Лилиана Алешникова - неземная инопланетянка со сломанной судьбой
Лилиана Алешникова родилась в 1935 году в Москве в семье артистов. Её мама, Элеонора Бендак, была артисткой балета в музыкальном театре им. К. Станиславского, позже стала преподавать в балетном училище, и одной из ее учениц была Майя Плисецкая.
Отец - Петр Березов, актер, известный по комическому номеру: Пат, Паташон и Чарли Чаплин. В нем участвовали Николай Черкасов, Борис Чирков и Березов. Отец актрисы отказался брать на себя обязательства, бросил беременную супругу и исчез навсегда. Своим родным отцом Лилиана называла отчима – инженера Лазаря Алешникова, который ее воспитал и дал ей свою фамилию.
Девочка в детстве занималась на фортепьяно, подавала надежды как балерина. Но в юности главной ее страстью стал театр, особенно МХАТ, и она твёрдо решила стать актрисой.
Причём поступить она решила только во ВГИК. Но знаменитая Тамара Макарова вынесла ей неутешительный вердикт: «Деточка, ты никогда не будешь сниматься в кино!».
И Лилиана отправилась в Щукинское училище - туда она поступила сразу и без единого нарекания. Училась она на одном курсе с Василием Лановым и Татьяной Самойловой. Сниматься в кино Лилиана стала с 1 курса.
Первая же главная роль Глаши в историко-революционной драме «Они были первыми» принесла ей успех и узнаваемость. Она играла комсомолку времен гражданской войны и "была так возвышенно красива, что казалась настоящей богиней, зачем-то надевшей кирзовые сапоги". Юная красавица не затерялась в великолепном актерском ансамбле с Георгием Юматовым, Марком Бернесом, Михаилом Ульяновым.
Это был удачный дебют. Лилиану заметили, появились хвалебные отзывы критиков, о ней писали, что "начинающая актриса создала новый образ, сочетающий в себе женское обаяние с сильным решительным характером".
Лилиана Алешникова в фильме "Они были первыми", 1956
Кинокарьера на взлете, а с учебой проблема. Из-за постоянных съёмок Алешникова пропустила много занятий, и её, как и Михаила Державина, оставили на второй год. Но сниматься Алешникова не перестала.
Так в 1956 году она снялась молодежной драме Якова Сегеля «Это начиналось так…». В ней она, правда, исполнила лишь второстепенную роль, но зато во время съёмок познакомилась с 33-летним режиссером Яковом Сегелем.
Кадр из фильма "Это начиналось так", 1956 год
Сегель сразу активно стал проявлять чувства к молодой актрисе. "Писал мне письма с объяснениями в любви, иногда объяснялся устно, но я только фыркала от смеха. Мне его ухаживания казались странными... Вообще мы, молодые актеры: я, Валя Зубков, Ролан Быков все время за глаза подшучивали над нашим «пожилым» режиссером", - рассказывала актриса.
После окончания съемок они долго не виделись и встретились случайно на улице. "При встрече Сегель обрадовался, смутился. Я вдруг поняла, что он совсем не старый и не грозный, каким казался на съемках", - делилась в интервью Лилиана Лазаревна.
В 1960 году они поженились. У Сегеля это был уже 4 брак, а вот Алёшникова выходила замуж впервые.
После окончания училища в 1958 году Лилиана Алёшникова устроилась в театр им.Пушкина, но уже через год покинула его и сосредоточилась на кинокарьере.
В картине «Город зажигает огни» она снялась в роли Шуры, которая предала мужа, раненого фронтового разведчика. Молодой актрисе удалось донести до зрителя душу героини, и вызвать у них жалость, а не презрение.
Кадр из фильма "Город зажигает огни", 1958 год
В 1959 году Лилиана с успехом снялась в фильме "Солнце светит всем". Картина показывала, что такое совесть, честь, долг, любовь (как между мужчиной и женщиной, так и к жизни, к людям), альтруизм. Солнце светит всем тем, кто живёт по-человечески, для кого благо общества важнее личных интересов.
В семейной комедии «Взрослые дети», которую очень хорошо приняли зрители, и она заняла 7-е место в прокате в 1962 г., Лилиана Алешникова и Александр Демьяненко (будущий Шурик) сыграли молодоженов.
Александр Демьяненко и Лилиана Алешникова в фильме "Взрослые дети", 1961год
А в «Штрафном ударе» ее партнером по съемочной площадке стал Михаил Пуговкин. И если у Демьяненко и Пуговкина кинокарьера после этого пошла на взлет, то у Алешниковой все складывалось не так успешно.
