Белый Бим Черное ухо - драма в кадре и за кадром
Если собрать все детские и взрослые слезы, пролитые над фильмом «Белый Бим – Чёрное ухо», получилось бы соленое озеро.Только в первом прокате в 1977 году картину посмотрело 23 миллиона зрителей, выходивших из кинозалов в рыданиях и с комком в горле.
А спустя три года лента была впервые показана по Центральному телевидению и с тех пор не сходит с домашних экранов по сей день. За 40 лет душераздирающую историю собачьей верности и человеческого предательства узнали три поколения.
Но, в отличие от других любимых картин, эту не все решаются пересматривать снова. Многие избегают повторения эмоций, заставляющих болеть сердце. А собачье сердце пожалеть было некому: не дождавшись человеческой любви, вскоре после завершения съемок оно остановилось…Судьба самой оплакиваемой собаки советского экрана в реальной жизни оказалась не менее печальной, чем в кино.
Двухсерийный художественный фильм «Белый Бим – Черное ухо» стал восьмым в творческой биографии режиссера Станислава Ростоцкого. Почему автор не стареющих картин «Дело было в Пенькове», «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие» решил экранизировать историю «бракованного» шотландского сеттера?
Наверное, увидел в ней то, что делает человека человеком. Не зря одноименная книга писателя Гавриила Троепольского стала бестселлером. Опубликованное в журнале «Наш современник» в 1971 году, сегодня «слово к маленьким людям, которые будут взрослыми» и «слово к взрослым, которые не забыли, что были детьми», входит в школьную программу и является обязательным произведением к изучению по литературе.
Рассказ о щенке с неправильным окрасом, которого спас от усыпления одинокий писатель-фронтовик и погубили злые люди, тронул читателей и зрителей до глубины души. Наша история о преданном Биме заставила людей плакать задолго до выхода на экраны голливудского «Хатико».
— Это не я сочинил. Это жизнь сочинила,— сказал как-то в разговоре со знакомым главный герой фильма Иван Иванович. Разговор прямого отношения к сюжету не имел, и реплика была проходная. Но она могла бы, думается, стать эпиграфом ко всей двухсерийной картине, поставленной режиссером Станиславом Ростоцким по одноименной повести Гавриила Троепольского.
«Жизнь сочинила» историю о том, как весело и дружно жили сначала немолодой одинокий писатель и смешной шаловливый щенок. Вместе ходили по делам, на охоту, гуляли в лесу, купались.
А потом Иван Иванович тяжело заболел — со времени войны у него около сердца застрял осколок,— и его отправили в Москву, на операцию. Бим остался один в квартире.
Собака в поисках хозяина встречает множество людей, добрых и злых, старых и молодых, и все они описываются глазами собаки, сквозь призму ее восприятия.
Жизнь ничейной собаки состоит из ожидания, тоски и встреч с людьми, встреч, которые причиняют то боль, то радость. Но Бим, такой ласковый, приветливый, общительный, интеллигентный пес, никак не может понять, что мир делится резко — на друзей и врагов. Он был воспитан добрым человеком и жил в счастливой уверенности, что доброта — это норма, иначе быть не может. Он твердо усвоил: двери существуют для того, чтобы каждый мог войти. Попроси — и тебя впустят. Он привык доверять людям, и теперь, когда он остался один, ему трудно переучиваться.
Конец повести трагический: пройдя многие испытания и почти уже дождавшись возвращения своего хозяина, Бим погибает, став жертвой предательства и наговора со стороны соседки.
Экранизация повести, по опросу журнала «Советский экран», была признана лучшей кинопремьерой 1977 года. А в 1978 году «Белый Бим – Черное ухо» был выдвинут на премию «Оскар», как лучший фильм на иностранном языке.
Картина, отмеченная многими наградами в СССР, удостоилась призов Международного кинофестиваля в Карловых Варах (Чехословакия).
Эффект «детского сюжета» превзошел все ожидания, и в 1980 году создатели кинохита получили Ленинскую премию. Кроме исполнителя главной роли Вячеслава Тихонова, режиссера Станислава Ростоцкого и оператора Вячеслава Шумского, Государственной премии удостоился писатель Гавриил Троепольский.
Трагедия Степки-Стива
Судьба исполнителя главной собачьей роли сложилась не менее драматично, чем у его четвероногого героя. Сыгравшему Бима английскому сеттеру Стиву (или Степе, как его по-простому называли на съемочной площадке), в жизни выпало больше испытаний, чем славы, и больше страданий, чем любви.
