Как появился «Девятый вал» И. Айвазовского - история одного шедевра
05.10.2023 532 0

Как появился «Девятый вал» И. Айвазовского - история одного шедевра

Искусство и ремёсла
В закладки

 

За всю жизнь знаменитый художник-маринист Иван Айвазовский написал около 6 тысяч картин на морскую тему, а самой известной среди них является «Девятый вал». История создания этого шедевра позволяет приблизиться к пониманию основных принципов работы художника над морскими пейзажами и приоткрыть завесу над тайнами его творческой мастерской.


И. Айвазовский. Среди волн, 1898 год


Иван Айвазовский (Ованес Айвазян) родился в Крыму, в Феодосии, и с детства слышал рассказы моряков об опасностях и приключениях, случавшихся с ними в плавании. По древним морским поверьям, девятый вал – самая мощная и страшная из идущих одна за другой во время шторма волн (древние греки считали самой опасной третью волну, а римляне – десятую).

2:2346



Позднее физики объяснили это явление принципом интерференции: несколько волн сливаются в единый вал и срабатывает эффект синергии.
 

И. Айвазовский. Буря у скалистых берегов, 1875 год


В ХХ в. в советском искусствоведении бытовала традиция истолкования сюжета картины как политической аллегории: неизменно вспоминалась волна революций, прокатившаяся в 1848 г. в Европе, и безвременная кончина В. Белинского. Однако вряд ли к автору «Девятого вала» это имеет какое бы то ни было отношение.

3:1407

Художник большую часть жизни провел в приморском городе – Феодосии, и был просто влюблен в морскую стихию, особенно в моменты шторма. Буря Айвазовского – это природное явление, прекрасное в своей мощи и свободе, и не стоит тут искать подтексты и скрытые смыслы. Кроме того, роковое противостояние человека и стихии – типичная для романтических произведений тема.


И. Айвазовский у мольберта

Буря вызывала у художника не страх перед стихией, а упоение ее непостижимой силой. Показателен в этом отношении один эпизод из жизни Айвазовского. Однажды он плыл на корабле из Англии в Испанию и попал в сильный шторм. После этого в европейской прессе даже появились сообщения о его гибели.

3:2670



Позже он заявил о том, что эти новости были ошибочными и признался в том, что многие пассажиры, обезумев от страха, тогда действительно мысленно попрощались с жизнью, а он с восхищением наблюдал за разбушевавшимся морем: «Страх не подавил способности воспринять и сохранить в памяти впечатление, произведенное бурею, как дивною живою картиною».
 

И. Айвазовский. Биарриц, 1889 год

Интересно то, что и эту, и большинство других работ художник писал не с натуры, а по памяти.

4:1376

Сам он так объяснял свою позицию: «Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом, связанным по рукам и ногам. Движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запомнить их и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину».

4:2033



С натуры он делал только наброски, а дальше работал над картиной в мастерской.


И. Айвазовский. Слева – Корабль среди бурного моря, 1887. Справа – Буря на Северном море, 1865 

Для того, чтобы воспроизводить сюжет по памяти, нужно было работать очень быстро, чтобы не утратить первоначального впечатления и успеть запечатлеть увиденное. Поэтому Айвазовский писал по несколько часов кряду, иногда по 12 часов без перерыва, и не понимал художников, которые работают над картинами по несколько месяцев или даже лет.

5:1440

«Девятый вал» был написан за 11 дней. «Не отхожу от картины, пока не выскажусь», – говорил он. А его техника написания волн удивляла знатоков живописи: он умел создавать движущуюся и почти прозрачную морскую волну. Эффект прозрачности достигался с помощью лессировки – нанесения тончайших слоев краски друг на друга. Его лессировку критики называли виртуозной.
 

И. Айвазовский. Корабль среди бурного моря, 1887. Фрагмент


И. Айвазовский. Корабль *Императрица Мария* во время шторма, 1892 

Эта картина была написана, когда художнику было всего 33 года, и сразу после создания ее ждал ошеломляющий успех, во время первого показа в 1850 г. в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

7:3711

 

7:6


8:513

"Девятый вал", Айвазовский. фрагмент

8:585

 

8:592

Люди приходили по несколько раз, чтобы снова увидеть «Девятый вал». Эту работу вместе с «Последним днем Помпеи» Брюллова называли высшим расцветом романтизма в российском изобразительном искусстве.

8:965

 

8:972

9:1478

 

9:1483

Источник

9:1506



 

9:4
Cамые загадочные полотна русских живописцев
Cамые загадочные полотна русских живописцев
Cамые загадочные полотна русских живописцев
12.09.16 Мистика, гадания / Искусство и ремёсла
В истории русской живописи было несколько известных полотен, у которых сложилась мистическая репутация.   Виктор Васнецов - Богатыри     Первый набросок
Просто добавь кота - юмор в искусстве))
Просто добавь кота - юмор в искусстве))
Просто добавь кота - юмор в искусстве))
23.08.16 Искусство и ремёсла
  Любая картина станет лучше с котом Заратустрой - решила художница Светлана Петрова и попробовала изменить привычные представления о картинах великих художников,
Просто добавь кота! Новый взгляд на известные картины))
Любая картина станет лучше с котом Заратустрой — решила художница Светлана Петрова и попробовала изменить привычные представления о картинах великих художников,

Вас также заинтересует:

Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
все шаблоны для dle на сайте dletop.com скачать