Иван Крылов - человек, который сделал себя сам
У каждого народа есть свой великий баснописец, в России им стал Иван Андреевич Крылов. Но кроме этого, он был поэтом, публицистом, издателем. Этот человек поистине сделал себя сам.
Литературу Крылов считал призванием, но у него была и вполне обыденная профессия: он трудился в императорской публичной библиотеке и слыл большим любителем книг, даже коллекционировал редкие издания.
Басни Крылова, сюжеты многих из которых он позаимствовал у Эзопа и Лафонтена, были далеко не так безобидны, как может показаться на первый взгляд. За полным недомолвок эзоповым языком скрывалась жесткая критика современного общества. Неудивительно, что его произведения подвергали не менее жесткой критике и запрещали к публикации. Цензура в отношении к Крылову смягчилась лишь после смерти Екатерины Второй, которая недолюбливала его за насмешки над ее порядками и даже подвергала литератора преследованиям.
ДЕТСТВО
Иван Андреевич Крылов родился в Москве 2 февраля 1769 года. Его отец, Андрей Прохорович, был армейским офицером. Жизнь этого человека была нелегкой. Он вырос в степной оренбургской глубинке, в крепости Яик. Именно здесь через несколько лет вспыхнет пугачевское восстание.
Когда в 1774 году крепость попала в окружение, жену капитана Марию Алексеевну с маленьким сыном Иваном отправили в Оренбург, который, однако, также вскоре был осаждён. Поскольку мать и сын Крыловы числились в пугачевских списках приговорёнными к повешению, им пришлось скрываться.
Пугачёв скрежетал. Он поклялся повесить не только Симонова и Крылова, но и всё семейство последнего, находившееся в то время в Оренбурге. Таким образом обречён был смерти и четырёхлетний ребёнок, впоследствии славный Крылов.
А. Пушкин «История Пугачёва»
В осаждённом Оренбурге был голод, продовольствия не хватало даже детям. Это произвело на ребёнка неизгладимое впечатление, которое давало о себе знать всю последующую жизнь. Психологическими последствиями пережитого в раннем детстве (по более поздней терминологии это назвали бы «синдромом блокадника»), вероятно, объясняется широко известная невоздержанность И. А. Крылова в еде, постоянно служившая поводом для шуток современников.
Крылов-старший, начавший армейскую службу солдатом, завершил ее в чине капитана. Нетрудно представить, через какую муштру ему пришлось пройти, но он был сильным человеком, и не отчаивался. Он не имел образования, но был грамотным, любил читать.
Крылов-старший участвовал в подавлении восстания Пугачева, проявил себя как мужественный и храбрый воин. Но это не принесло ему заслуженных наград и чинов. Его семья перебралась в Тверь, где Крылов устроился на службу в уголовном ведомстве. Жалование было недостаточным, семья, в которой росло двое сыновей – Ваня и его младший брат, едва сводила концы с концами.
Когда в 1778 году отец скончался, старшему сыну было 9 лет.
В наследство сыновьям капитан Крылов оставил большой сундук с книгами, накопить другого богатства он не сумел. Жить стало абсолютно нечем, семейство постепенно скатывалось в полную нищету.
Чтобы хоть как-то помочь матери, мальчик поступил на службу в губернский магистрат, где раньше работал его отец, на должность подканцеляриста. Жалование было мизерным, но позволяло семье держаться на плаву.
Когда старшему сыну исполнилось 14 лет, матушка собрала своих сыновей и отправилась в Петербург. Ей нужно было добиться пенсии за умершего супруга, выхлопотать приличное место службы для старшего сына. Через некоторое время Иван получил должность приказного служителя казенной палаты
Крылов в юности
У осиротевших Крыловых был благодетель - богатый вельможа Львов. Этот человек позволил Ване присутствовать на домашних уроках, которые давали его детям приглашенные учителя. Так Ваня выучил французский язык и познакомился с естественными науками.
Творческий взлет
Молодой человек, не получивший никакого системного образования, всю жизнь стремился к знаниям. Он занимался самообразованием, много читал, самостоятельно освоил игру на нескольких музыкальных инструментах, знал четыре языка – французский, итальянский, немецкий, греческий, изучил математику. В пятнадцать лет он пробует писать. Ему нравится юмор, сатира, комедия, и вовсе не потому, что он был насмешником. Иван справедливо полагал, что эти литературные жанры помогают человеку стать лучше, корректируют его поведение.
