
Вицин, которого мы не знали: верный бабник и звездный скромняга
Сложно представить, но в жизни Георгий Михайлович обладал поистине колдовским обаянием, буквально завораживая женщин. Причем этот дар был у актера с юности. Георгий Михайлович не был писаным красавцем, тем не менее недостатка в поклонницах у него не было. Дамы писали письма о том, что хотят родить от него ребенка, признавались в любви. Многие актрисы тоже пытались соблазнить популярного коллегу. Но Вицин никогда не был сторонником мимолетных связей.
Продолжение... Начало смотрите тут
Верный бабник
Тем не менее в его личной биографии есть факт, нехарактерный для Георгия Михайловича.
В юности у Вицина был роман с актрисой Диной Тополевой, которую он увел не у кого-нибудь, а у своего учителя, народного артиста СССР Николая Хмелева. Студия Хмелева позже преобразовалась в Театр им. Ермоловой. И, что странно, отношения между Хмелевым и Вициным после этого ничуть не изменились. Хмелев простил законной жене измену, и актер с почтением всю жизнь относился к своему учителю и режиссеру. Тополева была значительно старше Георгия Михайловича. Они прожили в гражданском браке 20 лет...
А потом 38—летний Георгий встретил Тамару, племянницу знаменитого ученого Мичурина.Но и потом, когда он уже был женат на Тамаре, а актриса осталась одна и сильно болела, Вицин ухаживал за ней. Приносил продукты, покупал лекарства. И его законная супруга Тамара Федоровна поддерживала мужа в этом.
Более того, Дина до самой смерти оставалась членом его семьи. Вспоминает А.Воинова, дочь близкого друга Вицина режиссера Константина Воинова: «Он выстроил совершенно потрясающую систему взаимоотношений. Он хотел ребенка, там (в семье с Диной) ребенка не было. Вот у тети Тамары ребенок родился. Ребенок обожаемый, он свою дочь Наташу просто боготворил. Но он сумел устроить так, что Наташа была вхожа в тети Динин дом. Он приводил ее туда, потому что у него как бы было две семьи. Потому что он тетю Дину содержал всю жизнь. И ее, и ее сестру, с домработницами, с дачей на лето… Вицин не мог бросить Дину, она была старше и нуждалась в опеке».
Со своей женой Вицин встретился тоже в Театре им. Ермоловой.
Она служила там бутафором. По рассказам самой Тамары Федоровны, их знакомство состоялось на Пасху. Она пришла в реквизиторскую, куда народ принес куличи и пасху. И в кабинет вошел Вицин с крашеным яйцом в руке. «Девочки, я пришел похристосоваться», — сказал он. Они трижды поцеловались, заглянули друг другу в глаза… И с тех пор начали встречаться. А через несколько лет у пары родилась дочь Наташа. Сейчас она работает художником-графиком.
Звездный скромняга
Вицину была не нужна слава. Он от нее бежал. Прятался от назойливой публики в своей квартире или уединялся на природе с мольбертом. Вицин говорил о себе: «Я всегда старался не привлекать внимания других к себе. Чего мозолить глаза народу?»
Он надевал серый плащик, надвигал на глаза кепочку и старался слиться с толпой. Ходит байка, что однажды его узнали в очереди, стали уступать место. «Я не Георгий Вицин, я его брат», — стал обманывать людей актер. «Мужик, у тебя такой великолепный брат, что ты тоже имеешь полное право пользоваться его славой. Проходи вперед!»
Когда открывался Музей трех актеров, Юрий Никулин заехал за Георгием Вициным, чтобы отвезти на презентацию. И застал коллегу лежащим на диване. «Гоша, вставай, поехали, твой же музей открывается», — сказал Юрий Владимирович. «Так это же надо штаны надевать», — ответил Вицин. «Что, ты совсем без штанов ходишь?» — «Так это надо другие штаны надевать». И перевернулся на другой бок. Но потом все равно собрался и приехал.
