1 августа обретение мощей преподобного Серафима Саровского
1 августа 2022 года исполнится 119 лет со дня канонизации одного из самых любимых и почитаемых в народе святых - преподобного Серафима Саровского. Для многих верующих святой Серафим – близкий, родной, любимый святой покровитель Руси и заступник наших грешных душ. «Наш помощник и заступник, батюшка Серафимушка» - так часто его называют верующие.
1 августа 1903 г., в день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Это долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и преподобный Сергий Радонежский.
Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству.
Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично и просто входят в жизнь святого.
Тайна живого молитвенного общения определяет духовное наследие преподобного Серафима, но он оставил Церкви еще одно богатство — краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их.
Прославление угодника Божия стало одним из великих и радостных событий на Руси. Особенно ждали прославления преподобного Серафима дивеевские сестры. Чичагов написал замечательную «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», где большое место уделено жизни и посмертным чудесам батюшки Серафима.
«Летопись» прочитала Царская семья, в которой давно чтилась память преподобного. И государь Николай II, разделяя веру народную в святость старца Серафима, поднял вопрос о его канонизации. Но среди его единомышленниов оказались только обер-прокурор Саблер и митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), а сопротивление было очень велико. Но сила любви и веры народной, горячие молитвы дивеевских сестер и почитателей преподобного победили все преткновения и разногласия.
В 1895 году преосвященный владыка тамбовский представил в Святейший Синод произведенное особой комиссией расследование о чудесных знамениях и исцелениях, явленных по молитвам отца Серафима с верой просившим его помощи.
Накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы в 1903 году под наблюдением преосвященного Димитрия Тамбовского была вскрыта могила Саровского чудотворца и прокопан кирпичный свод склепа, в котором дубовый гроб был совершенно цел.
По получении акта об освидетельствовании честных мощей Священный Синод подготовил решение о канонизации иеромонаха Серафима 19 июля 1903 года — в присутствии Царской Семьи, при огромном стечении народа.
В Сарове в тот день собралось не менее трехсот тысяч человек. В тяжелые и трудные времена, во времена оскудения веры и всеобщего шатания умов, столь утешительно и поучительно было это светлое торжество — прославление преподобного Серафима. И не застыла, не окаменела, а живет и цветет та Церковь, которая украшается новыми праведниками и святыми Божиими.
16/29 июля 1903 г. в храмах Саровской пустыни были совершены заупокойные Всенощные бдения, а 17/30 июля был совершен грандиозный крестный ход из Дивеевского монастыря в Саровскую пустынь.
В 2 часа ночи раздался торжественный звон, и крестный ход начал свое шествие. Шли хоругвеносцы из самых разных мест: сергиевопосадские, муромские, клинские, рязанские, тульские, ростовские, суздальские, владимирские, московские, нижегородские, арзамасские.
Каждая группа несла ценные, дорогие хоругви с изображением местночтимых святых. Дивеевские сестры несли чудотворную икону Божией Матери «Умиление». За ними следовало многочисленное духовенство. Всю дорогу участники крестного хода исполняли канон Богоматери и священные песнопения. В часовнях, находившихся по пути, были совершены краткие литии. Картина была в высшей степени величественная.
Навстречу крестному ходу из Дивеева выступил еще один крестный ход — саровский — во главе с епископом Тамбовским Иннокентием. Когда они встретились, преосвященный Иннокентий осенил на четыре стороны народ чудотворной иконой Божией Матери «Умиление». Объединенный крестный ход, образовав величественное шествие, при торжественном колокольном звоне направился в Саровскую пустынь.
17/30 июля в обитель прибыл Государь Император с Августейшей Семьей и свитой.
А вечером следующего дня началось Всенощное бдение, имеющее особенное значение, — это первая церковная служба, на которой преподобный Серафим стал прославляться в лике святых.
Из Успенского собора крестный ход отправился к церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, где находился гроб преподобного Серафима. Гроб поставили на носилки, которые взяли Государь Император, Великие князья, митрополит и архиереи.