По роли разыскивающий хозяина Бим меняет несколько владельцев и в итоге из-за человеческой жестокости погибает. Безвременно ушел из жизни и тосковавший по хозяину Стив, который был для своего владельца лишь источником дохода и умер от работы и неразделенной любви.
Для роли в «Белом Биме…» хозяин сдал собаку в аренду киностудии имени Горького, как делал это до и после фильма, предоставляя его «напрокат» то охотникам, то режиссерам.
За полтора года съемок в Калуге владелец ни разу Степу не навестил. Пес искал хозяина среди чужих людей и бесконечно грустил по дому. Умница Стив, о котором режиссер сказал, что он словно читал сценарий, легко находил контакт со съемочной группой и безупречно справлялся со сложными сценами.
После окончания съемок пес снова переходил из рук в руки. Степа тосковал, затем привязывался к новым хозяевам, затем вновь тосковал от разлуки.. И однажды просто умер, в расцвете собачьих лет. Не выдержало сердце, не вынеся нагрузок и разлук . Любимец миллионов зрителей так и не смог добиться любви собственного хозяина.
Другом Степы на время съемок удалось стать Вячеславу Тихонову. В старости актер почти так же уединенно жил на даче с собакой, как и его герой Иван Иванович в «Белом Биме…» (правда, с женой).
Артист по жизни любил собак, и они это чувствовали, искренне привязываясь к нему в кадре и за кадром. Даже в роли Штирлица Тихонов не избежал собачьего партнерства.
Помните сцену, когда к машине приехавшего домой штандартенфюрера неожиданно подходит неизвестно откуда взявшийся сеттер? Этого эпизода в сценарии не было, сцена с собакой – не постановочная: во время съемок в ГДР местный пес забежал в кадр случайно.
Режиссер Татьяна Лиознова останавливать съемку не стала, потому что Тихонов естественно вышел из положения, импровизируя на ходу: «Чей же ты, дурашка? Надо тебя покормить. Заходи в дом. Не хочешь? Ну, тогда я тебе вынесу сюда…».
Разговор с собакой настолько органично вписался в сюжет фильма, что позже появилась шутка: «Сам ты дурашка, - ответил пес, – а я связной из Центра».
И надо же так совпасть, что для роли в «Белом Биме…» режиссером был заранее выбран Вячеслав Тихонов, которого пришлось ждать со съемок в роли Штирлица, а партнером артиста в новой ленте опять-таки стал сеттер!
Вячеслав Тихонов сниматься согласился с большим удовольствием, ибо к тому времени ему уже осточертел намертво приклеившийся ярлык штандартенфюрера Отто Штирлица. И образ добродушного хозяина собаки пришелся как нельзя кстати. Тихонов согласился на эту роль с большим удовольствием.
В книге Бим описан как шотландский сеттер с «неправильным» окрасом: лишь одна лапа и ухо у собаки с «браком» были черными. Найти такого пса для роли стало проблемой. «Не кондицию» среди представителей породы заводчики «выбраковывают» со щенячьего возраста.
Тогда работавший с собаками эксперт-кинолог республиканской категории Виктор Сомов нашел выход – предложил заменить шотландского сеттера подходившим по окрасу английским.
Собачья работа
Собак нужной масти в съемках участвовало двое. В одной из сцен английского сеттера Стива (Стёпу) подстраховывал дублёр Денди.
«Двойник» снялся в самом душераздирающем эпизоде картины с застрявшей в железнодорожной стрелке лапой, когда прикованный к рельсам Бим отчаянно пытается уйти от несущегося на него поезда. Во время демонстрации этой сцены на церемонии «Оскара» зал аплодировал мастерству советских кинематографистов стоя.
Основная же «собачья работа» досталась в фильме одарённому Стёпе. И самой сложной сценой на съемках стал эпизод расставания с хозяином, в котором у Ивана Ивановича случается сердечный приступ и его увозит скорая помощь. Псу предстояло сыграть ласку, заботу, сочувствие к своему больному хозяину, тревогу о его здоровье. Даже Станислав Ростоцкий, который был в восторге от актерского таланта Степы («Он настолько умен, что, кажется, читает сценарий», — однажды обмолвился режиссер), сомневался, что собаке это под силу.
Как заставить волноваться в кадре пса, который переживал из-за разлуки со своим реальным хозяином? К тому же задача усложнялась единственным дублем: собака не может играть чувства напоказ, угождая, как люди, прихоти режиссера.
«Собаки искренни в эмоциях и правдивы в поступках, они не могут притворяться и должны реально чувствовать привязанность и боль от утраты», - объяснял дрессировщик охотничьих пород Виктор Сомов. Единственно возможным решением было по-настоящему подружить Тихонова со Стивом, чтобы потом их… разлучить.
