Меню
  • Главная
  • Разделы сайта
  • Форум
  • Помощь новичкам
  • Все о сайте
  • Картинки
  • Фотогалерея
  • Администрация
  • Обратная связь
  • Из жизни известных

    Поэтесса Юлия Жадовская. Любовь усыплю я.

    2 496

    1:502

     

    1:512

    2:1017

     

    2:1027

    Считается, что женская поэзия – почти целиком явление эмансипированного двадцатого века. Анна Ахматова, Марина Цветаева, Зинаида Гиппиус… их громкие имена заслонили от нас "и многое и многих" - и не всегда заслуженно.

    2:1437

     

    2:1447

    Меж тем и в патриархальном девятнадцатом были свои поэтессы – Анна Бунина (родственница "того самого" Нобелевского лауреата и автора "Темных аллей), Евдокия Ростопчина… или почти забытая ныне Юлия Жадовская.

    2:1841



     

    2:9

    Родилась она 11 июля 1824 года; отец ее, отставной капитан-лейтенант флота, был человеком, мягко говоря, с причудами, и ярославское свое имение обустроил по собственному вкусу. Обыкновенные лестницы ему, привыкшему к морю, показались чересчур пологими – и в результате его переделок жена, уже носившая ребенка, однажды упала и расшиблась. А ребенок – девочка - родился инвалидом, без кисти одной руки.

    2:745

    Годом позже Юлия потеряла мать, умершую от чахотки, и отец, справедливо решив, что порядочного образования он девочке дать не может, позволил увезти ее к бабушке в деревню Панфилово. А оттуда она попала к тетке, любившей литературу и печатавшей стихи и статьи в солидных журналах – таких как “Сын Отечества” и “Московский Телеграф”.

    2:1379

     

    2:1389

    Получив "изрядное", как тогда говорили, домашнее образование, Юлия некоторое время училась в костромских и ярославских пансионах, но кончилось все домашним репетитором – и первой любовью.

    2:1741



    Петр Миронович Перевлесский, окончивший Московский университет, преподавал русскую словесность и поощрял опыты своей ученицы. Он отослал два стихотворения Юлии в журнал “Москвитянин” – и они были напечатаны, а критика отозвалась о стихах с похвалой.

    2:478

     

    2:488

    Наконец молодые люди решили объясниться с отцом, но тот, кичась дворянским происхождением, и слушать ничего не желал. Петру Мироновичу пришлось оставить дом Жадовских, и эту любовь Юлия сохранила в душе навсегда.

    2:880
     
    Любовь усыплю я, пока еще время холодной рукою
    Не вырвало чувство из трепетной груди,
    Любовь усыплю я, покуда безумно своей клеветою
    Святыню ея не унизили люди…

     

    2:1211

    Стихи продолжали писаться, и имя Юлии мало-помалу становилось известным. Отец, узнавший о таланте дочери, неожиданно стал способствовать ее поэтическим занятиям, выписывать все, что появлялось тогда значительного в литературе, а потом, несмотря на ограниченные средства, повез в Москву и Петербург, где она познакомилась с Тургеневым, Вяземским, Аксаковым, Погодиным и другими известными писателями.

    2:1948



    Ее стихи стали печататься в "Москвитянине", "Русском Вестнике", "Библиотеке для чтения". В 1846 году в Петербурге вышел первый сборник ее стихотворений, благосклонно встреченный читателями и критикой. Многие стихи Жадовской были положены на музыку и стали популярными романсами ("Ты скоро меня позабудешь" Глинки, "Я все еще его, безумная, люблю" Даргомыжского, "Я плачу", "Сила звуков" и другие), а стихотворение "Я люблю смотреть в ясну ноченьку" стало народной песней.

    2:846

     

    2:856

    Вскоре Юлия перешла от поэзии к прозе, опубликовав роман “В стороне от большого света” и несколько повестей – но успеха они не имели. Волна интереса к ее творчеству прошла, и Юлия вернулась в Ярославль – под опеку отца.

    2:1277

     

    2:1287

    В те времена она стала прихварывать, и лечивший ее старый ярославский доктор Карл Богданович Севен однажды предложил ей руку и сердце. Это был скорее брак из жалости, нежели по любви – надзор отца стал для поэтессы мучением, и выносить его она более не могла.

    2:1766

     

    2:9

    Карл Богданович, воспитанный в романтическом духе, и Юлия Валериановна прожили вместе двадцать лет – и хотя "новобрачный" искренне любил жену, истинное счастье для нее осталось позади.

