Яблочный Спас - история, традиции и приметы дня
Яблочный Спас в 2023 году отмечается 19 августа. Это народно-христианский праздник, второй из трех Спасов. Его официальное церковное название – Преображение Господне. В народе этот день также называют Вторым Спасом.
История праздника Яблочный Спас
На Руси праздновать Яблочный Спас начали очень давно. Первые празднования прошли в IV веке. Яблочный Спас заменил языческий праздник сбора урожая яблок. В народе Спас был одним из самых почитаемых праздников, а дату, на которую он выпадал, связывали с наступлением осени.
После крещения Руси праздник обрел новую силу, потому что в этот день Православная церковь отмечает великий двунадесятый праздник Преображение Господне. Нынешний Спас вобрал в себя элементы христианства и язычества, различные народные и церковные традиции.
Яблочный Спас - традиции и обычаи
Яблочный Спас имеет устоявшиеся церковные и народные традиции празднования.
В этот день в храмах проводится богослужение. Прихожане стараются надевать на службу одежду белого цвета.
В конце Божественной литургии освящают яблоки и корзины с другими фруктами и ягодами: грушами, сливами, виноградом. По этой причине в народе и назвали этот праздник Вторым, или Яблочным, Спасом. Кое-где, видимо под влиянием священного писания, праздник именуется «Спас на горе».
В Яблочный Спас принято проявлять щедрость и милосердие. Люди делают пожертвования и угощают фруктами малоимущих. С раннего утра на паперти церквей выставлялись столы, на которых громоздились горы яблок, картофеля, гороха, репы и брюквы, стояли посудины с зерном ячменя и ржи.
После обедни священник благословлял плоды нового урожая, а прихожане всего понемногу ссыпали в специальные корзинки – в пользу причта. Потом, перекрестясь, разговлялись яблоками.
Священник передавал яблоки детям, нищим и тем людям, у которых не было своих садов.
Вернувшись из храма, крестьяне приступали к сбору яблок (кроме поздних сортов).
Владельцы больших садов, составляющих значительную часть сельскохозяйственных угодий, перед сбором урожая приглашали к себе священника. В саду под деревьями ставили икону Преображения Господня и служили благодарственный молебен, после чего приступали к снятию яблок.
Садоводы спешили собрать как можно больше фруктов, потому что верили – собранные в этот день плоды лучше выглядят и дольше сохранятся. К тому же впереди крестьян ждало много работы – уборка других фруктов и овощей, жатва ярового хлеба, посев озимых. Всё это нужно успеть до наступления осенних ненастных дней. Не случайно в народе говорили: «После Второго Спаса дождь – хлебогной».
В этот день хозяйки начинают делать заготовки на зиму из яблок: варят варенья и компоты, сушат. Они выпекают из постного теста пироги и блины с фруктовой начинкой.
В некоторых деревнях на Преображение Господня организовывали так называемые столованья. На площади перед храмом ставили длинный ряд столов, хозяйки выносили всевозможную снедь, прежде всего ватрушки и пироги с яблочной начинкой, яблочный квас, отчего вся окрестность наполнялась ароматом выпечки и свежих яблок. У этих столов собирался народ, пробуя угощения и нахваливая хозяек.
На Яблочный Спас люди поминают память умерших родственников. Принято приносить на кладбище освященные в храме плоды и оставлять их на могилах.
Существовало поверье, что на том свете детям, чьи родители до Второго Спаса не ели яблок нового урожая, раздают райские яблочки. Поэтому взрослые, особенно те, у кого умирали дети, считали за большой грех кушать яблоки до Преображения.
Время после Второго Спаса считалось самым удачным для посева озимых, особенно если погода тому благоприятствует. Сеять рожь старались при северном ветре, тогда, по народным наблюдениям, она родит крепче и крупнее.
Ещё 19 августа справляли «горохов день»: одевались в праздничные платья, шли на гороховое поле и потчевали друг друга. В некоторых губерниях долгое время существовал обычай всеобщего разговения горохом: отслужив молебен, крестьяне всем миром отправлялись на гороховое поле, где до самого вечера лакомились зелёными стручками, не обращая внимание на то, где своя полоса, а где чужая. Эти гороховые разговены были истинным праздником для деревенской детворы, которая за целый день вдоволь наедалась вкусного и сладкого гороха.
Накануне праздника пчеловоды одаривали водяного. Делали это ночью, до того, как начнут петь петухи. Водяного кормили свежим мёдом, от каждого улья приносили понемногу воска. Также водяному духу приносили жертву: топили в пруду или болоте первый пчелиный рой, «первак». Делалось это для того, чтобы уберечь пчел в будущем и не допустить больших разливов рек весной.
На Руси в этот день встречали осень. Вечером всей деревней отправлялись в поле и с песнями провожали закат солнца. Люди считали, что с его закатом уходило лето.
Считалось, что на Преображение начинает преображаться природа – к ночи становится холодно, а днём уже не так сильно припекает солнце, постепенно начинает желтеть листва, первые стаи журавлей отлетают на юг.
В это время наблюдается начало перелета лебедей, что является предзнаменованием скорого наступления холодов: «Лебедь на хвосте несёт зиму».
Что нельзя делать в Яблочный Спас
В этот праздник запрещается заниматься тяжелым физическим трудом, убирать, шить и вязать.
Из домашней работы можно выполнять только садовые и кухонные дела.
В этот день нельзя убивать насекомых – это может отпугнуть удачу. Если на какую-либо часть тела сядет муха или оса, то не следует ее отгонять. Стоит дождаться, пока она сама улетит.
Приметы и поверья на Яблочный Спас
- Стоит ясная погода – осень будет сухой, дождливая – мокрой.
- Последний кусочек съеденного в этот день яблока обладает магической силой. Если сразу после его употребления загадать желание, то оно исполнится.
- Если в праздник угостить нищего яблоком, то следующий год пройдет в достатке.
- Если два раза на руку сядет муха, то весь год человеку будет сопутствовать удача.
- Срывать недозревшие плоды яблок в этот день – плохая примета.