Почему библиотечный штамп всегда стоит на 17-й странице книги
Зачем вообще нужен штамп, думаю, понятно. Чтобы мы не забыли, что книга — собственность библиотеки, а не сувенир из государственного учреждения. На штампе обычно указано полное название библиотеки. А почему его обязательно ставят на 17-й странице?
Есть много версий, почему было выбрано именно это место. От откровенно бредовых вроде символизма числа 17 в масонстве до вполне логичных, связанных с Надеждой Крупской.
К этому причастна Надежда Крупская?
Дескать, она предлагала таким образом зафиксировать уважение к Октябрьской революции 1917 года. И её могли послушать: Надежда Константиновна сделала немало для развития библиотечного дела в стране. Например, была инициатором ряда законов и партийных постановлений по библиотечному делу, участвовала в создании программы библиотечного строительства и системы подготовки библиотечных кадров.
А ещё одно время возглавляла журнал «Красный библиотекарь» (оказывается, был и такой). Поэтому неудивительно, что имя Крупской по-прежнему носят десятки библиотек России.
Вот только история о штампе на 17-й странице с её подачи — красивая выдумка. Документального подтверждения этому нет.
Ответ на поверхности!
Всё проще: секрет кроется в технологии изготовления книги. Книга — это несколько сшитых «тетрадок», каждая из которых состоит из 16 страниц. Одна такая «тетрадка» составляла печатный лист.
Штамп ставили на 17-й странице, чтобы в случае утери первого блока книгу всё равно можно было идентифицировать.
Например, титульный лист могли испортить, вырвать или испачкать. Или первый блок мог отклеиться и потеряться. Думаю, все знают, что старые книги имеют такую особенность: рассыпаться в руках на отдельные блоки.
На 17-й странице часто ставили инвентарный номер книги. А ещё штамп в этом месте защищал собственность библиотеки от кражи.
Соблазн был велик: за хорошей литературой в советское время гонялись и покупали, как только появлялась возможность. До сих пор у многих книжные шкафы набиты под завязку советскими книгами!
Благодаря штампу библиотечную книгу легко узнать в букинистическом магазине. По вырванным 3-й и 17-й странице было понятно, что книга украдена.
Эта традиция и по сей день живёт в российских библиотеках: штамп ставят в том числе на 17-й странице (я узнавала). Теперь вы знаете почему.