Москва в застолье с серебром. Лазарь Фрейдгейм
Важен не металл, из которого сделаны столовые предметы, а мастерство. Но, глядя на них, мы можем мысленно вновь пройти по улицам и площадям Москвы. Получить удовольствие от мастерства талантливых людей.
Лазарь Фрейдгейм
Москва в застолье с серебром
Не золотом, не серебром прославлен человек.
Своим талантом, мастерством славен человек.
Абдуррахман Джами (1414-1492)
(Перевод с фарси)
1
Я с особым чувством блуждаю по Москве. Это Москва реальная, Москва виртуальная, Москва, запечатленная в живописи, графике, материале… Город, порой связанный с событиями собственной жизни, порой — как символ и отражение мировых событий. Москва великая, Москва красивая, Москва златоглавая и серебростольная. Да, есть особая серебряная Москва. Она может отличаться от реальной так же, как уют московского особняка от роскоши Кремлевских парадных залов.
Когда-то мне довелось "организовать" интернетовскую прогулку в дорогом мне городу по маршруту, определённому видами Москвы на серебряных предметах моей коллекции. Эту экскурсию в дополнение к привычному определению "Москва златоглавая" я определил как Москва серебростольная. Так её сейчас порой и называют в интернете любители художественного серебра московских мастеров.
Москва это древний и большой город, столица России. Для кого-то чужой, для меня — свой и по рождению, и по восприятию на любом расстоянии. На этом и на том свете (уж извините за вольность взгляда в будущее)...
Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось…
В жизни остаётся часть общечеловеческого, памятного, которое, как правило, является плодом творчества и деятельности талантливых и удачливых тружеников. Есть формы личного, "интимного" общения. Москва, которую можно воспринимать, сидя за письменным столом, тусуясь у экрана монитора с красивыми предметами в руках... В этом плане коллекционирование, старое русское серебро, московские памятники — это лекарство от болезненного потока новостей.
Москва - старый город. Со времени первого упоминания в летописи прошло почти девять столетий. Но даже камни не позволяют прикоснуться к очень далёкой старине. От первых трёх веков не осталось ни одного камня, а тем более бревна. Самые старые постройки относятся к последним годам XIV — началу XV веков. Но мы не будем говорить об истории и политике. Мы полюбуемся отражением известных московских построек на изделиях из серебра. Преимущественно на ложках XIX-начала XX веков.
Для меня в сегодняшнем экскурсе важен не металл, из которого сделаны столовые предметы. Нам вряд ли сегодня представится возможность использовать подобные ложки в застолье. Но, глядя на них, мы можем мысленно вновь пройти по улицам и площадям Москвы... Поверхность серебряных предметов становится основой для произведений, выполненных в различных техниках. Подобно доске — для иконы, медной пластины — для гравёра или полотна — для живописца.
Сконцентрировать своё внимание на серебре с видами Москвы меня подвигло предложение от давно мне знакомого интернетовского музея сувенирных и памятных ложек. Статья "Silver spoons with Moscow's views" (Серебряные ложки с видами Москвы) была опубликована в интернете. Для начала с несерьёзным креном упомяну об анекдотической ситуации, в которую я попал, послав статью американскому журналу. Для меня контакты с англоязычными журналами остаются проблемой. Могу даже сказать, терра инкогнита, хотя порой мне удавались такие попытки.
В первых абзацах статьи о серебряных ложках с видами Москвы, предложенной американскому журналу, я уважительно написал:
Неисповедимы пути Господни. Есть в США увлеченная женщина. Зовут её Wayne Bednersh. Она создала интернет-музей сувенирных и памятных ложек (The Souvenir and Commemorative Spoon Planet Museum). Это описание самой большой коллекции серебряных ложек в интернете. Мне довелось познакомиться с Wayne онлайн и предложить материалы по русским серебряным ложкам. В продолжение этой темы я предлагаю познакомиться с российским серебром с видами Москвы.