    2:355

     

    2:365

    Скончалась она в 1883 году, на два года пережив мужа, – и когда через несколько лет одна из наследниц решила опубликовать ее стихи, в редакции газеты их назвали старомодными – но все же напечатали. А ведь когда-то о них с похвалой отозвался Добролюбов, ценивший в стихах Жадовской "задушевность, полную искренность чувства и спокойную простоту его выражения".

    2:1028

     

    2:1038

    Видимо, эти качества в полной мере оценил и писатель Иван Кондратьев, поставивший строки Жадовской эпиграфом к своей книге "Седая старина Москвы":

    2:1309
     
    Старине седой невольно Поклоняется душа... Ах, Москва родная, больно Ты мила и хороша.

    И автор предисловия к "Седой старине", переизданной к 850-летию Москвы, замечает: "Сегодня о Москве редко кто так напишет. Я имею в виду не поэтическую форму, а душевность. Напишут либо будничное, либо выспреннее. А от души — что-то не встречал".

    2:1922



     

    2:9

    Сейчас стихи Жадовской могут и впрямь показаться наивными… но, наверное, за те сто с лишним лет, что минули с тех пор, ушло от нас вместе с наивностью что-то еще, чего не заменишь никаким знанием жизни…

    2:389

     

    2:399

    Я все еще его, безумная, люблю!
    При имени его душа моя трепещет;
    Тоска по-прежнему сжимает грудь мою,
    И взор горячею слезой невольно блещет.
    Я все еще его, безумная, люблю!
    Отрада тихая мне в душу проникает,
    И радость ясная на сердце низлетает,
    Когда я за него создателя молю.

    2:903

     

    2:913
    Н.А.НЕКРАСОВУ
     
    Стих твой звучит непритворным страданьем,
    Будто из крови и слез он восстал!
    Полный ко благу могучим призваньем,
    Многим глубоко он в сердце запал.
    Он неприятно счастливцев смущает
    Гордость и спесь восстают из него;
    Он эгоизм глубоко потрясает, -
    Верь мне - не скоро забудут его!
    Льнут к нему чутким, внимательным ухом
    Души, измятые жизни грозой;
    Внемлют ему все, скорбящие духом,
    Все, угнетенные сильной рукой...
     
    (1848)
     
    ЗАКОЛДОВАННОЕ СЕРДЦЕ
     
    Что тебя обманывать напрасно:
    Нет, не верь волненью моему!
    Если взор порою вспыхнет страстно,
    Если руку я тебе пожму, -
    Знай: то прежних дней очарованье
    Ты во мне искусно пробудил;
    То другой любви воспоминанье
    Взор мой вдруг невольно отразил.
    Друг мой! Я больна неизлечимо -
    Не тебе недуг мой исцелить!
    может быть, могу я быть любима,
    Но сама уж не могу любить!
    Говорят, есть в свете злые люди,
    Колдовства имеют страшный дар;
    Никогда не вырвать уж из груди
    Силы их неотвратимых чар;
    Говорят, что есть слова и речи -
    В них таится чудный заговор:
    Говорят, есть роковые встречи,
    Есть тяжелый и недобрый взор...
    Видно, в пору молодости страстной,
    В самом лучшем цвете бытия,
    Я сошлась с волшебником опасным, -
    Той порою сглазил он меня...
    Произнес таинственное слово,
    Сердце мне навек заговорил,
    И недугом тяжким и суровым
    Жизнь мою жестоко отравил...
    (1847)

     

    2:3434



    • Не нравится
    • +5
    • Нравится

    ЕЩЕ НА ЭТУ ТЕМУ:

    30 лучших цитат русского сатирика Салтыкова-Щедрина

    30 лучших цитат русского сатирика Салтыкова-Щедрина

    188 лет назад, 27 января 1826 года родился Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. В русской литературе ему отведено особое место, потому что ни один писатель в
    Литературные мистификации и псевдонимы (Кто за каким именем скрывается?)

    Литературные мистификации и псевдонимы (Кто за каким именем скрывается?)

    Мистификация - попытка введения кого-либо (читателей, публики и т.п.) в заблуждение, выдавая несуществующее явление или факт за действительное.  

    ВАС ТАКЖЕ ЗАИНТЕРЕСУЕТ:

    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    РАЗДЕЛЫ САЙТА
    Кто онлайн
    
    Всего на сайте: 76
    Пользователей: 0
    Гостей: 76
    РЕКЛАМА
    ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ
    по просмотрам по комментариям
    МЫ В СЕТЯХ
    soc soc soc soc soc