Проклятие гробницы Тутанхамона. Миф или реальность?
Легенда о проклятии Тутанхамона привлекла внимание общественности в начале двадцатых годов, когда возникли планы, впервые за три тысячи лет, открыть гробницу!
Когда пятидесятисемилетний археолог-любитель лорд Карнарвон готовился к раскопкам этой сказочно богатой гробницы, ему был хорошо известен миф о проклятии Тутанхамона. Незадолго до начала экспедиции, будучи в Британии, фанатик-египтолог обратился за советом к знаменитому мистику того времени графу Хеймону.
Заключение графа было категоричным: "Лорду Карнарвону нельзя входить в гробницу. Ослушание чревато опасностью. В случае пренебрежения этим предостережением он заболеет. От болезни не оправится. Смерть наступит в Египте".
Карнарвон, однако, был полон решимости продолжить и завершить дело всей своей жизни. Его группа работала над проектом раскопок гробницы Тутанхамона уже многие годы — с тех пор, как от египетского правительства была получена концессия на поиски в Долине царей — уже и без того самой изрытой долине в Египте.
Серьезные раскопки лорд и его американский партнер Говард Картер начали лишь в 1917 году. Пять сезонов им фатально не везло. Затратив огромные усилия, археологам удалось раскопать только алебастровые сосуды с надписанными именами Рамзеса II и Меремпты.
Лорд Карнарвон и Картер долго спорили, стоит ли продолжать раскопки шестой сезон. И решили сделать еще одну последнюю, попытку.
Гробница
Единственный участок в Долине царей, где Карнарвон и Картер еще не вели раскопки, был настолько перерыт предыдущими экспедициями, что все считали: продолжать там исследования бесполезно. Чтобы расширить зону поисков, партнеры велели снести несколько старых хижин.
Когда снесли первую, под ней обнаружили высеченную в горной породе ступень. Карнарвон в это время был уже в Англии. Ему позвонили, и взволнованный лорд уговорил Картера приостановить раскопки на три недели — до его возвращения в Египет.
Затем исследователи пережили самую нервную неделю в своей жизни. Было ясно, что они на пороге величайшего археологического открытия века: продолжив раскопки, рабочие обнаружили гробницу неизвестного юного фараона. Она оказалась нетронутой со дня, когда его бренное тело было погребено рабами Древнего Египта.
Атмосфера благоговейного трепета и суеверного страха вокруг находки мешала исследователям. По мере приближения к заветной цели они испытывали все больше трудностей в организации раскопок, так как местные рабочие толпами уходили в свои деревни.
Ситуация еще более накалилась, когда перевели зловещую надпись над входом в склеп.
Она гласила: "Тех, кто потревожит сон фараонов, постигнет смерть".
Кульминация наступила 17 февраля 1923 года. Именно в этот день археологи вошли в склеп юного фараона. С благоговением созерцая сокровища, погребенные там, Картер воскликнул: "Какие великолепные вещи!"
В переднем помещении находились золотые лари и шкатулки, золотые стулья, трон, скамьи, статуи, головы животных, золотая змея и алебастровые базы.
Открыли следующее помещение. Когда его осветили факелом, перед археологами оказалась стена из золота. В этом помещении было три двери. Две были наглухо закрыты. Их исследователи пока не тронули.
Они вскрыли третью дверь. Она вела в небольшой коридор, за которым находилась кладовая с сокровищами. Здесь были сделанные из золота изображения богов и богинь, сцен из загробной жизни.
Археологов еще ждало главное чудо древности — то, что находилось за одной из двух закрытых дверей, — гроб из чистого золота с мумией молодого царя Тутанхамона. Но это потрясающее открытие предстояло сделать несколько позже.
Проклятие действует
При вскрытии гробницы были найдены бесценные сокровища древности. Но, похоже, при этом была потревожена таинственная темная сила, дремавшая там три тысячи лет.
Не прошло и полугода с начала раскопок, как случилась совершенно нелепая, но оттого еще более мистическая трагедия. 6 марта 1923 года спонсора раскопок лорда Карнарвона в щеку укусил комар. Казалось бы, что может быть безобиднее? Очевидно, так же подумал и лорд Карнарвон, однако вскоре ему стало не до смеха. Случайно разрезанный во время бритья укус распух, а щека сильно воспалилась.