Казалось бы очень вежливое обращение. Я был доволен, что нашлась возможность выразить уважение человеку, создавшему интернетовский музей-коллекцию. Но вскоре мне стало неловко: я получаю доброжелательный ответ. Оказалось, что инициатор музея ложек Wayne Bednersh — мужчина. Кроме пристрастия к старине, надо разбираться в мужских и женских именах. Но подобный вопрос касался не только меня...
2
* * *
В 1880-е годы в производстве художественного серебра в России получают распространение черневые гравюры с видами Москвы, которыми украшались различные предметы столовых сервизов, выполненных в "русском" стиле. Орнамент серебряных изделий, декорированных гравюрами, ведет начало от черневого орнамента древнерусских золотых и серебряных ковшей, чарок, созданных в конце XVI-начале XVII столетий.
В качестве преамбулы для обширного материала о видах Москвы на ложках мне показалось целесообразным привести несколько примеров музейных наборов столового серебра с видами древнего города.
Облик давней Москвы нашёл разнообразное отражение в предметах столового серебра. Это сервизы, самовары, отдельные предметы, подстаканники, ложки... Черневым искусством славилась фирма Хлебникова. Некоторые изделия этой фирмы, украшенные чернью, были экспонированы на художественно-промышленной выставке 1882 года. Фабрика Семёнова специализировалась только по черни. Изделия фирм Семёнова, Овчинникова, Хлебникова неоднократно получали награды на международных и всероссийских выставках.
3
Этот сервиз был изготовлен в 1890-х годах на московской фабрике Василия Семёнова. Предметы украшены черневым изображением архитектурных памятников Московского Кремля. Вероятно, материалом для изображений послужили литографии исторических памятников и видов Москвы, изданные в 50-х годах XIX века.
Интересна история большого сервиза из 12 предметов, части которого изготовлены разными мастерами. Это фирмы Семёновых, Кузмичева и Постникова.
4
На предметах сервиза изображены виды Кремля, Сухаревской башни и Красных ворот, Петровского дворца и Триумфальных ворот, храмов Христа Спасителя и Василия Блаженного, хорошо знакомых каждому жителю России.
В обзоре экспонатов Всемирной выставки 1873 г. писали: "Говорят на всякий товар есть свой покупатель. Кто хочет купить недорогую изящную вещь из серебра, может обратиться к г. Семёнову, у г.г. Овчинникова и Хлебникова найдут место господа, одаренные тонким вкусом и требующие от серебряных вещей художественности".
Подобные сервизы в то время не были музейными экспонатами. Они использовались при застольях состоятельных семей. Тем более находили бытовое применение отдельные предметы сервировки стола. В частности, различные ложки, украшенные чернью.
С серебряной ложкой связаны некоторые народные приметы и символы. Говорят: родился с серебряной ложкой во рту, как о символе счастливой судьбы, удачи. Наша удача сегодня — серебряная ложка на чайном столе.
Рука тянется к вазочке с вареньем, ложка ждёт прикосновения. Заполняется розетка, а затем уже, не спеша, как бы слизывая, ощущаешь прелесть домашнего традиционного — от бабушек и прабабушек — варенья...
На иллюстрации показана ваза для варенья с 12-ю ложками, изготовленная в мастерских самого известного российского ювелира Карла Фаберже в 1891 г.
5
Так уж получилось в русской традиции, что наибольшее количество ложек с видами Москвы имеют круглую или овальную форму и функционально предназначены для варенья на чайном столе. Большие — сервировочные в хрустальных вазочках на высокой ножке, а маленькие — индивидуальные для розеток с вареньем у чайной пары.
Одной из самых известных фирм в России была фабрика Василия Семёнова (именник ВС). Дела отца в конце XIX века в лучших традициях продолжила его дочь Мария (именник МС). В 1873 г. у В. Семёнова было 40 рабочих, в 1905 г. у М. Семёновой было 100 рабочих. Это было крупное предприятие, специализированное на изделиях с чернью.
Изделия фирмы отличали высокое качество. На Всероссийской выставке художественно-промышленных товаров 1882 г. изделия фабрики были удостоены золотой медали в категории "За изящество". Фабрика славилась производством серебряных изделий, украшенных тонкой гравировкой с чернью. Поражает качество гравировки каждой миниатюры.
