Меню
  • Главная
  • Разделы сайта
  • Форум
  • Помощь новичкам
  • Все о сайте
  • Картинки
  • Фотогалерея
  • Администрация
  • Обратная связь
  • Из жизни известных / Искусство и ремёсла

    Демоны в жизни и творчестве Врубеля

    3 842

    1:502

     

    1:507

    Символизм в России связан с рядом известных имен: Н.Рерих, В.Серов, М.Врубель. Характерной особенностью их живописи можно назвать концентрацию на загадочности и таинственности объекта. Русских живописцев серебряного века интересуют душевные терзания персонажей, а также сцены мифологической тематики. Данный стиль тесно связан с романтизмом.

    1:1140

     

    1:1145

    Несмотря на свой великий дар, при жизни Михаил Александрович Врубель так и не был понят. Как и у всех символистов, его живопись была наполнена тайной. Редкий дар граничил с безумием. За свой талант художник заплатил немалую цену. В творчестве М.А. Врубеля прослеживается проблема «демонизма». Иными словами, обращение к разрушению устоявшихся ценностей.

    1:1793



     

    1:4

    Сказочно-мистический мир Врубеля, его чувственная эстетика завораживали, притягивали и... отталкивали современников. Его творчество, его дух остаются загадкой — болезненное или гениальное сознание вело этого художника? В душе этого невысокого человека с внешностью венецианца «с картины Тинторетто или Тициана» жила постоянная неутоленность миром здешним и тоска по миру иному.

    1:705

     

    1:710

    2:1214

     

    2:1219

    Вот, наверное, почему тема Демона стала главной в его творчестве Даже когда он обращался к темам русского эпоса или библейским образам, даже в пейзажах и натюрмортах сквозила излишняя страстность, буйность — вольность, опровергающая устоявшиеся каноны. Что уж говорить о демонах и духах!

    2:1749



     

    2:4

    3:508

     

    3:513

    Исследованием творчества М.А. Врубеля занимались многие известные деятели, в их числе искусствоведы, художники, писатели. Мнения о творчестве художника разделились. Одни считали его бездарностью и шарлатаном, другие гением.

    3:927

     

    3:932

    4:1436

     Тамара и Демон. 1890-1891. Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова «Демон»

    4:1560



     

    4:4

    Хвалебные отзывы Врубель получил от Ф.А. Усольцева – известного российского психиатра, основателя частной лечебницы, в которой проходил лечение художник:

    4:293

    «Часто приходилось слышать, что творчество Врубеля – больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но также могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Это был настоящий творец-художник, он знал природу, понимал ее краски и умел их передать, но он не был рабом ее, а скорее соперником».  

    4:987

     

    4:992

    Непредвзятую и обстоятельную оценку живописи М.Врубеля дал всемирно известный русский художник и историк искусств Александр Николаевич Бенуа. В своей книге «История русской живописи в XIX веке» он проанализировал творчество Врубеля:

    4:1426

    «Из художников, выдвинувшихся в самое последнее время, наибольшие толки вызвал Врубель. Врубель для большинства людей, даже очень внимательно следящих за русской живописью, остается до сих пор загадкой. Отчасти это, впрочем, зависит от того, что он до последнего времени крайне редко и далеко не полно являлся на выставках, но, с другой стороны, и то немногое, что удавалось публике видеть из работ художника, скорее смущало, нежели радовало ее».

    4:2242

     

    4:4
    2 (476x700, 389Kb)

    М.А. Врубель родился 5 марта 1856 года в семье военного.

    5:614

     

    5:619

    Мать умерла, когда ему было три года, а через несколько лет покинули этот мир сестра и брат. Осталась только Анна — старшая сестра, самый близкий человек на всю жизнь.

    5:924

     

    5:929

    Врубель рос любознательным ребенком, с детства его интересовали музыка, театр, изобразительное искусство, он углубленно изучал латинский язык и читал произведения древнеримских поэтов в оригинале.

    5:1296

     

    5:1301

    Отец Михаила был военным, семья переезжала с места на место — Омск, Саратов, Астрахань, Петербург, Харьков, Одесса... Все это не способствовало длительным привязанностям.

    5:1613



     

    5:4

    В Одессе задержались надолго. Здесь из подростка Миша превращается в юношу, вызывающего интерес и восторг окружающих.

    5:223

     

    5:228

    Он преуспевает в литературе и языках, увлекается историей, читает римских классиков в оригинале и оканчивает одесскую Ришельевскую гимназию с золотой медалью.

    5:524

     

    5:529

    Семья поощряет Мишино увлечение рисованием, он посещает Одесскую рисовальную школу.