Все еще не осознавая всей серьезности своего положения, Карнарвон смазал рану йодом и спустя две недели постельного режима решил, что может продолжить прерванные из-за болезни раскопки. Но не прошло и недели, как рана снова воспалилась, вызвала лихорадку, после которой произошло заражение крови и развилась пневмония.
Лорд Карнарвон умер, так и не дождавшись окончания раскопок, которые считал делом всей своей жизни. В его смертный час в Каире несколько раз таинственно гас и вновь зажигался свет.
А в загородном имении лорда в Англии среди ночи жалобно скулила и выла собака. Когда ее вой поднял на ноги всю семью и прислугу, собака затихла и испустила дух. С этого момента началась продолжающаяся вот уже 90 лет детективная история под названием «Проклятие Тутанхамона».
Картер смог возобновить работу только зимой 1925 года. Сначала вскрыли одну, затем вторую из оставшихся нетронутыми дверей, ведущих к саркофагу. Сам Картер описал то, что предстало его взору, следующими словами: "С необычайным волнением я отодвинул запоры последних дверей. Они тут же отворились. Внутри, заполняя почти все пространство, стоял огромный саркофаг из желтого кварцита. Особенно поражало вылепленное на крышке скульптурное изображение богини с вытянутой вперед рукой, останавливающей или предостерегающей входящего".
Крышка саркофага весила более полутонны, и потребовалось некоторое время, чтобы установить подъемные устройства. Саркофаг надо было разобрать и вынести. Эта сложная задача облегчалась тем, что его восемьдесят составных частей были тщательно пронумерованы строителями.
Когда подъемное приспособление было собрано и крышка саркофага осторожно поднята, под ней все увидели ворох полуистлевших тканей.
Но под этим ворохом скрывалось золотое изображение Тутанхамона на крышке гроба — то самое знаменитое изображение, которое впоследствии было блестяще отреставрировано, и его фотографии обошли весь мир. Неудивительно, что Говард Картер так восторженно описывал свою находку.
Но вскоре его восторг омрачился поразительной чередой трагических событий.
Казалось, сама судьба была против вскрытия захоронения фараона. В тот самый день, когда состоялось проникновение в гробницу Тутанхамона, огромная королевская кобра пробралась в жилище Картера, руководившего археологическими работами, непонятным образом открыла клетку и съела любимую канарейку археолога. Многие тогда посчитали, что это дух самого Тутанхамона в образе королевской кобры, тотема фараонов, предупреждает исследователей о неминуемой опасности, но тщетно.
РЕАЛЬНЫЕ ЖЕРТВЫ МНИМОГО ПРОКЛЯТИЯ
Так существовало проклятие на самом деле или нет? Известный писатель Конан Дойл ни на секунду не сомневался, что виновниками смерти лорда Карнарвона стали оккультные силы, посланные древними египтянами из тьмы веков.
Мало того, сам Конан Дойл был уверен, что те же силы погубили и его близкого друга, репортера «Дейли экспресс» Флетчера Робинсона, автора идеи романа «Собака Баскервилей», который чересчур сильно увлекался изучением саркофага, как потом выяснилось пустого, мумии египетской жрицы, выставленной в Британском музее. Тем не менее, как бы скептики ни отзывались о проклятии Тутанхамона, список его жертв оказался внушительным.
Вслед за Карнарвоном спустя несколько месяцев последовал его двоюродный брат, полковник Обри Герберт, он также умер от заражения крови после достаточно незначительной операции.
Следующей жертвой стал археолог Артур Мейс, находившийся на месте раскопок в момент вскрытия гробницы. Он умер в гостинице, жалуясь на сильное переутомление.
Примчавшийся на похороны лорда Карнарвона Джордж Гоулд через несколько часов после посещения гробницы заразился лихорадкой.
Радиолог Арчибальд Рейд, датировавший возраст захоронения Тутанхамона, также вскоре после начала работ стал жаловаться на недомогание. В связи с жалобами на чрезмерную усталость был отправлен в Англию. Он скончался сразу после прибытия на родину.
В сентябре 1924 года проклятие фараонов настигло доктора Эвелин Уайт, английского египтолога, которая покончила жизнь самоубийством.
