решений не требует даже подробных пояснений.

16:1932



16:2

Девушка с коромыслом

16:43

17:551

Крестьянка с коромыслом, Гжель

17:610

17:613

18:1121

Крестьянка с коромыслом, Делфт

18:1180

18:1183

Парочки

18:1200

[

20:2215

Парочка, Делфт                                 Парочка, Гжель

20:118

20:121

Вот еще один сувенир, который - может, в несколько иной гамме - мог бы иметь гжельское клеймо.

20:291

20:294

21:802

Чайничек, Делфт

21:833

21:836

Попробуйте догадаться, где сделаны эти разнообразные кошечки. Я уверен, что они в равной степени могли быть произведены и в Голландии, и в России. Эти сувенирные магнитики для холодильника сделаны в Делфте.

21:1215

21:1218

22:1726



Кошки, Делфт

22:24

22:27

Чтоб развеять последние сомнения в сходстве, взгляните на фигурки животных, изготовленные в Гжели.

22:211

22:214

23:722

Фигурки животных, Гжель

23:768

23:771

Искусствоведы, занимающиеся народными промыслами, могут изучать и ломать копья по поводу корней изделий Гжели, нюансов технологии их изготовления. Быт и практика обычного потребителя подсказывает более лёгкое восприятие. Приятно, нравится, создаёт настроение... Гжель, кажется, нашла своё место в быту. Хочется пожелать получать удовольствие от нравящихся и любимых вещей вне зависимости от места их производства, уникальности и цвета. Из Севра или Мейсена, Стаффорда или Цинциннати, Делфта или Гжели...

23:1695



23:2
Мясо по-бургундски. Лазарь Фрейдгейм
Мясо по-бургундски. Лазарь Фрейдгейм
Мясо по-бургундски. Лазарь Фрейдгейм
31.05.18 Рассказы и истории
Мясо по-бургундски. Лазарь Фрейдгейм   В праздник и в будни вкусный стол - одна из самых больших радостей хозяйки и сотрапезников. Само ожидание блюда уже порой
За что мне?.. Дневник бастарда.  Лазарь Фрейдгейм
  За что мне?.. Дневник бастарда Ребенок седьмым чувством отличает радость жизни и любовь. Никакой жизненный уют не может скрыть от него истинность отношений в семье.  
Духи «Лель» - история о первой любви...
Духи «Лель» - история о первой любви...
Духи «Лель» - история о первой любви...
02.04.17 Рассказы и истории / О любви
  "Первое чувство не стирается..."                           Лазарь Фрейдгейм Двое: Она и Я.

Вас также заинтересует:

Комментарии (2)
  1. Лена
    #1 Лена Администраторы 30 августа 2017 20:05

    Очень познавательно, Лазарь! Спасибо за экскурс в историю!018

  2. lfprivet
    #2 lfprivet Посетители 30 августа 2017 21:54

    Отклик всегда приятен. Спасибо!
    Да, строчки истории... Но вне зависимости от ее значимости в нас живет аура страниц нашей жизни, былого... Но всегда сопровождающего нас в настоящем.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
все шаблоны для dle на сайте dletop.com скачать