Михаил Пуговкин и Лилиана Алешникова в фильме *Штрафной удар*, 1963год
Хотя кинокритики высоко оценили комедийный талант Алешниковой, некоторые из них считали, что именно эти роли погубили ее актерскую карьеру – после этого режиссеры больше не видели ее в серьезном драматическом амплуа. В последующие годы заметных работ в ее фильмографии практически не было.
Но была еще одна причина - со временем актриса решила, что постоянные съёмки у других режиссёров надолго разлучают её с семьёй, поэтому стала работать только с мужем - Яковом Сегелем.
Лилиана Алешникова и Яков Сегель
Многие коллеги завидовали Алешниковой – ведь ее мужем был режиссер! С Яковом Сегелем был связан с миром кино с самого детства – в 12 лет он сыграл Роберта в первой советской экранизации романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта».
Яков Сегель в фильме "Дети капитана Гранта", 1936
Супруг актрисы Яков Сегель считал Лилиану не только любимой женщиной, женой, другом, но и музой. Однако с актрисой это сыграло злую шутку. Со временем ей почти перестали предлагать роли другие режиссеры, полагая, что Сегелю это не понравится.
Брак обещал перспективный творческий союз. Вскоре, в 1960 году, у супругов родился сын Александр.
Парой они оказались романтичной. Оба красивые, смелые, порой безбашенные, влюбленные в жизнь. Лилиана, несмотря на ангельскую внешность, была отчаянной хулиганкой - ловкая, спортивная, она умела управлять и машиной, и мотоциклом, и катером. Каталась на водных лыжах, плавала на байдарке.
Яков построил дачу, летом вся семья перебиралась туда. Поскольку жили у воды, Сегель начал сам строить катер. Дачным гостям Лиля гордо предлагала: "Пойдемте кататься на катере, Яша сам его построил!"
Лилиана лихо водила машину, и однажды это спасло жизнь ее мужа.
В 1966 начались съёмки фильма «Серая болезнь», в котором играла Лилиана, а ее муж выступил в качестве режиссера. Съемки проходили за городом недалеко от трассы. В один из дней случилось страшное: Сегеля и директора картины сбил грузовик, выезжавший из-за поворота. Директор не пережил аварию, а Сегель ещё дышал. На притоке адреналина Лилиана самостоятельно погрузила мужа в автомобиль и довезла его до больницы.
Во время той поездки Лилиана летела на бешеной скорости, нарушая все правила ПДД, из-за чего за ней погнались сотрудники ГАИ. Но остановилась актриса только у больницы. Когда сотрудники ГАИ узнали о том, что произошло, то помогли ей донести мужа до больницы и решили не предъявлять девушке обвинений.
Поначалу даже врачи не верили в то, что его удастся спасти – у него было 22 перелома, трещина в основании черепа и смещение позвонков. Он долго пролежал в коме, но врачи института Склифосовского вернули его к жизни.
Период восстановления длился 2 года, Якову Сегелю пришлось заново учиться ходить. Поначалу они передвигался с тростью, но однажды Валентина Телегина, любимая актриса Сегеля, игравшая у него мам и бабушек, решила ободрить: "Яша, как с палочкой-то хорошо - такой солидный!" Он тут же трость сломал и отбросил в сторону.
В конце концов он настолько хорошо восстановился после аварии, что когда его по традиции приглашали в десантный полк выступить перед бойцами, ставил условие: "Прыгаю с парашютом". И прыгал.
Хотя актриса часто играла в картинах мужа, большой популярностью эти работы не пользовались. В 1970-х гг. Яков Сегель снимал мало, и зрители начали ее забывать.
Только в середине 1980-х гг. Лилиана Алешникова вновь появилась на экранах в фильме "Инопланетянка", в главной роли – холодной и бесчувственной инопланетянки О, которая прилетела на Землю с целью вернуть на свою планету изобретателя Блинкова. Его любовь пробуждает в ней новые чувства и эмоции, но ей приходится смириться с тем, что Блинков больше не сможет жить в другом мире, и она возвращается на свою планету в одиночестве. Роль в фильме «Инопланетянка» стала последней в недолгой кинокарьере Алешниковой и во многом была для нее пророческой.
