
Особняк купца Игумнова - загадочный дом-терем Москвы
Особняк купца Игумнова – одно из самых красивых и таинственных зданий в современной Москве. Во-первых, в него не так просто попасть, потому что в нем расположена резиденция посла Франции. Во-вторых, про этот дом ходят невероятные слухи и легенды. В-третьих, сам его «теремочный» вид с огромным количеством ярких декоративных элементов и уникальных деталей вызывает мысли о волшебстве и переносит в сказку.
Купец хотел поразить всю Москву
Российский потомственный купец Николай Игумнов был одним из богатейших людей в царской России конца XIX века и входил в первую гильдию. Владел текстильным предприятием в Ярославле и золотыми приисками в Сибири, унаследованными от дяди. Игумнов любил роскошь, пафос, гламурные вечеринки, но не забывал о меценатстве – жертвовал деньги школам, приютам и церквям.
Дом купца Игумнова
Жизнь складывалась превосходно. Бизнес шел успешно, деньги текли рекой, амурные дела тоже до определенного периода его радовали. В конце девятнадцатого столетия купец решил удивить московский бомонд и приобрел по улице Большая Якиманка деревянный дом, который затем снёс.
Дом купца Игумнова
В считавшемся в ту пору непрестижным районе Москвы он возвел новый особняк из голландского кирпича, с башнями и арками, стилизованный под традиционные царские палаты времен Ивана Грозного.
По одной из версий, выбор участка для постройки богатого дома в таком странном месте был связан с тем, что купец вырос в этих краях (хотя большая часть его жизни, как известно, прошла в Ярославле), но это лишь гипотеза.
Над проектом нового здания по заказу Игумнова трудился ярославский архитектор Николай Поздеев. В итоге он сотворил настоящий архитектурный шедевр, которым мы теперь имеем возможность любоваться.
Возведенное здесь новое здание удачно вписалось в пейзаж – оно хорошо сочеталось со стоявшими на Якиманке особняками, построенными в стиле ампир, даже несмотря на то, что было немного выше и отличалось от них более роскошным и затейливым видом.
Необычные крыши дома делают его похожим на древнерусские палаты, фасады удивительно праздничны – тут и кладка из специально привезенного из Голландии кирпича, и изумительная отделка натуральным камнем, и интересные изразцы в «ярославском» стиле, изготовленные на фабрике Кузнецова (рисунки выполнил художник-керамист С. Масленников).
Кроме того, к работам были привлечены лучшие резчики. В общем, получился сказочно-богатый терем.
Не менее шикарны были и внутренние интерьеры – по заказу хозяина их выполнили в стиле, сочетающем с себе русские традиции и классицизм, что было в те времена модно.
Кстати, отделку интерьеров заканчивал брат архитектора Иван (Николай Поздеев скончался в 1893 году, так и не увидев свой проект в полном завершении.)


В 1901-м Николай II выслал Игумнова в Абхазию, и в столицу хозяин особняка больше не вернулся.
В 1917 году дом, как и все купеческие особняки, национализировали. Сейчас в этом доме расположено посольство Франции.


Правда и вымысел о Николае Игумнове
Купец 1-й гильдии, известный благотворитель и, как сказали бы в наше время, олигарх Николай Игумнов – личность интересная, таинственная и даже легендарная.
Среди старожилов Москвы до сих пор гуляют слухи, что тот особняк Игумнов построил для своей любовницы, танцовщицы Варвары, и он частенько к ней захаживал. В один из таких дней купец застал содержанку с посторонним мужчиной и в порыве гнева ее убил, а тело замуровал в стене. Поговаривают, что с тех пор в коридорах особняка можно встретить призрак Варвары... Но это, конечно, страшилка...
Пожалуй, самое правдоподобное из известных событий, произошедших в особняке, выпало на 1901 год, когда купец решил изменить мнение элиты о себе и устроил роскошный прием. Для того чтобы наверняка добиться своей цели, он рассыпал на полу золотые монеты с изображением царя, и во время веселья гости плясали на них.
Информация о неслыханной дерзости купца дошла до государя. Николая II возмутила выходка Игумнова, и он сослал его в глухую провинцию у моря - в абхазское село Алахадзы.
Местность была болотистой, кишела малярийными комарами и змеями. Многие в положении Игумнова могли опустить руки и доживать свои дни, надеясь на царское помилование, но только не предприимчивый купец. В бесперспективной, на первый взгляд, территории он увидел богатый потенциал и принялся за дело. Игумнов не жалел денег и вкладывал в это место большие средства.
Сначала он приобрел несколько сотен десятин земельных угодий и осушил их, в том числе с помощью специально высаженных кипарисов и эвкалиптов. Затем привез из Кубани чернозем и высадил на будущих плантациях несколько видов плодовых деревьев (манго, киви, мандарины), привезенных из соседней Турции.
Мандарины отлично прижились, принеся Игумнову неплохой доход и обеспечив впоследствии многие семьи Абхазии возможностью делать неплохой бизнес.
Он также был первопроходцем в выращивании тунга, фейхоа, и табака. Посадил камфорные деревья и производил эфирные масла.
Вскоре купец открыл в селе рыболовецкое предприятие и нанял на работу людей, для которых построил по тем стандартам комфортабельное жилье. Заработал консервный завод, предприятие "Абхазский бамбук", в Алахадзы также доставили скот из Ярославля.

После революции 1917 года и установления советской власти в Абхазии Николай Игумнов остался в Абхазии и добровольно передал все свои владения новым властям, в том числе и сады. Садоводческое хозяйство превратилось в «Цитрусовый совхоз имени Третьего Интернационала. Игумнов отказался переезжать во Францию вслед за семьей и устроился при совхозе простым агрономом.
В последние годы жизни купец болел, и за ним ухаживали соседи.
Николай Игумнов умер в 1924 году и был похоронен на местном кладбище.

