Федор Шаляпин и Иола Торнаги: любовь с итальянским акцентом
Иола Ло-Прести родилась в солнечной Италии. Талантливую девочку заметили и дали возможность поступить на обучение в балетную школу при знаменитом театре «Ла Скала». Ей было шестнадцать лет, когда под фамилией матери Торнаги, она стала примой венецианского театра, а в двадцать два вместе с труппой подписала контракт с Саввой Мамонтовым и отправилась на гастроли в холодную Россию.
Любовь, Онегин и Торнаги
Итальянскую труппу радушно встречали русские артисты, среди них был и Шаляпин. Молодой исполнитель, отличавшийся высоким ростом, сразу обратил внимание на хорошенькую итальянку и ее лучшую подругу и взял над ними шефство. Быстро решил квартирный вопрос и бытовые затруднения, помогал привыкнуть к стране.
Иола Торнаги с подругой не владели русским языком, а Шаляпин ни слова не понимал по-итальянски. На первых порах общение происходило на языке жестов.
Для молодых итальянок оказалось затруднительно даже произнести имя певца, так что они между собой именовали его «Иль-бассо». Труппа участвовала в подготовке оперы «Жизнь за царя», сначала с ними занимался итальянский постановщик, но после ряда неудач прима Иола Торнаги попросила заменить его русским балетмейстером.
После грандиозной премьеры девушка серьёзно заболела.
Шаляпин сразу же нашел лучшего врача, а через пару дней явился лично и принес для больной кастрюльку куриного бульона. К этому времени итальянки и Федор Иванович уже научились объясняться на смеси итальянско-русского языка. А Шаляпин все больше влюблялся в хорошенькую приму, но чересчур настойчиво ухаживал за пассией.
Сильное потрясение у Иолы случилось во время репетиции «Русалки». Громкий и навязчивый Шаляпин полностью перевоплотился в роли Мельника и с потрясающей силой исполнил сложнейшую партию. Музыкально одаренная танцовщица оценила глубину таланта и прониклась уважением и нежностью к мужчине.
Второе потрясение для итальянской примы организовал сам Федор Иванович. В театре в присутствии всей труппы театра и самого Саввы Мамонтова певец исполнял арию «Любви все возрасты покорны» из «Евгения Онегина». Внезапно Иола Торнаги, все еще плохо понимавшая русский язык, услышала свой псевдоним.
Все присутствующие в зале зааплодировали и повернулись к итальянке. Савва Мамонтов объяснил девушке, что Шаляпин прилюдно объяснился ей в любви. Оказалось Шаляпин изменил строку из арии и спел: «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги!».
По окончанию сезона итальянская труппа уехала домой, в Москве решила остаться только Иола Торнаги, подписавшая новый контракт с Мамонтовым. Но меценат задумал переманить в первопрестольную и Шаляпина. Для этого он отправил в Санкт-Петербург Иолу, сумевшую отыскать дом певца и уговорить его на контракт в Мариинском театре.
Долгое время певец и танцовщица работали рядом, встречались, проводили вместе время. Окончив театральный сезон актеры уехали в деревню Путятино.
Счастливое семейство
Жизнь семейная
Там и состоялись венчание и веселая актерская свадьба Федора Шаляпина с итальянской подданной Иолой Ло-Прести. Через год любящая жена, забыв про карьеру, оставила сцену и подарила мужу первенца.
Всего в творческой семье родилось шестеро невероятно талантливых и одаренных детей. Федор Шаляпин, в стремлении обеспечить семью и дать детям соответственное образование, много гастролировал по стране.
Из поездок он писал своей Иолинушке наполненные нежностью и любовью письма. Все время пекся о здоровье детей, рассказывал о творческих успехах. Он просто боготворил сыновей и дочерей, был образцовым отцом и любящим мужем.
Настоящей трагедией стала смерть первенца – Игоря Шаляпина. С рождением близнецов Шаляпиным стало тесно в старом доме, и Федор Иванович приобрел для семьи особняк.
Охладевшие строки писем
Семья Шаляпина жила в новом особняке без главы семьи. Певец все больше времени проводил на гастролях. Письма приходили все реже, муж в них больше не называл супругу любимой Иолинушкой. По «прохладным» письмам Иола поняла, что с Федором Ивановичем творится что-то не ладное.
И действительно, певец встретил вдову Марию Петцольд и со временем сделал ее своей любовницей. Иола узнала о сопернице когда младшеньким не было еще и года. Между супругами состоялся разговор. Шаляпин не собирался бросать жену, но и не мог отказаться от второй женщины.
Четыре года певец жил разрываясь между двумя семьями с детьми. Любящая Иола страдала, но держалась ради детей.
Иола содержала дом в образцовом порядке и поддерживала в детях уважение к отцу. Фактически лишившись любимого мужа Иола Игнатьевна нашла утешение в искусстве. Она прививала детям любовь к театру, развивала их таланты, устраивала дома семейные постановки. Дети не услышали от нее слова упрека в адрес мужа.
Шаляпин ценил выдержку законной жены и охотно проводил время с семьей.
Супруги официально развелись только перед эмиграцией Шаляпина. Новая жена с детьми последовали с певцом за границу.
А разведенная итальянка так и прожила в Москве до пятидесятых годов двадцатого века. Потом переехала к сыну в Рим. Мудрая женщина прожила девяносто один год, пережив Шаляпина, но сохранив его семью.
В честь Федора Ивановича зажжена звезда на голливудской «Аллее славы».
Федор Шаляпин и Иола Торнаги. Больше, чем любовь