О себе — без лишних слов. Лазарь Фрейдгейм
Выразить, что есть "Я", что есть "Мы", что есть каждый из нас, задача не простая. В каждом человеке много намешено. Главное — чтоб жило в каждом человеческое, доброта и эмпатия. И очень хорошо, что достойного в человеке много и трудно это отобразить и сформулировать в считанных знаках и строках. Иногда полезно задуматься о своих поступках, а может быть, и взвесить их мысленно на весах Фемиды.
О себе — без лишних слов
Жизнь, говорят, в полосочку. Чересполосица такая... Весь мир накрыла долгая чёрная полоса. То коронавирус, пандемия, то "специальная операция". В такой раздрайной обстановке совсем не плоха какая-либо приблудная проблема. Хочешь — решай. Не хочешь — выкинь из головы.
Выразить, что есть "Я", что есть "Мы", что есть каждый из нас, задача не простая. Глобально браться за неё не по силам старому балагуру. Но можно попытаться подойти, прикоснуться... К этому подтолкнул повод — требование интернетовского журнала к своему автору, в роли которого выпала честь быть мне.
Такая проблема образовалась у меня с колонкой в журнал. У милой читательницы могла бы возникнуть задача написать непонятливому поклоннику, что его счастье в дружбе с новой подругой. Сегодня и навсегда... А написать надо коротко и ясно, чтоб все сомнения исчезли.
Нарисовать свой портрет человеку, не отмеченному нарциссизмом, задача не простая. Можно вспомнить толстовский подход к определению сущности человека. "Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель-то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь". Нужно заставить взглянуть на себя со стороны и смотать воедино клубок оценок. Впрочем, такая проблема возникает не часто. Но может возникнуть...
Пожалуйста, не посмеивайтесь над моими кругами приближения к поставленной задаче. Всё не так просто. На подобном поприще проявлялись совсем не случайные люди, до которых автору этих размышлений ох как далеко. Наиболее известным различением образов «Я» является различение "Я“ реального и "Я" идеального, которое, так или иначе, присутствует в работах З.Фрейда, К.Левина, К. Роджерса и многих других, а также предложенное У.Джемсом различение материального „Я“ и социального „Я“. (Дорогой читатель, вы прониклись значимостью имён и проблемы?)
Кирпичиков в каждой постройке под названием "Человек" много: поди разберись. Дело оценки и самооценки не шуточное. И мы попытаемся подойти к нему поближе и коснуться его как бы всерьёз, но пошучивая. Вспомним игривое нравоучение: в каждой шутке есть доля правды, а хотите, — и доля шутки...
300 знаков и пробелов, или Прокрустово ложе для "Я"
Проблема-то откуда? А вот отсюда: В интернете жил припеваючи журнал с самым коротким из возможных названий «Я» — всего одна буква в заглавной строке. Там был опубликован мой непритязательный рассказ. В связи с этим редактор обратился ко мне с просьбой прислать сведения о себе. Не как-нибудь, "Но в строгих правилах искусства":
Вводный текст (ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ): не меньше 260 и не больше 300 знаков с пробелами. Это будет ваш ответ на вопрос: «чем для вас определяется «Я» (не журнал «Я», а просто «Я»).
Ваша биография/информация о себе (не перечень публикаций, а читаемый текст). Принимая во внимание вашу разумность, особенных ограничений не ставим. Желательно, чтобы вы определи себя, не просто учеником школы № Х, института им. X и т.д., но и как личность: убеждения, ценности, интересы, пристрастия, увлечения.
Требовательность обращения повергла меня в сметённое состояние. Я мужественно справился со смущением и представил на суд редактора модификацию личных данных, уже несколько лет гуляющую по сайтам, оказывающих честь публикации моих работ.
Инженер, кандидат технических наук, автор более 100 опубликованных научных работ, изобретений, патентов. Москвич по рождению и духу. Захватывающе люблю живое разнообразие жизни, искусства. Занимался разным, но всегда находил интерес и удовольствие в выполняемой работе. (Помните: строгие ограничения: не меньше 260 и не больше 300 знаков с пробелами. Здесь: 269 — Бинго!)
Здесь было не до деталей. Хотя обычно в других случаях следовал ещё примерно такой текст:
Большую часть жизни работал в московских научно-исследовательских институтах по автоматизации технологических процессов и приборостроению. С 1991 г. — в Калифорнии (США). Работал в ювелирном бизнесе, в туристическом агентстве, в большой фармацевтической фирме. Опять же, с интересом. После 45 лет работы с 2003 года на пенсии. Стал публиковаться в журналах, газетах и интернет-изданиях. Хобби? А может спасительное выражение накопленного, столь необходимое для душевного равновесия.
— Нет, — строго ответил редактор, — это не Ваше «Я»!
Я вновь серьёзно задумался, что есть «Я» и кто, кроме меня, может знать суть этого понятия. Так или иначе, почесав затылок, я отправился в сложный заплыв. Вопрос оказался не простым. Я попытался сделать несколько шагов по собственным жизненным путям для собирания своего «Я» с учетом строгого редакторского взгляда. Передо мной немного пугающее возникло ощущение жизни, распластанной на препарационном столе и подверженной воздействию сторонних рук. Кто-то готов был выпотрошить сокрытое во мне.