Показаны две ложки: вид на Кремль (ВС-1878) и Покровский собор на Красной площади (МС-1893).
6
Другая ложка с видом на Кремль была изготовлена той же фирмой в 1891 г. (МС — Мария Семёнова).
7
Можно отметить, что каждое из графических изображений показывает архитектурные памятники Москвы с почти документальной точностью. Это старые с вековой и многовековой историей сооружения, знакомые не только москвичу, но и почти любому жителю России. Поэтому я не в каждом случае называю, что изображено на черневой гравюре.
Разнообразные ложки с видами московских памятников выпускала фирма Степана Кузьмича Левина (клеймо СКЛ), основанная в Москве в 1875 г. В 1897 г. имел 10 рабочих и 9 учеников.
Тончайшая гравировка выполнена на ложке Кремль (1896)
8
Ложка с изображением Покровского собора (Храма Василия Блаженного), 1896 г.
9
Структура клейм изделий из драгоценных металлов определялась соответствующими положениями. Приведенные клейма включают информацию об изготовителе, клеймо с инициалами пробирного мастера и годом клеймения, пробу изделия и знак города. Золотниковая проба 84 указывала, что сплав содержит 84 части чистого серебра на 96 частей сплава, что соответствует привычной для нашего времени пробе 875. Клеймом Московской пробирной палаты было изображение Григория Победоносца.
В наборе чайных ложек с видами Москвы от Левина (клеймо мастера СКЛ) на каждой из комплекта показаны разные памятники города:
10
Популярным сюжетом на серебряных ложках была Сухаревская башня, просуществовавшая с Петровских времён до 1930-х годов.
11
Чайные и кофейные ложки с чернью изготавливали многие большие и малые российские фирмы.
На иллюстрации показан комплект из 12 чайных ложек с видами Москвы, высокопрофессионально изготовленными неизвестным мастером с клеймом "Г.А.Г."
12
Большое количество ложек с видами памятников столицы (порой стилизованными) изготавливала фабрика Василия Ашмарина (клеймо "АШМАРИНЪ"). Фабрика действовала с 1883 по 1908 г. В 1901 г. на фабрике было 25 рабочих. В 1900 г. Ашмарин экспонировал свои изделия на выставке в Париже и был награждён бронзовой медалью.
13
14
В зависимости от назначения ложки имели разные формы.
Вот пример ложки-совка для сахара или чая с традиционным сюжетом московского Кремля на обороте.
15
Выше мы отмечали только изделия с черневыми гравированными городскими архитектурными памятниками. Особая красота отличает изделия с многоцветной эмалью. Требуется большое мастерство для передачи богатства цветов. Особое качество отличало изделия мастерской Фёдора Рюккерта. Его эмалевый портсигар с видом Кремля приведен в статье как заставка.
Эмалевые ложки поражают сочностью цветов:
16
17
Приведу пример эмалевой ложки с московским сюжетом мастера Блютенклеппера Генриха Людвиговича, владельца мастерской серебряных изделий (1893-1897-е гг.).
18
Здесь при виде овала ложки может создаться впечатление, что это эмалевая роспись пасхального яйца. Но это не так. Перед нами чайная ложка с многоцветной эмалью.
19
Чаепитие в России это, конечно, любимое застолье, но есть ещё один вид питья, весьма популярный в российской среде. Как издавна говаривали: чай не водка, много не выпьешь. Этому виду хмельного питья посвящена подарочная ложка со специальным сувенирным футляром. Ложка изготовлена в 1870 г.
На ложке клеймо неизвестного мастера серебряного дела "JAL", работавшего в период 1868-1884 гг. На тыльной стороне ложки выгравирована жанровая сценка: два мужичка сидят и распивают водочку: Милое застолье!: По маленькой, на посошок...
20
В серебряных ложках мирно уживаются и высокое мастерство, и историческая память, и милый игривый юмор.
А сейчас ещё и коллекционный интерес, и коллекционная ценность.