Крылов с детских лет внимательно прислушивался к языку простого народа, любил бывать на ярмарках, отлично знал быт, нравы простых людей. Ему нравились народные праздники и развлечения, Крылов и сам нередко принимал участие в уличных боях. Детство, проведенное в бедности, дало возможность Ивану исподволь изучать народную жизнь, и эти глубокие знания очень пригодились будущему баснописцу.
Скучная служба в канцелярии стала казаться ему невыносимой, он решил выйти в отставку, вплотную заняться тем, к чему лежала его душа – литературной деятельностью. В этот период ему было только восемнадцать лет.
Первые литературные опыты Крылова были неудачными, но постоянное самообразование, неустанная работа над литературным языком сделали свое дело.
В 30 лет у Крылова начинается настоящий творческий взлет. Был издан первый сборник его басен, куда вошло 23 произведения, в том числе «Слон и Моська». Эта книга пользуется огромной популярностью во всех слоях общества, ведь литератор пишет языком, понятным для всех. Читатели с нетерпением ждут его новые произведения.
У талантливого литератора наконец-то наступает период везения. Он возвращается на государственную службу, занимает солидную должность в Монетном департаменте. Через два года Крылов переходит на службу в Императорскую публичную библиотеку, где он будет работать почти 30 лет, с 1812 по 1841 год.
Тогда же ему назначается пенсия в 1500 рублей в год, которая впоследствии, «во уважение отличных дарований в российской словесности», удваивается, а ещё позднее увеличивается вчетверо, причём он повышается в чинах и в должности. При выходе в отставку ему, «не в пример другим», назначается в пенсию полное его содержание по библиотеке, так что всего он получает 11 700 руб. в год.
16 декабря 1811 года он избран членом Российской Академии и получил от неё золотую медаль за литературные заслуги,
Его друзья отмечают, что в период расцвета своей славы Крылов стал очень спокойным и благодушным. Он ироничен и ленив, этот человек достиг успеха, и теперь может почивать на лаврах.
В 1938 году в Петербурге праздновался 50-летний юбилей литературной деятельности Крылова с такою торжественностью и вместе с тем с такою теплотой и задушевностью, что подобного литературного торжества нельзя указать раньше так называемого Пушкинского праздника в Москве. Императрица приказала открыть для поваров свои оранжереи, чтобы они могли взять все, что будет необходимо, купцы наперебой предлагали свои лавки, а многие просто посылали корзины с продуктами.
В честь юбиляра была отчеканена памятная медаль с надписью: «2 февраля 1838 года. И. А. Крылову в воспоминание пятидесятилетия литературных его трудов от любителей русской словесности». Император Николай I удостоил баснописца ордена Св. Станислава II степени.
Крылов написал более 200 басен. Их темы различны, баснописец критиковал русскую действительность, человеческие пороки, либо рассказывал читателям литературные анекдоты. Многие его басни были разобраны на цитаты, обогатившие русский язык. Их читали в каждой семье, около 80 тысяч сборников басен были проданы еще при жизни писателя. Это был необыкновенный успех, поставивший баснописца в один ряд с Пушкиным и Гоголем. Начав свою жизнь в бедной семье, не имевшей средств для образования детей, Крылов стал академиком Петербургской академии наук, получил чин статского советника.
Отменный аппетит
Из-за пристрастия к еде он славился тучностью и часто становился объектом шуток окружающих. Причем разной степени остроты: от легкой иронии до откровенного сарказма. Но всегда с достоинством выходил из неловких ситуаций. Однажды, гуляя по улице, он услышал, как нагловатые молодые люди назвали его тучей. Иван Андреевич отреагировал мгновенно: «Да, вот и лягушки что-то расквакались».
Иван Андреевич был страстным обжорой. Начавшись с «отменного аппетита», обжорство со временем превратилось в страсть, которую Крылов, казалось, совсем не стремился победить. Сокрушался по поводу дворцовых обедов, откуда всегда уходил голодным: суп подают чуть на донышке, пирожки — с грецкий орех, на десерт, стыдно сказать, пол-апельсина с вареньем, за добавкой не дотянешься… Сущее наказание для того, кто знает толк в еде!