Сознание начало перебирать жизненные ситуации, самые разные, и примеряться — это "Я" или это "Не Я". Из каких компонентов можно создать мозаичное панно?..
Поразмышляем над житейскими ситуациями
В отношениях с детьми мы часто руководствуемся формально взрослыми принципами, например, долг платежом красен. За прегрешением должно последовать наказание. В детские годы для сына таким наказанием был строгий выговор, завершающийся реальной вечерней угрозой:
— Ложись спать. Ты наказан. Я не подойду к тебе и не поцелую.
Наказание суровое, превращавшее сразу милую мордашку в кислую мину. Для кого это было большим наказанием? Я не мог найти себе места. Всё в доме было не так. Но потом, убедившись, что наказанный уже спит, я тихонько позволял себе воздать должное, моей душе потребное — подойти и поцеловать. А что было перед сном в сердечке дорогого малыша? В наказании, конечно, есть благие намерения, но правильны ли пути их достижения? Всегда сомнения.
— «Я» или «Не Я»?
Милое и беспокойное ожидание гостей по поводу важных семейных событий. Десяток салатов и закусок, кавказско-острые горячие блюда. Красиво сервированный стол. Всё в интенсивной суете собственными руками… Радушный хозяин? (Конечно, не я один, я на подмоге, жена — главная). Не ударить лицом в грязь? Доставить удовольствие себе вкусной едой и уменьем, которое без повода некуда применить? Мещанство? Порадовать милых гостей? Такое проявление характера — отклик души или обыденная необходимость?
— «Я» или «Не Я»?
Повседневность, обыденность. День за днем. Неожиданность, просветление — день запоминается. Что может стать таким всплеском? Работа во все времена занимает существенную часть жизни, в особенности, если в ней находишь интерес, и задачи рабочего дня ходят по пятам и совсем не только в рабочие часы. То в полусне, то в дороге, то, врываясь беззвучно в разговор, нерешенные задачи дежурят и дразнят намёками на возможное решение. То ли ухватил, то ли опять прошло стороной.
Неожиданно в голове возникает идея решения. Эврика! Дальше она уже крепко держит, и мысли обтачивают углы. Успех? Конечно! Но имеет ли это значение для жизни? Ну, статья с эффектными иллюстрациями, ну пара авторских свидетельств, полученных со временем. Денег – с гулькин нос, Америка новая не открыта…
Возникает задача – находится решение. Ну, чем не радость существования?
— «Я» или «Не Я»?
Бывают хорошо сработанные изобретения — плод долгой кропотливой работы, а бывают с изюминкой, как плод мгновенного озарения, небольшого открытия. Радость такого озарения это важная характеристика? Трудно устоять от желания рассказать о мгновениях таких озарений. Вот долго нет решения и через мгновение — есть! Простое, красивое!
— «Я» или «Не Я»?
Задачи не удаётся решать одному. Большую часть служебных лет этому способствовала небольшая лаборатория. Каждый сотрудник это свой мир, свои интересы. Но есть общие задачи, для которых необходимо единство. Кричать не умею, нотации читать становится скучно после первых же слов. Терпеливо формулирую задачи. Внимательно выслушиваю возникающие предложения, но столь же размеренно подчёркиваю суть в моём понимании. Делали ли сотрудники всё необходимое с удовольствием? Судя по выражению глаз, не всегда. Но цели, как правило, достигались. Это приносило премии, благодарности — маленькие радости, компенсирующие текущие проблемы. После окончания одной из наших крупных работ на милом выпивоне над моей головой появился плакат: Мягко стелет, но жестко спать.
— «Я» или «Не Я»?
Туристическая поездка за пределы Советского Союза была лакомым мгновением жизни. Говорили: курица не птица, Болгария не заграница. Но смена обстановки, интенсивность впечатлений влекли. Экскурсионный день по неяркой Софии измотал до предела. Ноги болели, спина согбенно округлилась, в глазах только мечта о гостиничном номере. Ещё пара минут до этого… В лифте стояла броско-яркая, не преодолевшая еще естественной молодости бл...ондинка. Усталость вдруг улетучилась, взгляд приковался к визави. Потенциальный Казанова пробудился внутри. Преображение было столь разительно-комично, что жена, удержавшись от нравоучений (или чего-то более сильного), стала задорно подыгрывать. Увы, такое движение в лифте только единожды проявилось спорадически за всю жизнь.
— «Я» или «Не Я»?
Читаешь толстые и тонкие книги. Смотришь часами (и сутками) телевизор. Новости, ток-шоу, сериалы. Американские и российские. Маяковский когда-то написал, что изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. В роли читателя и зрителя делаешь почти то же самое. Жемчужина не лежит на поверхности. Внутри живёт музыка стихов и прозы Цветаевой, радует палитра и пластика портретов Фалька, аккорды красной гостиной. Влагой наполняются глаза, голос начинает дребезжать, когда пытаешься поделиться о только что полученном сильном впечатлении. Звучит, откликается внутри в течение десятилетий. Хуже с откликом на современные эстрадные программы и "петросяновский" юмор.