    5:687

     

    5:692

    По настоянию отца занятия искусством отходят на второй план, и в 1874 году М.А. Врубель поступает в Петербургский университет на юридический факультет, чтобы получить рабочую профессию.

    5:1031

     

    5:1036

    Но в 1880 году его все же зачислили в Академию художеств.

    5:1138

     

    5:1151

    Обучаясь в Академии, М.А. Врубель уделяет много времени самостоятельной работе. Он считает, что вдохновение – это не что иное, как душевное состояние и следует много и упорно работать для того, чтобы его достичь. Сферой его интересов на протяжении всего творческого пути будет личность. Со своим единомышленником — русским живописцемВ.А. Серовым они введут в лексикологию изобразительного искусства такое понятие, как «культ глубокой натуры».

    5:1967



     

    5:4

    Киевский период жизни Врубеля

     

    5:71

    1884 год был определяющим в жизни художника. Врубель принял решение оставить Академию художеств и переехать в Киев по приглашению А.В. Прахова, русского историка искусств, археолога и художественного критика, для реставрации фресок и живописи в Кирилловской церкви.

    5:558

     

    5:563

    6:1067

    Сошествие Святого Духа на апостолов. 1885. Кирилловская церковь, Киев

    6:1195

     

    6:1200

    Священники церкви не один десяток лет искали художника, который отреставрирует древние фрески, возраст которых составлял около 700 лет. Никто не решался браться за эту работу, так как Кирилловская церковь имела недобрую славу – на территории церкви ранее находилась психиатрическая больница. Но в 1884 году никому не известный, скромный студент петербуржской академии М.А. Врубель соглашается восстановить загадочные росписи. Данный период творчества в жизни художника именуется киевским.

    6:2101



     

    6:4

    А.В. Прахов писал о Врубеле: «Сильно ошибается тот, кто, не зная, что толкнуло художника на разработку этой никем раньше не тронутой глубокой литературной темы, приписывает «демонизм» натуре Врубеля и связывает между собой его душевное заболевание с настойчивыми поисками Демона».  

    6:530

    Врубель обстоятельно подошел к работе в древней церкви, он изучал мозаики и фрески древнерусских мастеров Софийского собора в Киеве, а также отправился в Венецию, чтобы ознакомиться с живописью соборов итальянских мастеров.

    6:945

     

    6:950

    Первые недели работы М.А. Врубель не выходил из церкви, он скрупулезно выписывал черты лица и каждую складку одежды святых. Погруженный в непрерывный труд он не обращал внимание на посетителей Кирилловской церкви, пока однажды туда не вошла женщина, которая вскоре станет в его судьбе роковой. Ее звали Эмилия, она была женой того самого искусствоведа А.В. Прахова, который пригласил художника в Киев. Женщина поразила Врубеля своей внешностью и манерами. Семья Праховых вела светский образ жизни, регулярно устраивала званые обеды, среди их знакомых было немало художников и известных людей искусства того времени.

    6:2081

     

    6:4

    М.А. Врубель очарован Эмилией, он использует любые способы, чтобы привлечь внимание замужней женщины. Совсем обессилив от попыток Врубель предлагает изобразить Эмилию в образе Богородицы, и та соглашается.

    6:384

     

    6:389

    7:893

    Богоматерь с Младенцем. 1885. Кирилловская церковь, Киев

    7:997

     

    7:1002

    Узнав свою жену в образе Девы Марии А.В. Прахов, приходит в ярость и расторгает последующие договоры с художником. В короткий срок М.А. Врубель остается без заказов и средств к существованию. И это только начало тех бед, которые ему придется пережить из-за своей роковой любви. Женщина, которую он любит больше жизни, не желает его видеть, и он решает своеобразно отомстить ей за это.

    7:1698



     

    7:4

    Демон в творчестве Врубеля

     

    7:65

    В древние века существовало такое предание – нельзя рисовать или играть дьявола на сцене, в противном случае того, кто ослушался, ждет жестокое наказание.

    7:353

     

    7:358

    Нарушением запрета Врубель лишил свою жизнь покоя. Именно образ Демона пройдет с ним через весь его жизненный и творческий путь. В 1885 году он начал свою работу над «Демоном».

    7:678

    Через год он так описал свой труд отцу: «Дух не только злобный, сколько страдающий и скорбный, но и при всем том Дух властный и величавый».

    7:936

     

    7:941

    Из письма сестре: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а „демоническое“ — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

    7:1546



     

    7:4

    На сегодняшний день, исследователи, художники и почитатели творчества М.А. Врубеля знают, что у «Демона» был прототип.