На одном из обедов у императрицы Марии Федоровны, чувствующий неловкость за соседа Жуковский шепнул Крылову: «Откажись хоть раз! Дай императрица тебя попотчует». В ответ от продолжавшего «нагружать» тарелку Крылова услышал: «А вдруг не попотчует!»
Друзья, знавшие об отменном аппетите Крылова, обычно готовили на званый обед дополнительное кушанье или предлагали специальное меню – исключительно для Ивана Андреевича. На одном из таких обедов, увидевший вынесенное произведение искусства из громадных гусиных печенок и трюфелей, Крылов сделал вид, что обижен – о «сюрпризе» его не предупредили. На слова хозяина: «Найдется ли еще местечко?», самодовольно и иронично оценивая собственные габариты, Крылов протянул: «Место-то найдется, но какое? Первые ряды все заняты, партер весь, бельэтаж и все ярусы тоже. Один раек остался». Он предпочитал не ложиться спать натощак: тарелочку кислой капусты да кувшинчик кваска на сон грядущий – так, на всякий случай, чтобы в горле не пересохло.
Если будучи в Петербурге Крылов периодически пытался «соответствовать», то где-нибудь в глуши, на даче расслаблялся окончательно. Однажды это чуть не стоило ему жизни.
Отдыхая у одного из друзей в загородном доме, Крылов отправился на прогулку. Традиционно с взлохмаченными волосами, но на этот раз… в чем мать родила. Местные крестьяне приняли бродящего в роще Крылова, размышляющего, видимо, над очередным сюжетом, за лешего и попытались его утопить. Наудачу вернулся хозяин дачи, который спас «хозяина леса» и уговорил впредь не пугать аборигенов своим эксцентричным внешним видом.
Впрочем, гений не внял совету: во время визита князя Голицына, Крылову было лень спросонья одеваться и он уселся к конторке голышом. Увидев картину, князь не смог удержаться от смеха: «Вот люблю Крылова! Вечно за своим делом! Жаль только, что слишком легко одет».
Стихия огня
Еще одной странностью Крылова была страсть к пожарам. Ни один петербургский дом не полыхал без его личного «участия». Чем привлекала баснописца стихия огня? Почему он с несвойственным ему проворством спешил на очередную катастрофу? Возможно, он искал новые характеры для своих историй, ведь, как известно, в стрессовых ситуациях обнажаются все скрытые тайники человеческой души.
Видимо, зная о пристрастии Крылова к огню, его арендодатель предложил подписать контракт, в котором Крылов, в случае неосторожного обращения с огнем и возникновения пожара в доме, будет обязан выплатить 60 тысяч рублей. Иван Андреевич с легкостью подписал документ. Прибавил к цифре еще пару нулей и заметил: «Для того, чтобы вы были совершенно обеспечены, я вместо 60 000 рублей поставил 6 000 000. Это для вас будет хорошо, а для меня все равно, ибо я не в состоянии заплатить ни той, ни другой суммы».
Диван и азарт
Именно с Крылова Гончаров «срисовал» своего главного персонажа – Илью Обломова. Любимым предметом меблировки Ивана Андреевича действительно был его диван. Еще одной «достопримечательностью» дома считалась висящая над диваном картина: очень тяжелая и размещенная под критическим углом. Друзья не раз советовали хозяину закрепить ее как следует, чтобы не случилось беды. На что Крылов, не изменявший своим принципам, отвечал, что даже если картина и упадет, то пролетит по касательной, а значит, его голова останется цела.
Крылов был очень азартным человеком. Он с удовольствием наблюдал за петушиными боями и виртуозно играл в карты, обчищая своих соперников до последней копейки.
Крылов подарил потомкам настолько «родные» сюжеты, что фразы из его басен прочно утвердились в русской речи: «А Васька слушает да ест», «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона», «Да только воз и ныне там» и многие другие.
Не менее остроумен, а зачастую и саркастичен, был Крылов и в жизни. Так известен комментарий Крылова на постановку комедии «Урок дочкам», главные роли в которой сыграли знаменитые Катерина Семенова и Софья Самойлова. К тому времени обе женщины были матерями семейств, в почтенных летах и довольно объемисты. Крылов не поленился прийти на спектакль, а когда у него спросили мнение, ответил, что «опытные актрисы сыграли очень хорошо», только вот комедию надобно было назвать не «Урок дочкам», а «Урок бочкам».