— «Я» или «Не Я»?
Летом 1944 года в мой девятый день рождения старший брат подарил мне коллекцию советских марок, несколько альбомов, взятых родителями в тех непростых условиях эвакуации из Москвы. По-видимому, с этого момента в меня глубоко вселилась зараза собирательства. Марки, значки городов, семейные документы, книги, газеты с важнейшими событиями, старое серебро, антиквариат любого вида. Что только не попадало и не попадает в поле зрения. Душа прирастает к предметам, их особенностям, истории. На них смотришь, как на живую часть своей жизни. Пару лет тому назад, когда я писал небольшое эссе о собирательстве, мне представилось видное впереди отделение своей жизни от жизни собранного. Сердце отозвалась спазмом, реальной сердечной болью.
— «Я» или «Не Я»?
Другие источники оценок
Какой он человек, каков я? Мне не стало ясней. А может задача распознания это процесс типа флотации, и надо пропустить через специальный сепаратор все события жизни? Можно ли обойти молчаниям особые пути познания себя. Предсказатели, эксперты с картами таро всегда готовы обнажить суть. Может, в их оценках больше правды, чем в собственных представлениях. А может, нечего копаться в хитросплетениях жизни, и надо обратиться к звездам или святцам? Говорят, имя определяет характер.
Погружаюсь в подборку сведений из таких источников.
Библейское имя Лазарь означает: Божья помощь. В Библии Лазарь — брат Марка и Марфы из Вифании. Согласно легенде Иисус воскресил Лазаря из мертвых.
Характер Лазаря доброжелательный. Они чаще всего трудолюбивы. Похожи на мать, очень спокойны. В основном исполнительны и усердны. Учатся неплохо, некоторые предметы, например, физика, им не удаются, но благодаря усердию хорошо заканчивают школу и продолжают свою учебу дальше, хотя некоторые из них потом работают не по специальности.
«Летние» Лазари — очень ранимы и больше держатся в тени. Не любят хвастовства, обязательны, особенно это касается «июльских» Лазарей. Внутренняя интеллигентность мешает им добиться своей цели в жизни: они пасуют перед грубостью и хамством. Много работают и хорошо уживаются с коллективом. Любят играть в шахматы.
Легко критиковать: евангельское воскрешение и школа, физика с шахматами – «в одном флаконе». Но… Некоторые очень личные черты только в обществе близких мне людей я признавал своими отличительными. Здесь — вот так, запросто, указаны как типовые… Похожи на мать, пасуют перед грубостью и хамством… Я уж не отмечаю: ранимость «летних», игру в шахматы и мешающую внутреннюю интеллигентность… Что делать с материалистическим неверием в предопределенность?..
— «Я» или «Не Я»?
Пора подводить итоги
Et cetera… Я вновь вернулся к обязательному (подчеркнутому красным редакторским курсивом) требованию безапелляционно выложить содержание своего «Я». Когда я сижу у компьютера и пишу, пожалуй, я ближе всего к своему индивидуальному «Я». Наедине с самим собой или с чем-то (с кем-то), воплощающим в этот момент моё эго.
Я судорожно стал вмещать в прокрустово ложе требований конгломерат собственных оценок. Невольно вновь вспомнился трюизм: краткость — сестра таланта. Или высказывание классика: пишу длинно, так как нет времени написать коротко. Думал и подбирал по крупицам, как камушки в мозаичном панно. Я особо оценил смысл слова «буквально». Как у старого сапожника один к другому вбивающего гвоздики, обходя по контуру на лапе, рождается новый ботинок, так побуквенно крепится «Я».
Говорят, нельзя объять необъятного. Но решение принять необходимо. Итог в заданные 300 знаков, включая пробелы:
Человек — многолик. Я — с самим собой, я — с друзьями и родственниками, я — на работе, я — с милыми женщинами. Описать «Я» — задача непосильная, даже противоестественная. Эксгибиционизм такого рода чужд мне. Кто-то говорил, жизнь трудная сцена, люди — актеры. Читайте написанное, в нем отражение «Я».
Финал
Пришлось найти время, чтобы написать коротко. В каждом человеке много намешено. Главное — чтоб в каждом жило человеческое, доброта и эмпатия. И очень хорошо, что достойного в человеке много и трудно это отобразить и сформулировать в считанных знаках и строках. Иногда полезно задуматься о своих поступках, а может быть, и взвесить их мысленно на весах Фемиды.
Я послал в журнал "Я" материал. В приложении я тиснул подредактированную статью, дополнив её подобострастными поклонами в адрес требовательного редактора. Ведь он запустил это Я-формирование.
Вспомнилась непритязательная пушкинская строка: "Было ль, не было ль сраженья, — Нет Дадону донесенья..." Но "донесенье" пришло, редактор скушал весь материал, опубликовал статью в совокупности с моим "Я".
А вы? Что в вашем "Я"?