За что туземцы съели мореплавателя Джеймса Кука
Знакомство с правящим вождем Гавайи: дружба и подарки
Третья экспедиция Джеймса Кука началась в июле 1776 года на двух кораблях «Резолюшн» и «Дискавери». В январе 1778 года они открыли острова, которые назвали Сандвичевыми, и только позже их переименуют в Гавайские.
На острове открывателей встретило большое количество аборигенов, которые дружественно махали и что-то кричали. Как оказалось, у них как раз проходил сезон поклонению божеству плодородия Лоно, новогоднее торжество по местным обычаям. Во время знакомства правящий вождь подарил Куку ахуулу и махиоле. Это дорогая «одежда», на которую уходит сотни тысяч перьев. Их связывают пучками, а потом густо крепят к сетке из растений.
Ахуула – плащ, а махиоле – шлем. Туземцы считали, что с их помощью они получают защиту. Но такие были только у вождей и королей острова, причем использовались по особым случаям.
Куку как дорогому гостю, прибывшему в священный праздник, было преподнесено 6 плащей, 4 больших свиньи и продукты. В ответ капитан также одарил туземцев подарками, одним из которых был кинжал, используемый позже в роковой день против Кука.
Джеймс Кук, не зная обычаев, нарушил спокойствие аборигенов на острове, которые их приняли по-доброму.
Он сначала приказал своим людям убрать дерево, которое, по-видимому, специально отгораживало захоронения «Мораи» для вождей и их богов. Капитан предложил поставить железные топорики вместо оградки, но вожди не согласились. Тогда матросы самостоятельно срубили деревянный забор и увезли его на корабль в разобранном виде. Была еще ситуация, которая очень задела вождя. Второй капитан Чарльз Клерк обвинил аборигенов в пропаже лодки. Она позже нашлась, но вождь Каланиопу сильно разозлился.
Повторное возвращение Кука на остров
На острове Джеймс Кук провел 19 дней, и 6 февраля из бухты вышли оба корабля. Это было хорошим решением, если бы не погодные условия, которые изменили все планы. Начался сильный шторм, сорвавший грот-матчу на «Резолюшн», и поэтому 11 февраля экипажам пришлось вернуться на остров.
Лейтенант Джон Ледьярд писал в своих воспоминаниях, что туземцы не обрадовались их возвращению. К тому же сезон фестивалей макахики закончился, и начался сезон сражений и войн в рамках поклонения и ритуалов Кукаилимоку, богу войны. По этому поводу или по тому, что уже испортились отношения с первого визита англичан, но туземцы второй раз англичан уже встречали неприветливо.
Ледьярд писал, что возвращение оказалось неприятным для двух сторон. Все уже устали друг от друга, от непривычных обрядов, традиций и уклада жизни. К тому же он считал, что британцы, всё же, неправильно себя вели на острове. Лучше было бы для всех остановиться где-то на новом или пустом острове, где о них еще никто не знал, и не знали об их пороках.
Кража лодок аборигенами, как проверка терпимости англичан
Аборигены уже с первого визита кораблей начали понемногу таскать вещи иностранцев. Пропадали мелкие предметы, но это было неприятно и надоедливо. То не хватало в нужный момент инструмента, то еще чего-то. Начались стычки, которые поднимали градус враждебности. Поэтому Кук и торопился покинуть остров, чтобы избежать больших конфликтов.
Пик наступил во второе возвращение на остров, когда аборигены украли баркас с «Резолюции». Создавалось впечатление, что они испытывали терпение, чтобы увидеть, на сколько далеко можно зайти, и каким может быть ответ.
Вождь в заложниках у Кука
Джеймс Кук находился в это время не в очень хорошем состоянии, видимо, поэтому не смог оценить последствий своих действий. Ему надоели конфликты из-за краж, и он решил взять в заложники вождя Каланиопу на корабль, чтобы туземцы больше ничего не брали и вернули баркас.
Кук взял 10 морских пехотинцев и лейтенанта Филипса, высадившись на берег 14 февраля. Он спокойно дошел до жилища вождя, который еще спал. Капитан его разбудил и показал, чтобы тот следовал за ними. Вождь, видимо, принял поведение англичан за приглашение посетить корабль, поэтому пошел без сопротивления. Кук держал его за руку, и, вероятно, это не понравилось жене вождя. Она начала созывать островитян, указывая, что забирают их вождя. Жена бежала за британцами и постоянно просила мужа вернуться или остановиться.
Подойдя практически к берегу, вождь вдруг сел и наотрез отказался подниматься. В этот момент появился кахуна (местный эксперт в любой области или пророк), который что-то пел и нес в руках кокос. Когда англичане оторвали взгляд от него, то увидели, что их окружает большое количество туземцев, причем явно с недобрыми намерениями.
Смерть Кука от кинжала с его же корабля
Кто-то из туземцев закричал, что англичане убили их соплеменника. И это действительно было правдой, происходившей за несколько дней до этого события. В толпе начал нарастать гул, и Кук решил поторопить вождя, ударив его плоской стороной меча. Ответ не заставил себя долго ждать.
Есть версия, что Кука схватил первым вождь Канаин, который сопровождал старшего вождя с того момента, когда его забрали британцы. Но он тогда думал, что их приглашают в гости, а увидев агрессию по отношению к своему королю, проявил такое к капитану. Приподняв Кука, он бросил его на землю, но тут подскочил слуга вождя Нуаа и ударил Джеймса кинжалом.
Дальше события развивались очень стремительно. Толпа гавайцев налетела на упавшего Кука и, выхватывая друг у друга кинжал, вонзали его в тело капитана. Этот кинжал оказался подарком с корабля, когда британцы только посетили остров. Матросы запаниковали и подняли стрельбу, но это не подействовало на туземцев. В итоге 3 матроса вместе с капралом Джеймсом Томасом были убиты, двое ранены.
Уцелевшим удалось отступить к своим шлюпкам и отчалить. На берегу остались убитыми и несколько гавайцев. С корабля «Резолюция» Уильям Блай, будущий капитан, наблюдал в подзорную трубу, как тело Кука утащили в лес.
Корабли оставались в бухте еще до 22 февраля. Чарльз Клерк потребовал от туземцев возвращения тела Кука, но те отказались это делать. Тогда он предпринял боевую вылазку, вышел на берег с солдатами под прикрытием пушек и спалил селение гавайцев, загнав их далеко в горы.
На следующий день к кораблю туземцы принесли корзину с мясом, а сверху на нем лежала человеческая оскальпированная голова без нижней челюсти.
Останки капитана Джеймса Кука были захоронены на берегу острова.
Почему убили капитана Джеймса Кука
Вероятно, убийство могло бы не произойти, если бы Джеймс Кук не ударил вождя, так писал капитан Клерк в своем дневнике.
Гавайцы уже начали расступаться и давать проход к лодкам. Англичане могли бы покинуть без ущерба берег, если бы король оставался с туземцами. Фатальная ошибка, вызванная, возможно, плохим самочувствием Кука, привела к трагическому завершению. Лейтенант Филипс также утверждал, что туземцы собрались толпой, потому что переживали за своего вождя.
Второй капитан Чарльз Клерк возглавил экспедицию и отчалил от берега. Он побывал в Петропавловске-Камчатском, встретив теплый прием жителей, потом корабли преодолели Берингов пролив и вышли в Чукотское море. Но льдины помешали дальнейшему продвижению, к тому же корабли получили повреждения. Пришлось вернуться назад на Камчатку, где похоронили второго капитана Чарльза Клерка.
Домой корабли возвратились 7 октября 1880 года.