    7:222

    Константин Алексеевич Коровин – русский живописец в своих воспоминаниях о картине М.Врубеля писал: «Я сейчас же узнал лицо знакомой дамы, совершенно неподходящее к Демону». Та самая дама сердца художника, Эмилия Прахова.

    7:635

     

    7:640

    «Демон» получился настолько ужасающим, что Врубель решил уничтожить его. Но было поздно и с того времени его жизнь пошла под откос.

    7:882

     

    7:887

    8:1391

    Демон сидящий. 1890. Государственная Третьяковская галерея, Москва

    8:1515



     

    8:4

    Мистическая тема занимала ведущее место в творчестве М.А. Врубеля. В 1890 году он пишет второго «Демона (сидящего)» – одну из самых известных картин конца XIX века. После того, как эту картину увидел свет, Врубель получил всемирную славу.

    8:432

     

    8:437

    На картине отображена с одной стороны мощь, а с другой невыносимая тоска и одиночество ее героя. Крупные мазки передают всю трагедию внутренних переживаний персонажа. 

    8:748

     

    8:753

    В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому фирмой Кушнерева. Конечно же, он начал с «Демона»! Художник рисовал его бесконечно, сделав множество набросков.

    8:1136

     

    8:1141

    9:1645

     

    9:4

    10:508

     

    10:513

    11:1017

     

    11:1022

    12:1526



     

    12:4

    13:508

     

    13:513

    И дик и чуден был вокруг

    13:559

    Весь божий мир; но гордый дух

    13:614

    Презрительным окинул оком

    13:665

    Творенье Бога своего,

    13:707

    И на челе его высоком

    13:748

    Не отразилось ничего,

    13:790

     

    13:795

    14:1299

     

    14:1304

    Поныне возле кельи той

    14:1348

    Насквозь прожженный виден камень

    14:1412

    Слезою жаркою, как пламень,

    14:1464

    Нечеловеческой слезой!..

    14:1511



     

    14:4

    Публика оказалась не готова встретиться лицом к лицу с таким Демоном: после выхода книги иллюстрации Врубеля подверглись жесткой критике за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость».

    14:363

     

    14:368

    В 1896 году Савва Мамонтов заказал Врубелю два панно размером 20×5м для Всероссийской нижегородской выставки, приуроченной к коронации Николая II. Долой демонов! Врубель задумывает образ Грёзы — музы, вдохновляющей художника. Тоже нездешний дух, но вполне дружественный.

    14:863

     

    14:868

    Комиссия признала оба панно Врубеля — «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза», — чудовищными. В ответ Мамонтов построил к приезду императорской четы специальный павильон под названием: «Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». Правда, пять последних слов пришлось закрасить.

    14:1506



     

    14:4

    15:508

    Михаил Александрович Врубель. Принцесса Грёза. 1896

    15:605

     

    15:610

    Газеты взорвались критикой, особенно отличился Максим Горький (кстати, много позже написавший в советской прессе чудовищную статью против джаза), — в пяти статьях о выставке он разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника.

    15:1047

     

    15:1052

     

    16:1558

    Впоследствии один из фронтонов гостиницы «Метрополь» был украшен майоликовым панно «Принцесса Грёза» А. Врубеля

    16:212

     

    16:217

    В разговоре с отцом Михаил объяснял, что демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Вероятно, это и отпугивало заказчиков и зрителей в женских образах художника. Тревожила завораживающая тайна, зов в неизведанное. Его «Гадалка», дух «Сирени» и даже «Девочка на фоне персидского ковра» чужды русской эстетике, здесь «переночевал» восток с его губительной Шамаханской царицей.

    16:939

     

    16:944

    17:1448

    Гадалка

    17:1467

     

    17:1472

    18:1976



    Сирень

    18:16

     

    18:21

    19:525

     Девочка на фоне персидского ковра. (отец девочки - Маши Дохнович - от портрета отказался)

    19:692

     

    19:697

    Обращение к духам леса, рек, гор очень характерно для врубелевской «формулы живого отношения к природе». И он снова и снова возвращается к мифологическим образам.

    19:997

    В имении Тенишевой, куда чета Врубелей приглашена на отдых, художник под впечатлением новеллы Анатоля Франса «Святой Сатир» за один день создает «Пана».

    19:1280

     

    19:1285

    20:1789



     

    20:4

    Хозяйка имения — княгиня Мария Тенишева, — предстает в образе Валькирии — воительницы, переправляющей павших воинов в Валгаллу.