Последний раз Георгий Михайлович снялся в 1994 году в фильме Андрея Бенкендорфа «Несколько любовных историй». Потом выступал перед зрителями, в основном с рассказами Зощенко.
Он мог иметь и машины, и дачи, и деньги. Но у него были другие интересы. Он был бессребреником в прямом смысле этого слова. Мало кто знал, что Вицин изучал труды Овидия, Горация, Плутония, Петрарки. Увлекался астрономией и каждый вечер смотрел со своего балкона на Арбате в телескоп. Был йогом со стажем. Почти 30 лет не принимал никаких лекарств и не ел мяса.
Ему всего хватало. Жил он скромно, страсти к нарядам и автомобилям у него никогда не было. А на еду и корм для собак и голубей, которых он обожал, Вицину хватало. Иногда выступал на сборных «юморинах» в бывшем Театре киноактера — шутил, что зарабатывает на корм бездомным собакам.
Вицин и живность
Животных действительно любил безумно. В семье держали двух попугаев и собаку. Одна птичка все время кричала: «Что ты все бегаешь? Пойди поспи!», а про собаку Вицин на полном серьезе сообщал, что та умеет говорить «мама».
Под конец жизни слабое здоровье постоянно напоминало Вицину о себе. Он часто болел. Сказывалась неудовлетворенность происходящим в стране в 1990—е годы. Актеру категорически не нравилось это время. Он не мог и не хотел подстраиваться под него. Его выручала обязанность, которую он сам на себя возложил: «Я должен идти кормить голубей».
Ежедневно вставал с постели, брал кульки пшена и шел на улицу — подкармливать птиц. Доставались кусочки еды окрестным бродячим кошкам и собакам — мимо их бед Георгий Михайлович не мог пройти спокойно. Все окрестные обитатели (птицы, кошки, собаки) точно знали часы, когда ОН выходит «на кормление», и к моменту выхода Вицина из дома все его питомцы собирались вблизи подъезда.
Последние годы жизни Вицина
Георгий Вицин много работал над озвучанием мультфильмов. К своим кукольным и рисованным персонажам он подходил по системе Станиславского, считая эту часть творчества не менее ответственной и серьёзной. Его голосом говорят домовенок Кузя, заяц («Мешок яблок»), Джузеппе («Приключения Буратино»), жук—музыкант («Дюймовочка») и многие другие анимационные персонажи.
В поликлиники Вицин принципиально не ходил. «А то найдут чего—нибудь, вот и начнёшь думать о своих болячках». На все издержки возраста он смотрел со свойственным ему юмором: «Зачем ставить протезы? Если пора сжигать мосты, не меняй их на пластмассовые».
Несмотря на то, что Георгий Вицин постоянно болел, он периодически участвовал в сборных концертах, поскольку его мизерной пенсии явно не хватало на полноценную жизнь. Вицин жил с женой, которая из—за болезни не работала, и дочерью—художницей, зарплата которой тоже была небольшой.
6 сентября 2001 года Вицин согласился участвовать в концерте, который проходил в столичном Театре киноактера. Организаторы позвонили Вицину за два часа до начала и попросили заменить заболевшего артиста. Вицин, который в тот день сам чувствовал себя неважно, согласился, поставив всего условие — выступить первым. Но это не спасло.
Сразу после выступления ему стало плохо с сердцем. Была немедленно вызвана «Скорая», которая отвезла Вицина в 19-ю городскую больницу. Его поместили в реанимационное отделение. На следующий день артисту стало лучше, и его перевели в двухместную палату кардиологического отделения. Там за ним приглядывала его дочь Наташа.
О.Алексеева в газете «Жизнь» писала: «Георгий Михайлович категорически запретил супруге оставлять без присмотра своего любимого пса Мальчика. А попросить посидеть с собакой кого—нибудь из знакомых Тамара Федоровна не решается. Не хочет, чтобы те видели, в каких условиях живет народный артист России, сыгравший больше сотни ролей в кино.
