Смертельный стриптиз у дверей газовой камеры Освенцима
Имя танцовщицы, не побоявшейся противостоять нацистам, - Франциска Манн (в девичестве Розенберг). Ее довоенная жизнь была связана исключительно с балетом, она побеждала в солидных европейских конкурсах, постоянно блистала на сцене и даже мечтала о собственной школе танца.
Еще до войны Франциска успела выйти замуж. Когда нацисты оккупировали Польшу, девушка оказалась в Варшавском гетто.
Чтобы не бросать любимое дело, Франциска была готова выступать даже в кабаре. Она все еще грезила о том, что будет срывать овации, выходя на сцену концертных залов, а не местного театра в гетто. Франциска была на хорошем счету у нацистов: ей одной из немногих было позволительно покидать территорию гетто, поскольку она работала курьером между гетто и штаб-квартирой немцев, располагавшейся в гостинице «Польша».
В 1942 году нацисты запустили программу, согласно которой евреям, якобы, предоставлялся шанс уехать за границу при наличии у них паспорта нейтральной страны. Конечно же, таких паспортов у еврейских поляков не было, однако нацисты оказались хитры: тайно распространялись слухи, как купить такие паспорта. Сумму называли баснословную - порядка полутора тысяч долларов (сегодня это около 20 тысяч долларов). За эти деньги можно было получить спасительное гражданство в одной из латиноамериканских стран.
Программу запустили для того, чтобы заставить выйти из подполья тех евреев, которым до этого удавалось скрываться в «арийской» части города. В этом случае они не только рассекречивали себя, но и добровольно отдавали все свое состояние.
Франциска была одной из тех, через кого информацию распространяли среди евреев. Предположительно, она не знала о том, как будут обстоять дела, и действительно верила обещаниям, что, предъявив паспорт, можно будет сбежать из Польши.
Забегая наперед скажем, что таким образом спаслись всего несколько сотен человек, это было сделано для того, чтобы все остальные поверили обещаниям и охотно принялись покупать заветные паспорта.
Люди, которым «посчастливилось» купить поддельные паспорта, должны были поездом добраться до границы Германии, а оттуда - получить заветный пропуск на свободу. Однако все оказалось совершенно иначе. Поезд, в котором ехали почти три тысячи человек, отправился на юг Польши, туда, где располагался лагерь Освенцим. По сути, это был единственный случай, когда сюда приехал комфортабельный пассажирский поезд.
Пассажиров обманули, сказав, что они прибыли на границу со Швейцарией, а возле вагонов их встретил Франц Хесслер, представившийся сотрудником Министерства иностранных дел Третьего рейха. Нацисты объяснили, что процедура прохождения через границу требует дезинфекции, поэтому настоятельно рекомендовали всем пассажирам последовать в раздевалки.
Видимо, в этот момент часть пассажиров все же догадалась, что произошло. В женской раздевалке началась паника, некоторые девушки и женщины моментально осознали, что их ждет впереди. Франциска была из их числа. Она оказалась одной из тех немногих, кто не стал плакать и кричать, она все делала спокойно.
Пока все в спешке стягивали с себя платья, кофты и чулки, балерина задумчиво снимала с себя вещь за вещью. Охранники начали на нее откровенно пялиться. Решив, что терять ей нечего, Франциска начала танцевать медленный стриптиз, отправляя на пол вещь за вещью. Ее движения буквально гипнотизировали охранников, которые не видели уже ничего, кроме ее оголенных форм. Когда Манн почти полностью разделаcь и напряжение достигло предела, она метнула в сержанта Эммериха туфлю на каблуке. Тот, вытирая кровь с лица, расчехлил кобуру, но Франциска выхватила у него пистолет. Две пули подряд, которые предназначались ему, попали в живот стоящему рядом эсэсовцу Йозефу Шиллингеру, одному из самых кровавых садистов Освенцима. Потом был новый выстрел – в ногу Эммериху.
Эта пальба стала для женщин в раздевалке сигналом к действию. Началась отчаянная драка за жизнь. Шансов спастись не было, но они били, кусали и царапали нацистов. Еще одному эсэсовцу откусили нос, а другому частично содрали кожу на голове. Это был бунт, захлебнувшийся в крови, но показавший, что даже перед лицом смерти можно оставаться бесстрашным бойцом.
Когда раненых охранников вытащили на улицу, начальник Зондеркоманды приказал срочно запереть раздевалку и через стены расстрелять стихийное восстание. Так и сделали. О таком решении проблемы хладнокровно рапортовал комендант Освенцима Рудольф Хесс.
Франциска Манн и все остальные женщины погибли героями....
Позже на суде Адольф Эйхман подтвердил, что известного своим садизмом Шиллингера действительно убила еврейка. Эммерих выжил, но та пуля серьезно повредила колено, и ходить нормально он уже никогда не мог. Послевоенных свидетелей тех кровавых событий осталось немного.
Единственным выжившим очевидцем резкого, как пороховая вспышка, женского бунта стал член Зондеркоманды, словацкий еврей Филип Мюллер. Он упомянул те события в мемуарах, которые вышли в 1979 году.
В 2015 году Давид Вишнау, который занимался сортировкой вещей новоприбывших в Освенцим, тоже рассказывал, как стал свидетелем расстрела – барак расстреляли на его глазах, но что было внутри, он не видел.
Есть еще несколько менее реалистичных версий того, что произошло дальше.
По одним сведениям, Франциску Манн все-таки затолкали в газовую камеру, удушили вместе с десятками других бунтарок и отправили в крематорий номер четыре. По другим, женщин выводили одну за другой во двор и расстреливали, а уже потом сожгли.
Эти печальные подробности уже не особо важны. Важно, что воздушная балерина из богемной Варшавы, сама того не планируя, дала всем живым ценный урок – бороться за себя до последней капли крови и не бояться стрелять в живот абсолютному злу. И даже если война за жизнь очевидно заканчивается не в вашу пользу, всегда остается еще один бой – за достойную смерть. Эту схватку Франциска Манн точно выиграла.