Лилиана Алешникова в фильме *Инопланетянка*, 1984
Сыграв последнюю роль в фильме мужа "Инопланетянка", Лилиана Алешникова отказалась от карьеры актрисы.
В интервью она говорила: "Кино стало другим. С новыми актерами, режиссерами и идеями, я, как бы не пыталась, не могу найти общий язык".
В изменившемся мире, в эпоху перестройки актриса не смогла найти своего места. Она словно и вправду была с другой планеты – так же, как и ее муж Яков Сегель.
Кадр из фильма "Инопланетянка", 1984
В 90-х супруги вообще «выпали из обоймы». Киноиндустрия была практически уничтожена, а модную в те году «чернуху» Сегель снимать не хотел, да и не умел он делать «ширпотреб».
Здоровье Якова Сегеля начало стремительно ухудшаться – сказывались травмы, полученные в аварии, и ранения, полученные в время войны.
Свой последний фильм "С неба на землю" Яков Сегель снимет в 1986 году.
Их сын Александр так говорил об отце: «Он был человеком без полутонов – либо белое, либо черное, немного плакатный герой – и выбирал солнечную сторону жизни. Но после двух контузий, полученных на войне и в той страшной аварии, у него чаще случались вспышки гнева. В такие моменты он, по-моему, даже увеличивался в объеме. Раз, уже семидесятилетним, пришел из магазина с царапиной на лбу. Объяснил маме, что какие-то мужики оскорбляли женщину, он вступился – и получил не только от наглецов, но и от дамы, которая бросилась оборонять обидчиков от своего же защитника».
В 1995 году Якова Сегеля не стало. Мир Лилианы рухнул, не стало ее света в окошке, ее защиты и опоры. Иногда она выбиралась на закрытые показы в Дом кино, но вела себя незаметно и скромно, чтобы никто не подумал, что она ищет работу.
О ней позаботился сын Александр, ставший кинооператором, который купил для нее дачный домик - там она жила весной и летом, а в зимний сезон возвращалась в свою квартиру.
Ее сын рассказывал: "Не снималась она уже давно. С папой жила материально хорошо и позволяла себе выбирать роли, а участвовать в чем-то, где не ощущала той искренности, как в оттепельном кино, не хотела. Был такой сериал «Опровержение» о колхозной жизни: играя там, мать едва не впала в депрессию."
Она жила одна, ездила на дачу, куда сын часто привозил ей внука. Александр говорил: «У мамы был один свет в окошке: Яша. Когда отца не стало, не жаловалась – не любила грузить других своими проблемами, но я чувствовал, как ей плохо».
Сын Лилианы Алешниковой и Якова Сегеля Александр стал кинооператором
Лилане Алешниковой было уже за 70. Она спокойно жила в Москве или на даче, ухаживала за пожилой матерью, занималась внуком.
Неожиданно, в 2008 году, журналисты популярной передачи центрального телеканала решили снять сюжет о забытой звезде советского кино.
Она категорически отказалась. Лилиана хотела остаться в памяти зрителей прекрасным экранным образом, а не человеком перешагнувшим семидесятилетний юбилей. Но ей стали звонить и караулить у подъезда. Сын Александр был в то время в командировке и мать пожаловалась ему по телефону: "Саша, не могу выйти из дому даже с собакой погулять - они меня обложили!"
Однако, Алешникову сняли скрытой камерой, расспросили соседей, продавцов ближайшего магазина и вывалили в эфир рассказ, как актриса после смерти мужа злоупотребляет спиртным и живет в нищете одна с собакой.
Конечно, не стоило ей смотреть тот эфир...
Увидев все это на экране, Алешникова пережила настоящий шок. Несчастная женщина тут же набрала номер сына, который в то время работал за много километров от дома. Александр сразу же сорвался к матери, но не успел ничем ей помочь. Пережитый стресс сделал свое черное дело – позора Лилиана Лазаревна пережить не смогла.
Когда сын вернулся, он уже незастал мать в живых...
К сожалению, в суд на недобросовестных дельцов с ТВ никто подавать не стал. После было много обсуждений на эту тему, но все, кто участвовал, сходились в одном – нынешние журналисты в поисках сенсаций очень часто идут «по головам», даже не задумываясь, что могут сломать чью-то жизнь.
Урну с прахом Лилианы Алёшниковой похоронили на Донском кладбище вместе с мужем, с которым актриса провела долгую и счастливую жизнь. Остались ее роли и ее светлый образ в памяти благодарных зрителей.