Николай Сличенко и Тамилла Агамирова - любовь всей жизни главного цыгана СССР
Имя Николая Сличенко гремело на весь СССР. Актер, режиссер, певец, голос которого знали миллионы поклонников музыки в Советском Союзе и за рубежом. Его носили на руках после концертов, выстилали цветами путь к автомобилю. Одна знаменитая оперная дива сказала, что готова положить жизнь к его ногам. Поклонницы безнадежно вздыхали, а он всю жизнь боготворил только одну женщину.
Очи страстные
Тамилла Агамирова, юная выпускница Бакинского театрального института, давала концерты в Свердловске, куда на гастроли приехал цыганский театр "Ромэн". Легендарная Ляля Черная познакомилась с девушкой в отеле и, еще не подозревая, что перед ней профессиональная артистка, уже сыгравшая графиню в фильме "Дон Кихот", разглядела в девушке истинный талант.
Черная пригласила Тамиллу на просмотр, после чего Агамирову единогласно приняли в труппу театра. Она без труда завоевала сердца художественного совета, и это не удивительно.
Тамилла Агамирова, азербайджанка с царской статью, была невероятно прекрасна. В ее лике было столько величия и внутреннего света, так много женственности и утонченной грации, таинственного восточного величия... Она обладала не только музыкальным талантом и пластичностью, но и хорошей актерской школой. В театр пришла подлинная звезда с небывалым творческим потенциалом, которая могла сыграть и в древнегреческой трагедии, и в современной пьесе.
Вскоре Тамилла стала первой актрисой “Ромэн”, много и успешно снималась в кино, была обожаема поклонниками, когда в театр пришел начинающий актёр Николай Сличенко.
Главный цыган
До всенародного признания Сличенко пришлось пройти нелегкий путь. Родился он в семье оседлых цыган под Белгородом. Детство мальчика пришлось на войну. На глазах у Коли фашисты расстреляли его отца.
Затем семья будущего артиста переехала в цыганский колхоз в Воронежской области. Бабушка будущей звезды тяжело заболела и «таяла» на глазах. Колю, который даже не успел окончить школу, отправили работать в колхоз. Там впервые поучаствовал в самодеятельности и начал петь.
Окружающие часто подмечали таланты юноши и прочили ему яркое будущее в цыганском театре «Ромэн» в Москве. Молодой человек зажегся этой мечтой. На билет до Москвы деньги собирали всем колхозом. Приехав в первопрестольную, Коля первое время ночевал на вокзале — о гостиницах и отелях он тогда даже не слышал. В театр его приняли.
Однако, несколько лет ему пришлось работать артистом вспомогательного состава.
Как-то на одном из праздников театра, буквально без подготовки, акапелла, Сличенко спел цыганский романс. В зале все замерли, затем тишина взорвалась бурными аплодисментами. У некоторых даже выступили слезы. Еще бы: держать такой талант на вторых ролях...
С тех пор творческая карьера артиста резко пошла вверх. Он снялся во многих фильмах, сыграл более 60 ролей в родном театре, прославился как исполнитель эстрадных, цыганских песен и старинных романсов. В народе его прозвали "главным цыганом Советского Союза".
В 1977 году Сличенко стал главным режиссером театра "Ромэн". Этот "храм искусства" уникален тем, что является уникальным в своем роде, профессиональным цыганским театром в мире.
Актер признается, что "Ромэн" - это вся его жизнь. Здесь он провел больше полувека, а главное - встретил свою любовь.
Роман
Николай Сличенко вспоминал, что будущая супруга сразу произвела на него впечатление. По словам артиста, увидев Тамиллу, он впал в полуобморочное состояние. Однако решительных действий мужчина предпринимать не стал, потому что на тот момент был женат на актрисе Сетаре Казымовой. Спустя восемь лет, несмотря на общего ребенка, пара распалась.