    20:244

     

    20:249

    21:753

     

    21:758

    Врубель объяснял, что его Демона не надо путать с традиционным чертом, демоны — это «мифические существа, посланники... Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... величавый». Демоны, ангелы, серафимы для художника — божественные сущности, наделенные величием. На его картинах они восстают во весь свой огромный рост, возвещая о мире ином.

    21:1454

     

    21:1459

    22:1963



    Демон и Ангел

    22:28

     

    22:33

    23:539

    Ангел с кадилом и свечой

    23:588

     

    23:593

    24:1099

    Шестикрылый Серафим

    24:1141

     

    24:1146

    С конца 1890-х годов начинается светлый период его творчества. Он влюблен в молодую актрису театра Н.И. Забелу, которая вскоре станет его женой. В этот период появляются такие работы как: портрет жены Н.И. Забелы-Врубель (1898), «Царевна-Лебедь» (1900) и другие.

    24:1607

     

    24:4

    В этом лице, глазах в пол-лица, повороте головы — та же демоническая тоска... Не унес ли Демон, вопреки Лермонтову, Тамару в свой безрадостный мир? Не превратил ли в Царевну-Лебедь? Эта «инаковость» сделала «Царевну-Лебедь» любимой картиной Александра Блока, но не остальной публики — она тоже подверглась ожесточенной критике.

    24:603

     

    24:608

    25:1112

    Царевна-Лебедь. 1900. Государственная Третьяковская галерея, Москва

    25:1238

     

    25:1243

    В 1900 году к художнику приходит признание: на Всемирной выставке в Париже ему присудили золотую медаль за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». 

    25:1532



     

    25:4

    26:508

     

    26:513

    27:1017

     

    27:1022

    Но «Демон» снова появляется в его жизни. У семейной пары появляется на свет долгожданный ребенок, но мальчик рождается с патологией. Врожденный дефект, так называемая заячья губа, а именно разрыв верхней губы.

    27:1409

    М.А. Врубель понимает, что это расплата за его грехи, такова цена его всемирной известности.

    27:1578



     

    27:4

    В 1902 году он работает над последним образом «Демона поверженного», тем самым он хочет положить конец всем бедам, которые обрушились на него и его семью. Картина написана в холодных темных тонах, это дает понять, что лейтмотив произведения – гибель. У этого изломанного Демона — пустые остекленевшие глаза, оперение когда-то мощных крыльев обратилось в декоративные павлиньи перья.

    27:708

     

    27:713

    Над «Демоном поверженным» он работает неистово, без передышки, без конца переделывая... Дальше — диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» и психиатрическая лечебница.

    27:1030

     

    27:1035

    «Дорогая моя женщина, чудесная женщина, спаси меня от моих демонов...», — пишет Врубель своей жене, находясь в больнице.

    27:1257

     

    27:1262

    28:1766



    Демон поверженный. 1902. Государственная Третьяковская галерея, Москва

    28:131

     

    28:136

    В том же самом году его творческий путь был окончен. У Врубеля все четче проявлялись признаки душевной болезни, которые поспособствовали прогрессированию его слепоты.

    28:446

     

    28:451

    1 апреля 1910 года великий художник Михаил Александрович Врубель умер.

    28:581

    Демон поверг своего творца.

    28:634

     

    28:639

    Быть может, Александр Блок был единственным, кто при жизни полностью принял врубелевский мир:

    28:816

    «Возвращаясь в своих созданиях постоянно к „Демону“, он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением... Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

    28:1600

     

    28:4

    Нам — через столетие — кажется, что Демон другим и не может быть. Он нас тревожит и потрясает...

    28:179

     

    28:184

    Автор: Инна Лостман

    28:222

     

    28:227

    29:731

     

    29:736

     

    29:741
    • Не нравится
    • +4
    • Нравится

    ЕЩЕ НА ЭТУ ТЕМУ:

    Животные и птицы в живописи Carol Cavalaris.

    Животные и птицы в живописи Carol Cavalaris.

      Кэрол Каваларис (ориг. Carol Cavalaris) — художница, которая нашла себя в оригинальной цифровой живописи. Долгое время она жила на юге
    Голубые пейзажи Евгения Лушпина…

    Голубые пейзажи Евгения Лушпина…

      «Искусство – есть самовыражение, но не всякое самовыражение – есть искусство!» «В творчестве самое главное ощущать себя абсолютно свободным. Однако художник

    ВАС ТАКЖЕ ЗАИНТЕРЕСУЕТ:

    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    РАЗДЕЛЫ САЙТА
    Кто онлайн
    
    Всего на сайте: 31
    Пользователей: 0
    Гостей: 31
    РЕКЛАМА
    ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ
    по просмотрам по комментариям
    МЫ В СЕТЯХ
    soc soc soc soc soc