А вот еще анекдот. Как-то была у Крылова на ноге рожа. Он с трудом вышел на прогулку по Невскому. Проезжающий мимо знакомец, не останавливаясь, кричит: «Как рожа? Прошла?» «Проехала!» — пробубнил Иван Андреевич.
Личная жизнь
Иван Крылов и императрица Мария Федоровна
Он совершенно не замечал собственных оплошностей, мог пользоваться ночным чепчиком вместо носового платка, потому что по рассеянности путал эти мелкие вещицы. Его нельзя было назвать франтом, или даже просто опрятным человеком. Но женщины любили этого человека, хотя он скончался холостяком.
Когда Ивану Андреевичу было 22 года, он влюбился в дочь священника Анну, жившую в Брянском уезде. Любовь была взаимной, но состоятельные родители не пожелали отдать дочь за нищего литератора. Анна так страдала, что родители согласились на брак, известив Крылова об этом телеграммой. Жених попросил привезти Анну к нему в Петербург, поскольку у него не было средств на поездку в Брянск. Возмущенные родители ответили отказам, свадьба не состоялась.
К неряшливому, сумасбродному баснописцу проявляли интерес знатные дамы. Его любила балерина, которая долгое время состояла на содержании у Великого князя Константина Павловича.
Но Крылов ответил даме, что он не чувствует себя пригодным к браку. Императрица Мария Федоровна тоже испытывала симпатию к обаятельному толстяку. А он появлялся перед монаршей особой в дырявом сапоге, ухитрялся чихать, когда целовал ей руку.
Иван Крылов не был женат. Официально у него не было детей. Современники баснописца утверждали, что у Крылова была гражданская жена — его кухарка Феня. Жениться на ней Крылов не мог, так как общество бы его осудило. Феня родила девочку Сашу, которую считают внебрачной дочерью Крылова. О том, что это может быть правдой, говорит тот факт, что после смерти Фени Александра осталась жить у Крылова, а позже отдана была им в обучение в пансион за его счёт.Иван Крылов не был женат. Официально у него не было детей. Современники баснописца утверждали, что у Крылова была гражданская жена — его кухарка Феня. Жениться на ней Крылов не мог, так как общество бы его осудило. Феня родила девочку Сашу, которую считают внебрачной дочерью Крылова. О том, что это может быть правдой, говорит тот факт, что после смерти Фени Александра осталась жить у Крылова, а позже отдана была им в обучение в пансион за его счёт.Ходили упорные слухи, что у Крылова была гражданская жена - кухарка Феня. Жениться на ней Крылов не мог, так как общество бы его осудило. Феня родила девочку Сашу, которую считают внебрачной дочерью Ивана Андреевича. О том что это может быть правдой, говорит тот факт, что после смерти Фени девочка осталась жить у Крылова, а позже была им отдана на обучение в пансион за его счет.
Иван Крылов не был женат. Официально у него не было детей. Современники баснописца утверждали, что у Крылова была гражданская жена — его кухарка Феня. Жениться на ней Крылов не мог, так как общество бы его осудило. Феня родила девочку Сашу, которую считают внебрачной дочерью Крылова. О том, что это может быть правдой, говорит тот факт, что после смерти Фени Александра осталась жить у Крылова, а позже отдана была им в обучение в пансион за его счёт.Баснописец собрал для девушки большое приданое, Александра вышла замуж, родила двоих детей. Крылов замечательно относился к малышам, нянчил их. Все свое имущество великий баснописец переписал на имя мужа Александры. Именно эти люди – Александра, ее дети и муж были с баснописцем в последние минуты его жизни.
Крылов не изменял своим привычкам до конца дней. Он нежился в лени и гурманстве. Этот умный человек, казалось, наслаждался ролью нелепого чудака.
21 ноября 1844 года Иван Андреевич Крылов скончался от двустороннего воспаления легких в доме Александры. Его прах погребен на Тихвинском кладбище.
По просьбе Крылова каждый из друзей вместе с приглашением на его похороны получил экземпляр изданных басен, на котором под траурной лентой значилось: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».
Улицы, носящие имя баснописца, есть минимум в 30 городах России. Иван Андреевич был первым баснописцем в русской литературе и, по сути, открыл для нее этот жанр.
Источник