Шествие направилось к Успенскому собору, гроб установили посередине храма. Всенощная продолжалась. Все присутствовавшие зажгли свечи. Митрополит, архиереи и все духовенство сделали троекратные земные поклоны. Затем митрополит Антоний открыл гроб, все бывшие в церкви опустились на колени. Наступила минута прославления преподобного Серафима. Торжественно и трогательно, потрясая душу, зазвучало величание «Ублажаем тя преподобне отче Серафиме».
После чтения Евангелия митрополит и архиереи прикладывались к святым мощам. Далее прикладывались Их Императорские Величества, Великие князья и духовенство. Государь Николай Александрович преклонил колени перед новым заступником Земли Русской — преподобным Серафимом. Царь земной молился великому предстателю за Отечество наше у Престола Царя Небесного.
На следующий день была совершена Божественная литургия. Святые мощи обнесли вокруг престола и положили в уготованную раку. По окончании Литургии был совершен праздничный крестный ход со святыми мощами вокруг монастырских храмов. Народ живой стеной стоял по пути хода, так что, выйдя из храма, участники торжества попадали воистину в другой храм.
Торжеств, подобных Серафимовым, Россия не помнит. Люди плакали от радости, видя, как Государь, Великие князья несут на своих плечах мощи дивного угодника Божия. По возвращении крестного хода молящиеся преклонили колена и митрополит Антоний прочитал молитву преподобному Серафиму. Служба закончилась, но молебное пение не прекращалось и ночью.
Один из современников так описывал эти события: «Из разных мест доносилось пение — то кружки богомольцев пели церковные песнопения. Не видя в темноте поющих, можно было подумать, что звуки несутся с самого неба. Минула полночь, а пение не умолкало...»
Саровские торжества — незабываемые дни для всех участников, дни, оставившие неизгладимый след в душе народной. Многие обрели веру, нашли утешение в скорбях, разрешение тяжелых недоумений и сомнений духа, указание доброго, истинного пути, ибо теплого молитвенника, великого предстателя и дивного чудотворца явил Господь людям Своим — преподобного Серафима Саровского.
С этого времени, уже на протяжении столетия, преподобный Серафим прославляется и ублажается Церковью в лике святых Божиих, а его святые мощи открыты для всенародного поклонения. Святой старец почитается верующими, как один из величайших подвижников святой Русской Православной Церкви, еще при жизни стяжавший от Господа дар чудотворений и исцелений, и после кончины не оставляющий всех просящих у него помощи и предстательства.
Смысл и великая суть Саровских торжеств
С тех пор прошло почти полвека. Над великой Россией пронеслись страшные события: в 1904-1905 гг. японская неудачная война и первая русская революция, в 1914-18 гг. первая мировая война, вторая великая революция, отречение Государя Императора Николая II от престола, заточение Его сначала в Тобольск, потом в Екатеринбург, мученическая кончина Государя и всей Его Царской Семьи, приход большевиков к власти и страшная Великая Отечественная война. Крестные муки нашей дорогой Родины длятся вот уже более 100 лет.
Невольно встает вопрос, — что все это означает? И какой внутренний смысл приобретает все то, что имело место в 1903 г. при открытия святых мощей Преподобного Серафима?
Открытие мощей Преподобного Серафима - исключительно по своему значению в истории нашего великого Отечества. В "Саровских торжествах" принимали участие: Церковь, Царь и православный русский народ — три силы, три начала, три кита на которых держалась, росла и крепла Святая Русь православная. Святая соборность этих начал — вот та всеобороняющая творческо-животворящая сила, которой жила и питалась Святая Русь в течении почти 1000-летнего своего существования.
