Мистические случаи из жизни художника
Удивительная вещь – изобразительное искусство. Художник создает как бы параллельный, отдельный мир. У одного мастера он похож на наш, у другого – совсем иной. Недаром творчество художников стало благодатной почвой для писателей-фантастов, авторов мистических сюжетов и т.д. Чего стоит один только "Портрет” Н. В. Гоголя!
Вся мистика, как правило, строится на том, что нарисованный чей-либо портрет внезапно оживает, уходит, начинает разговаривать, давать советы. То есть страхов и ужасов человек ждет от себе подобного. Из чисто пейзажных сюжетов и натюрмортов такое "вытянешь” реже.
Загадка портрета девушки из Индии
Виктор Иванович Т. Не скрывает, что свои основные деньги зарабатывает, рисуя портреты посетителей Крещатика – гостей Киева, реже – киевлян. Занимается этим уже более 10 лет и смотрит на свое творчество, как на чистой воды ремесло. Хотя оно не мешает вынашивать в душе мечту о настоящем художественном творчестве, о своей картине, которую не хотелось бы продавать.… Но основное его занятие – портреты, и они неплохо удаются.
Следует отдать должное: Виктор рисует старательно, дольше своих соседей, и не всегда одинаковую плату берет с заказчиков. Недоволен результатом сам – называет символическую цену.
- Однажды здесь гуляли туристы из Индии, семья: отец, мать и две юные дочери. Я как раз освободился, и они выразили желание, чтобы я нарисовал все четыре портрета. Естественно, со скидкой, заказ ведь "оптовый”, - улыбается Виктор Иванович и приглаживает седоватую шевелюру. – Начал с отца – и первые три портрета пошли на удивление легко.
Но вот осталось нарисовать портрет одной из дочерей – девушки лет семнадцати. Она только уселась напротив – и мне стало не по себе. Она смотрела серьезно, сосредоточенно на меня – и в то же время, как бы, мимо и никуда конкретно. Я люблю точно передавать выражение глаз, настроение. А тут они не даются мне – и все."
Художник старался – не хотелось долго держать туристов на солнцепеке. И вот – портрет готов. Виктор Иванович посмотрел, повертел его – не та девушка на портрете, что перед ним, совсем не та! Только белая блузка ее, а лицо другое. Странное какое-то лицо, откуда и взялось? Просто мистика какая-то.
На портрет взглянул отец – отшатнулся и начал что-то быстро по-своему говорить жене. У жены – испуг в глазах. Позирующая девушка с недоумением смотрела на свой портрет, видимо не узнавая себя.
Виктор Иванович вдруг почувствовал страшную усталость и объяснил отцу, что деньги возьмет только за три портрета, а завтра, если они не торопятся, нарисует четвертый. Отец отрицательно покачал головой, объяснив с сильным акцентом, что забирает все портреты. "А это, - указал на четвертый, - портрет моей покойной сестры, она погибла в автокатастрофе четыре года назад”.
- Да, портрет дочери мог напомнить ему лицо сестры, если бы племянница была похожа на свою тетку, - говорит художник. – Но на портрете получился совсем другой человек! У девушки было вытянутое лицо, у изображения на портрете – круглое. У девушки узкий разрез глаз, у женщины на портрете глаза круглые и навыкате. Губы у девушки тоже узкие, у портрета – пухлые. Как могло так получиться? Я же опытный художник, считался на курсе лучшим портретистом! Не могу забыть минуты, когда девушка позировала, ее странное сцепление и глаза, никуда конкретно не смотрящие.
Сейчас, когда я в очередной раз рассказываю о том случае, не могу не вспомнить, что девушке было не более 18 лет, а женщине на портрете могло быть и под сорок… Кстати, на другой день заказчики не пришли…
Ужасная "Чаща при лунном свете"
Виктор Иванович Т. Окончил Львовский художественный институт. Одному из его однокурсников (сегодня он член Союза художников России) лучше всего удавались пейзажи, хуже всего – портреты. Как это нередко бывает, больше остального мы любим то, что у нас получается, а к тому, что не дается, питаем неприязнь.
Так было и с Александром, однокурсником Виктора Ивановича. Над портретом он мучился, а пейзажи писал с упоением. На целые дни уходил на природу, пропадал вечерами в лесу, поле…
- Его пейзажи были просто говорящими, - рассказывает Виктор Иванович. – Мы кожей чувствовали ветер в ветвях его берез, пелену дождя, закрывающего горизонт, от его снега становилось прохладнее в душной студии, снимаемой нами в мансарде старого особняка. Но однажды Сашка сказал, что хочет набросать лесную чащу при полной луне. Долго искал подходящее место. Найдя, уехал в какое-то село. Мы еще шутя предлагали взять с собой сопровождающих, чтобы не так страшно было в лесу одному. Но он уехал в одиночестве. А где-то через три недели привез впечатляющее полотно "Чаща при лунном свете”.
От картины нельзя было оторвать взгляда: полная луна высвечивала передний план – небольшую поляну с тремя маленькими деревцами. А дальше в матовых лучах уходил вглубь картины темный, густой елово-грабовый лес.
На первый взгляд, простой пейзаж, ничего особенного, кроме того, что Сашка изобразил, как всегда, все очень тщательно. Но это было полотно–вампир – так его назвали бы сегодня. От картины трудно было отойти, оторвать взгляд, и в то же время она забирала силы, вытягивая всю энергию. На душе становилось сумрачно. Одна наша сокурсница сказала: "На меня эта чаща просто ужас навевает. Мне становится страшно, плакать хочется”.
Почему так? Ведь все предыдущие полотна и наброски Александра воспринимались нормально, с интересом, даже радостно….
А затем Сашка раскрыл секрет: поначалу, сам того не зная, выбрал в том селе самое несчастливое место. Именно на месте, изображенном художником на заднем плане картины, в разное время повесились на сосне четыре человека – мужчины от 25 до 40 лет.
Местные жители советовали тогда художнику-студенту не ходить на поляну: мол, все, кого туда тянуло, плохо заканчивали... Жены и матери уже опасались пускать мужчин в тот лес за дровами.
- А Сашка сказал, что ему-то как раз на той поляне весело и легко работалось, он даже забывал, что вокруг ночь и чужое село. Чаща сама шла к нему на полотно, оно словно впитало пейзаж.
Через несколько дней чуть не случилось непоправимое: сделал попытку покончить с собой 20-летний студент-скульптор, перед этим долго рассматривавший "Чащу при лунном свете” Его успели спасти, а картину Сашка куда-то дел – спрятал или уничтожил …
Так и неизвестно: самоубийцы сделали чащу страшной для других, или она сама изначально повинна в гибели людей …
Вот такая вот мистика... Хошь - верь, хошь - не верь...