Как утверждала «Нью-Йорк тайме», Уайт в свое время тайно вывезла из Египта несколько фрагментов древних книг, незаконно позаимствованных ею в одном древнем монастыре. В своей предсмертной записке египтолог писала, что знает о том, что за этот проступок на нее пало древнее проклятие. Раскаявшись, Уайт попыталась было вернуть книги в монастырь, но монахи предупредили ее, что проклятие все равно продолжит свою разрушительную работу.
Джордж Джей Гоулд, богатейший человек США, коллекционер древних артефактов, друг Карнарвона, скончался от лихорадки всего через сутки после посещения вместе с Картером гробницы Тутанхамона.
В 1926 году нелепая и трагическая смерть настигла профессора Джорджа Бенедикта, директора отдела египетских древностей в музее Лувра (Париж). Ученый, посещая раскопки гробницы, подвернул ногу и упал. Через несколько дней врачи констатировали у него пневмонию, от которой ученый затем и скончался.
Слава о проклятии Тутанхамона семимильными шагами распространялась по миру. Тема проклятия египетских мумий стала настолько популярна, что в 1934 году Герберт Уинлок, директор музея Метрополитен в Нью-Йорке, даже составил достаточно длинный список жертв коварных мумий.
Кроме уже приведенных примеров, можно добавить Ричарда Бетелла, секретаря Карнарвона, которого сразил сердечный приступ.
Наследный принц Али Камальбей из Египта, посещавший гробницу, был убит в Лондоне. Не успокоилась кровавая мумия и после того, как покинули этот мир все люди, так или иначе причастные к раскопкам двадцатых годов.
В 1972 году неожиданно умер директор египетского Департамента древностей, доктор Камаль Мухтар, в то время как сокровища Тутанхамона были перевезены в Англию на выставку.
Спустя шесть лет, в 1978 году, в одной из газет Туманного Альбиона — «Уорлд ньюс» — был опубликован список несчастий, преследующих экипаж, перевозивший сокровища из Каира в Лондон. Среди них преобладали сердечные приступы, тяжелые травмы и трагедии личного характера.
В течение шести лет после обнаружения гробницы Тутанхамона умерли двенадцать человек из тех, что присутствовали при ее вскрытии. А проклятие продолжало действовать и принимать дань.
За десять лет из первоначального состава экспедиции в живых остались только два человека. Двадцать пять человек, так или иначе связанных с раскопками, умерли преждевременно. Затем проклятие, похоже, успокоилось, как бы насытившись принесенными ему жертвами.
Новые жертвы
В 1966 году, накануне международной выставки археологических находок, директор археологического ведомства Египта Мохаммед Ибрагим начал кампанию против вывоза найденных сокровищ из страны. Он заявил, что скорее умрет, чем позволит вывезти их, как планировалось, в Париж. С его мнением не посчитались. После решающего совещания в Каире Мoxаммед Ибрагим был сбит машиной и умер на месте происшествия.
Страхи возобновились в 1972 году, когда золотую посмертную маску царя Тутанхамона готовили к отправке на выставку в Лондон. За ее отправку из Каира отвечал преемник покойного Мохаммеда Ибрагима доктор Гамаль Мехрез. Доктор Мехрез, ученый и атеист, не опасался никаких проклятий. Он заявил: "Я более чем кто-либо другой в мире был занят в работах, связанных с гробницами и мумиями фараонов. И я живой. Я — живое свидетельство того, что все трагедии, связанные с фараонами, просто совпадение".
Все подготовительные работы по подбору золотых вещей из гробницы Тутанхамона прошли без проблем. Коллекции упаковали и погрузили на машины для отправки в аэропорт. В этот вечер доктор Мехрез наконец-то вздохнул с облегчением. Он уже готовился покинуть каирский музей, как вдруг упал замертво от приступа сердечной недостаточности.
Относительно проклятия царя Тутанхамона существовало много теорий
Наряду с людьми, свято верящими в проклятие фараонов, в мире существует немало исследователей, которые крайне скептически относятся к нездоровой, по их мнению, шумихе вокруг вскрытой гробницы мальчика-фараона. Да и список жертв мумии Тутанхамона, по мнению скептиков, притянут за уши. Напрямую проклятию можно приписать лишь смерть лорда Карнарвона, финансировавшего раскопки, в то время как Говард Картер, руководивший археологическими работами и первым вскрывший захоронение, прожил еще семнадцать лет и умер от старости в весьма преклонном возрасте, хотя по логике вещей он должен был стать первой мишенью проклятия мумии.