Картина и впрямь удручающая. В крохотном коридоре — книги и миска с едой для Мальчика. В комнате — старенький черно—белый телевизор и опять множество книг. Душ уже полгода не работает, на кухне нет холодной воды. «Это не то, что несправедливо, это бесчеловечно, — говорит Тамара Федоровна. — Великий актер, народный любимец, а живет в такой разрухе.
Но Георгий Михайлович все мужественно переносит, ни к кому за помощью не обращается. И меня ругает, если я начинаю заводить об этом речь. Я иногда думаю, может — письмо в правительство, в Союз кинематографистов написать? Но Георгий Михайлович запрещает, говорит: всем сейчас очень тяжело, и он не имеет права требовать к себе особого внимания...»
Врачи 19-й больницы сняли у Вицина острый приступ стенокардии и подлечили сердце. Затем дочь забрала артиста домой. Но спустя пару дней ему снова стало плохо из—за приступа стенокардии.
10 октября Вицина поместили в более комфортабельную клиническую больницу № 2 при Минздраве России. Когда Вицин поступил во 2—ю больницу, у врачей не было никаких иллюзий — шансов у актера не было. И он сам это прекрасно понимал. В четверг, 18 октября, Вицину стало хуже. Он перестал самостоятельно есть, не мог сесть на кровати, с трудом разговаривал. В пятницу актер потерял сознание. В выходные он на несколько минут очнулся, но потом снова впал в забытье.
22 октября состояние Вицина стало крайне тяжелым, и врачи позвонили его дочери Наташе. Та немедленно приехала, и в течение нескольких часов неотлучно находилась при отце. Но тот так и не пришел в сознание. В 16.30 Георгий Вицин скончался.
«Он не понадобился времени, — говорил Леонид Куравлев. — Он его сам отверг, отринул. Такое время не нужно было Вицину с его философией, с его скромностью, с его умением боготворить самые основы человеческой морали и души, по которым надо жить дальше, и оформлены они десятью заповедями Христа. Вот он жил по законам Иисуса Христа».
Одно из последних интервью Георгий Вицин закончил так: «Не суетитесь, люди. Жизнь отнимает страшно много времени!»
Георгий Вицин скончался 22 октября 2001 года.
Актриса Наталья Варлей вспоминала о Георгии Вицине: "Георгий Михайлович был глубоко начитанным человеком, прекрасным театральным актером. Он был из другого поколения, с другими ценностями и критериями. Мне кажется, что Георгию Михайловичу Вицину не пришло бы в голову торговаться из—за гонорара за роль, особенно, если роль ему нравилась, если ему хотелось эту роль сыграть. А сегодня я понимаю, что очень не хватает этой старой, интеллигентной актерской школы...
Когда сегодня говорят, «как же так, он умер в одиночестве, в нищете», хочется возразить. Во—первых, не в одиночестве, у него была любимая жена, любимая дочка, любимая собака. Да, он был старым человеком, беззубым, который отказывался уже выезжать с концертами, потому что прислушивался к собственному здоровью.
Сердце пошаливало, он еще такой мнительный. Ему было вполне достаточно выйти в своем костюмчике Труса, сказать монолог, который принимали на «ура». Но жил он какой—то такой своей, тихой, жизнью. Думаю, он жил так, как ему уже хотелось — соответствовать своему возрасту, не молодиться, не вставлять зубы, потому что мясо есть уже не нужно, нужно есть кашу. Кормил кошек и собак.
Еще был Смоленский гастроном и ему оставляли для бродячих кошек и собак обрезки костей, мяса. Он ходил по дворам и кормил их. Просто он любил животных и очень за них переживал. Был очень добрым и мягким человеком с нежной глубокой душой.
Сама память о Георгии Михайловиче очень светлая. Грустно, потому что его нет и грустно, потому что он не может сейчас дать урок скромности, интеллигентности, вежливости и трепетного отношения к актерской профессии.