В этой святой-триединой соборности нет ничего случайного, ненужного. Все это важно, необходимо, ибо все выстрадано, вымолено, выпрошено у Бога. Церковь, как неиссякаемый источник чистой, ничем незамутненной Христовой Истины, русский народ, как хранитель и убежденнейший почитатель этой Истины, православный русский Царь, как первый Сын Православной Церкви и первый слуга своего народа, принявший на себя подвиг служения своему великому народу в духе Церковью проповедуемого, народом хранимого и исповедуемого ПРАВОСЛАВИЯ. Здесь все — и Церковь, и Власть, и Народ — стало сознательно убежденно на служение единой Божественной Истины. Ее духом должна была насыщаться вся жизнь великого народа — личная, семейная и государственно-общественная. Вот почему Русское Царство по глубокому пониманию русских праведников, не просто царство земное, а Русь Святая — Православная, Дом Пресвятой Богородицы…
«Саровские торжества» — это как бы предуказание русскому народу на то, где он должен искать и в чем должен полагать свою радость, надежду и укрепление — в верности Богу, верности Правителю Православному и тем заветам, которые оставили нам славные, благочестивые предки.
Страдания великой России неслучайны. Они были предсказаны и Преподобным Серафимом и великим молитвенником земли Русской – праведником, Батюшкой отцом Иоанном Кронштадтским. Но они же, эти праведники, предсказывали и духовное возрождение, как и славу спасенной Богом великой России. Значит, нам и всему православному русскому народу, очищенному огнем невыразимых страданий, нужно напрячь все свои духовные силы, чтобы ускорить наступление этого счастливого и радостного для нашего великого народа момента.
Значение иконы Серафима Саровского и в чем она помогает
Возможности образа Преподобного Серафима Саровского непосредственно связаны с его способностями при жизни. Икона имеет несколько сфер применения, и обратиться к Высшим силам с ее помощью могут все желающие.
При жизни этот святой рассказывал людям о том, что необходимо быть более требовательным к себе, не осуждая окружающих. Он говорил о том, что никогда нельзя опускать руки и постоянно верить в себя. Именно поэтому молитвы перед образом помогают побороть искушения и получить силы, чтобы решить все проблемы.
Икона «Умиление» Серафима Саровского помогает найти себя и разрешить все душевные переживания. Благодаря обращению к святому можно найти умиротворение и гармонию в себе. Высшие силы помогают обрести душевное равновесие между внешним миром и внутренним состоянием. В таком случае святой станет наставником.
Помогает этот образ людям справиться с серьезными проблемами со здоровьем. Еще при жизни Серафим помогал другим людям исцеляться от разных заболеваний. Стоит заметить, что молитвенные обращения помогают избавиться не только от физических, но и от душевных проблем.
Выясняя, о чем молятся перед иконой Серафима Саровского, важно указать и то, что образ помогает одиноким девушкам найти свою вторую половинку и удачно выйти замуж. Семейным людям искренние обращения к святому помогут наладить отношения и сохранить чувства на длительный период.
Кроме того, сильнее всего действует молитва матери о замужестве дочери Серафиму Саровскому. Для Бога нет ничего громче и искренней, чем слова, пропитанные горячей любовью к своему чаду.
Еще одна сфера, в которой может помочь святой Серафим – бизнес и в первую очередь, если он связан с торговлей. Важно, чтобы просьбы были направлены не на собственное укрепление материального положения, а на поддержку других людей и на разные благие дела.
Чтобы получить помощь Высших сил, необходимо обращаться к святому с чистым сердцем и открытой душой. Какие-либо корыстные мотивы станут стеной, которая не позволит молитве достигнуть цели.
Рекомендуется сходить в церковь, поставить перед образом свечу и прочитать молитву. В храме также стоит приобрести икону и три свечки, и уже молиться перед образом дома.
Возносить молитвы к Серафиму Саровскому можно не только за себя, но и за близких людей, и даже врагов.
Для того чтобы молитва Серафиму Саровскому подействовала, ее следует читать на воду.
Возьмите 1 л воды (желательно живой, родниковой), зажгите на столе свечу, поставьте перед собой иконку Святого Серафима и прочтите текст молитвы. Воду следует употреблять внутрь, обрызгивать ею комнату и кровать.
Краткие молитвы:
"Святый преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!"
"Господи Иисусе Христе Сыне Божий, молитвами преподобного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца, помилуй мя грешного. Аминь."