Некоторые ученые считали, что в гробнице были замурованы ядовитые вещества
Ученый-атомщик профессор Луис Булгарини высказал предположение, что древние египтяне, возможно, использовали для защиты священных захоронений радиоактивные материалы. Он заявил: "Вполне возможно, что египтяне использовали атомную радиацию для защиты своих святых мест. Они могли покрывать ураном полы в гробницах или отделывать могилы радиоактивным камнем".
Проклятие фараонов - миф?
Впрочем, любое проклятие должно опираться на какие-то вполне реальные технологии, использовав которые, древние жрецы могли бы уберечь почившего фараона от надругательства осквернителями гробниц. В этой связи интересно отметить, что компьютерное сканирование мумии Тутанхамона, произведенное в 2005 году, показало, что тот умер в возрасте девятнадцати лет, но не от руки своего брата, как считалось ранее, а от заражения крови,полученного вследствие открытого перелома ноги. Но большинство так называемых жертв проклятия мумии Тутанхамона также умерли от заражения крови!
В то же время хорошо известно, что дыма без огня не бывает, и должно существовать рациональное объяснение всем удивительным и трагическим происшествиям с членами экспедиции Картера. Оказалось, что они существуют! В августе 1980 года «Дейли мейл» опубликовала интервью с последним живым участником раскопок могилы Тутанхамона — Ричардом Адамсоном, который отвечал за безопасность найденных сокровищ.
В своем интервью Адамсон развеял все сомнения относительно проклятия Тутанхамона, решительно заявив, что вся история про надпись с проклятием, якобы найденную археологами над входом в гробницу, — выдумка от начала до конца с целью отпугнуть от захоронения многочисленных воров и грабителей, во множестве бродящих по египетским пустыням.
Мало того, как следует из интервью, Адамсон лично несколько раз спал в гробнице и всегда просыпался живым и здоровым без каких-либо признаков болезни.
Вскоре было найдено и объяснение многочисленным смертям исследователей, что погибали после вскрытия той или иной гробницы фараонов. Действительно, археологов, попадающих в древние гробницы, как и спелеологов, буквально преследует гистоплазмоз. Это смертельная болезнь, которая часто поражает исследователей пещер.
Ее порождает грибок, который возникает в фекалиях летучих мышей. Смешиваясь с пылью, их частицы могут попадать через дыхательные пути во внутренние органы человека. Течение же болезни, обычно заканчивающееся смертельным исходом, внешне напоминает симптомы пневмонии, которые и были обнаружены у Карнарвона.
Историки, интересовавшиеся раскопками гробницы Тутанхамона, в своих трудах утверждали, что Картер первое время после вскрытия гробницы регулярно обращался к местным крестьянам, чтобы они изгнали летучих мышей, обосновавшихся в усыпальнице юного фараона. Многие из исследователей также склонялись к мысли, что Карнарвона погубил именно гистоплазмоз, а вовсе не мифическое проклятие. К тому же хорошо известно, что он ко времени раскопок плохо себя чувствовал, был подвержен легочным заболеваниям и очень плохо переносил укусы насекомых.
Против проклятия говорят и годы жизни трех остальных участников экспедиции, что первыми оказались внутри гробницы. Картер умер в возрасте 66 лет от сердечного приступа, Каллендер также перешагнул шестидесятилетний рубеж, а леди Эвелин Герберт после раскопок прожила еще более полувека и умерла в 1980 году, будучи очень пожилым человеком.
Не так давно стало известно, что гробница Тутанхамона будет закрыта на реставрационные работы, поскольку на стенах усыпальницы появились темные пятна неизвестного происхождения – они могут пагубно повлиять на состояние гробницы и привести к последующим разрушениям. Поэтому институт консервации Гетти при поддержке Верховного совета по древностям будут консервировать гробницу и проводить дальнейшие исследования в ней, в противном случае, человечество навсегда утратит уникальный памятник Древнего Египта.
Дмитрий ЛАВОЧКИН