Однако руки Томилы Николай добился не сразу. Между ними были шесть лет разницы. Она — девушка с высшим образованием, а у него не было даже аттестата о среднем образовании.
Тамилла Агамирова была гордой женщиной. Она не сразу приняла ухаживания артиста, хотя он всеми силами пытался завоевать сердце избранницы. Доходило до того, что Сличенко пел серенады девушке. Через пять лет Тамилла «сдалась».
Пара поженилась в 1958-м. В этом браке на свет появились трое детей: дочь Тамилла и сыновья Петр и Алексей.
Неразлучные
В цыганском театре родился не только крепкий творческий союз, но и семья, которая более чем за шестьдесят лет не утратила нежных чувств друг к другу.
Тамилла и Николай могли часами молча смотреть на огонь в камине в своем загородном доме, молчать, но только бы быть рядом, чувствовать тепло и видеть родные глаза. У пары были уже взрослые дети, много внуков и правнуков, но жена всегда оставалась его музой, а он - ее оплотом.
Николай вспоминал, что сначала им с Тамиллой пришлось жить в крохотной комнатушке в коммуналке. На свадьбу денег не было, потому что в театре платили сущие гроши. Но была любовь. И еще ощущение, что в предыдущей жизни они тоже были вместе. Так у них все дружно получалось: вдвоем налаживали семейный быт, четко распределив обязанности по дому, вместе растили детей, давая отдохнуть друг другу, когда малыши не давали ночью спать. Вместе строили дачу, сажали деревья...
Говорят, что на какое-то время надо расставаться, чтобы сохранить чувства, но это не тот случай. Сличенко рассказывал, что, уезжая на гастроли, безумно тосковал по жене. Однажды ей срочно сделали визу за границу, чтобы он не разорвал контракт.
Они всегда все делали вместе, даже в вечернюю школу вместе ходили. Тамилла так же села за парту, хоть уже имела высшее образование. Она знала, что Николаю, которому война помешала получить аттестат, будет легче, если они начнут учиться вместе.
С тех пор, где бы он ни давал выступления, она всегда находилась подле него. Тамилла тихонько стояла за кулисами, слушая, как Николай поет, а зал буквально рыдает, но слова песни обращены к ней, хранительница его очага, женщине, которая каждое мгновние с ним: и в горе, и в радости, и в тяжестях, и в славе.
Тамилла как-то сказала журналистам: "Кому-то это представится смешным, но это факт. И это счастье. Нам безгранично не хватает времени друг для друга, поскольку есть еще и театр, и репетиции. Но мы рядом каждый час жизни."
Эта пара излучала своим единством некую ауру добра и света, которая привносила гармонию в далеко не легкий мир театра. На вопрос: в чем секрет их супружеского счастья, они отвечали: "Мы уверены, наш союз был заключен на небесах. Когда есть подлинное чувство, то со временем оно становится только крепче."
В ноябре 2017 года с аншлагом прошел 2222 показ спектакля «Мы цыгане», премьера которого состоялась 40 лет назад. Постановка официально зарегистрирована в Книге рекордов Гиннесса в категории российского спектакля-долгожителя.
Несмотря на преклонный возраст, «самый известный цыган России» продолжал руководить родным театром. Сличенко до самой смерти сохранял достойную для его возраста форму и стать — при росте 183 см вес достигал 85 кг.
В 2021 году театр отметил 90-летие. А в мае этого же года Сличенко попал в реанимацию с обострением хронического заболевания легких. Родные до последнего надеялись на выздоровление артиста, но 2 июля его не стало...
Церемония прощания, на которую пришли сотни людей, была организована в театре «Ромэн». Похоронили артиста на Троекуровском кладбище. В память о Сличенко была названа одна из звёзд в созвездии Тельца.
Уникальная запись с "Голубого огонька" 1964 года. Все женщины, слушая этот романс в исполнении Николая Сличенко были уверены, что он поёт лично для неё.