Приходя на площадку, актер первым делом гулял со Стёпой. «В короткий срок подружиться со взрослой собакой трудно, - вспоминал артист, - а мне надо было не оставить сомнений у зрителей в том, что Бим – мой пёс, а не чужой сеттер со сложной судьбой.
Его все жалели, подкармливали, а я – просто всегда был рядом. И спустя некоторое время Стёпа стал меня ждать. Я знал, что если пойду куда-нибудь без него, он помчится следом».
Привязать, влюбить в себя охотничью собаку за короткий срок можно только охотой. Для этого Тихонову пришлось значительное время провести с Бимом на охоте, ходить по лесам и болотам, стрелять из-под него дичь, делить вместе охотничьи радости.
Затем на короткое время их разлучили и Бима на охоту не брали. Стив успел соскучиться по Тихонову и, когда увидел его после перерыва на съемочной площадке, вбежал в кадр с переизбытком собачьих чувств. Взволнованный пёс без репетиций и повторных дублей сыграл в сцене госпитализации хозяина всё, что от него требовалось.
Интересные факты
«Белый Бим Черное ухо» — единственный советский фильм тех лет, который полностью снимался на дорогущей пленке «Кодак». Исключением из правил фильм стал, благодаря… собакам! У отечественной «Свемы» была крайне малая чувствительность, и, чтобы на экране было четкое изображение, актеров «жарили» мощными софитами.
Но артисты-то привыкли: «Они знали, на что шли, когда соглашались сниматься», — жестко резал Ростоцкий, а вот собак режиссеру оказалось жаль.
Ради того, чтобы четвероногие исполнители не мучались на площадке от жары и яркого света, Станислав Иосифович долго выбивал из начальства деньги на покупку чувствительной кодаковской пленки. И выбил – аж четырехкратный запас. Лишь после этого начались съемки.
А еще один интересный факт связан с исполнительницей роли скандальной тетки, по навету которой злые люди сжили Бима со свету. У этой героини в картине нет даже имени, но именно она начала травлю бедного пса, не сделавшего никому ничего плохого.
Станислав Ростоцкий предложил эту роль Валентине Владимировой. Будто предчувствуя недоброе, Валентина Харлампиевна долго отказывалась, но потом сжалилась над режиссером. Он попал с выбором в точку, она действительно блестяще сыграла эту роль.
Но никто не предполагал, что фильм станет кассовым, а Белый Бим превратится в четвероногого героя и над его судьбой будут рыдать миллионы.
– После выхода этой ленты со мной перестали здороваться даже соседи! – с горечью вспоминала актриса. – Приходило множество писем от зрителей, которые спрашивали, за что же я так не люблю собак. А однажды, когда я пришла на творческий урок с учащимися одной из школ, они наотрез отказались со мной встречаться. К сожалению, люди стали олицетворять меня с этой злодейкой, думали, что я и правда мучаю собак!
Когда преследования соседей и знакомых стали напоминать травлю, Валентина Харлампиевна, чтобы доказать, что на самом деле любит животных, завела собаку. После чего зареклась играть отрицательные роли. Но режиссеры уже поняли, что Владимирова – мастер перевоплощения.
В 1977 году картина «Белый Бим – Черное ухо», которую посмотрели более 23 миллионов зрителей, обеспечив ей 15 место по посещаемости, была названа лучшим фильмом года по опросу журнала «Советский экран».
Памятник Биму на родине писателя Гавриила Николаевича Троепольского в Воронеже был установлен перед зданием театра кукол «Шут» осенью 1998 года. Авторы памятника Биму в Воронеже – воронежские архитекторы И. П. Дикунов и Э.Н Пак.
Памятник Биму в Воронеже не имеет ни постамента, ни фундамента, он просто стоит на мостовой. Несмотря на это, вокруг него собирается огромное количество детей и взрослых для того чтобы подойти к псу, обнять его, погладить по голове и сфотографироваться.
Для абсолютного сходства с собакой Троепольского, литературного героя изготовили из нержавеющей стали с приделанным бронзовым ухом. Металлический пес сидит в позе, в которой обычно добрые, умные и верные собаки ждут отошедшего на время хозяина.
«Белый Бим» стал одним из самых пронзительных детских и одновременно взрослых фильмов советского кино. «А жизнь идет, идет потому, что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь. Сейчас зима, но я знаю – обязательно будет весна, и будут подснежники. Я знаю, я верую…» (Иван Иванович).
Пусть и ваш ребенок посмотрит этот пронзительный фильм о вечных ценностях, которые сделают его человеком. Через такие слёзы должен пройти однажды каждый!
Источник