Меню
  • Главная
  • Разделы сайта
  • Форум
  • Помощь новичкам
  • Все о сайте
  • Картинки
  • Фотогалерея
  • Администрация
  • Обратная связь
  • Рассказы и истории / Вера

    Спас и макитра (рассказ священника)

    1 060

    1:504

     

    1:514

    14 августа 2016 года начинается Успенский пост, который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа.  В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый «Медовым Спасом».

    1:981

     

    1:991

    В августе начала 90-х, века прошлого, зашел я, как обычно, к Харитоновне за молоком. Наставница моя в приходских делах житейского направления над столом склонилась и энергично так чем-то постукивает.

    1:1355

    Заглянул через плечо и обомлел.

    1:1416

     

    1:1426
    Медовый спас

     

    2:1941



    Анна Харитоновна, настоящим пестиком, в настоящей макитре мак растирает, а рядышком банка темного гречишного меда, лопухом прикрытого, стоит.

    2:262

     

    2:272

    На прихожанке моей косыночка и фартук одного тона — «в цветочек», и еще изюминка из прошлого: очки с резинкой, вместо поломанной дужки. Над столом старая темная икона с еле просматривающимся образом Спасителя. Чуть ниже иконы — древняя лампадка, но горит исправно, не коптит. Прядь седых волос у бабы Анны из-под платочка выбилась, но она за делом не замечает. Впрочем, она меня тоже не видит, так как песню поет:

    2:1041

     

    2:1051

    Дай, Господи, нам многие лета,

    2:1108

    Многие лета — долгие годы!

    2:1164

    Дай долго жить, Спаса не гневить,

    2:1227

    Спаса не гневить, Божьих пчел водить,

    2:1298

    Божьих пчел водить, чистый воск топить —

    2:1380

    Богу на свечку, хозяевам на прибыль,

    2:1449

    Дому на приращение,

    2:1488

    Малым деткам на угощение!

    2:1538



     

    2:9

    Я тихонько на лавку решил присесть, песню дослушать, да крышку деревянную, на ведре с водой лежащую, зацепил. Вздрогнула Харитоновна, ко мне повернулась:

    2:291

    - Напужал, батюшка. А я вот тут для маковок и блинов мак тру да мед готовлю… Спас ведь медовый завтра.

    2:482

     

    2:492

    И действительно – первый Спас на дворе. Он еще с детства память оставил. Хотя тогда, в далеких шестидесятых, когда храмов единицы остались, а купола лишь в больших городах можно было увидеть, не понимали мы, пацанята, каникулы летние у бабушек и дедушек проводящие, чего это за «Спасы» такие, до которых ни меда, ни яблок есть не положено.

    2:1122

    Нет, яблоки мы благополучно ели, колхозных садов на всех хватало, да и в меде нам отказу не было, но вот блины с маковками, которые в мед с маком макаешь, только на Спас готовились, поэтому и особенными были.

    2:1498



     

    2:8

    Поэтому и застыл я в изумлении, когда в прихожанке нашей детство свое увидел. Ведь бабушка моя в таком же наряде одетая, точно так же в далеком-далеко в макитре мак растирала. Только мед в глиняную кринку налит был, но таким же лопухом прикрывался.

    2:460

     

    2:470

    Я решил не торопить Харитоновну и разговор о посте грядущем завел. Мол, опять две недели строгостей, а баба Анна мне в ответ:

    2:699

    - Так Успенки разве пост? Это Петровка – голодовка, а Спасовка – лакомка.

    2:843

    И действительно. Сплошные лакомства на столе. К Спасу все поспело, все созрело.

    2:990

     

    2:1000

    Пока размышлял над удивительно религиозно-житейским словом «Спас», который и праздник обозначает, и спасение утверждает, и стол хлебом-солью покрывает, Харитоновна мне еще одну мудрость поведала.

    2:1374

    - А знаешь, отец Лександра зачем завтра ты воды святить будешь?

    2:1491

    - Как не знать, знаю, – ответствовал я. — В этот день князь Владимир Русь крестил. Об этом и в предании нашем говорится.

    2:1717

    - Может оно конечно и так, — продолжала Харитоновна, — но то давно было, а вот я помню, что в день этот мы всю худобу на речку и к ставку гнали и ее там купали. Последний раз в году. Поэтому и называют Спас этот «мокрым» и воду освящают по церквам…

    2:469

     

    2:479

    Спорить с Харитоновной не хотелось, да и объяснения ее как-то спокойно на сердце ложились и никакого богословского сопротивления не встречали. Тем более, что попробуй-ка объясни, как можно было простому крестьянскому уму взять и дать празднуемому в этот день, 14 августа, еще одному событию – память семи мучеников Маккавеев, еще за 160 лет до Рождества Христова живших, вполне практическое применение, с уборкой и употреблением в пирогах да с блинами мака связанное? Созвучие слов, конечно, присутствует, но больно уж четко праздник этот именно в самый подходящий для него день расположился.

    2:1564



     

    2:9

    Долго в тот день слушал я рассказы Харитоновны о празднике да посте Успенском. Просто сидел, внимал, да реплики вставлял, а баба Анна, за разговором, мак весь перетерла, в стаканчик граненый высыпала, макитру сполоснула и на стол поставила, как бы почувствовала, что посуда эта свой штрих в моей жизни имеет…

    2:577

    Действительно имеет.

    2:619

     

    2:629

    ***

    2:636

    В старой бабушкиной хате, на родине моего отца, на месте которой сегодня лишь густой бурьян растет, да рядом заброшенный сад умирает, стоял в зале вросший в угол старинный шкаф для посуды. С полочками, ящиками и застекленными верхними дверцами. Посуда там находилась праздничная. Посуду эту только на Пасху, да Рождество доставали, и еще тогда, когда бабушкины дети, дядьки и тетка мои, в гости приезжали.

    2:1374

     

    2:1384

    Самую верхнюю полку старинного серванта, которой в те времена называли «буфет», торжественно украшала глиняная, расписанная разноцветными листиками макитра, в которой лежали самые главные документы, два крестика и иконка Спасителя.                                                                                                                                                      

    3:2852



     

    3:9

    В конце 60-х посуды добавилось, но старинная макитра свое главенство не оставила и все так же странно выделяясь среди современных рюмок и тарелок.

    3:278

    - Ба, — как то спросил я, — а почему ты чашку глиняную не уберешь?

    3:406

    Вздохнула бабушка, да и ответила, что если бы не неказистая на вид, сделанная и расписанная местным гончаром макитра эта, то и меня бы на свете не было.

    3:683

     

    3:693

    В 42-ом пришли немцы. Аккурат, к Спасу первому. Несколько дней в деревне пробыли и ушли дальше, к Сталинграду. Их сменили итальянцы, которые и подобрее, и поскромнее были. В бабушкиной же хате, на краю села у кургана и реки стоящей, трое немцев остались. За союзниками приглядывать.

    3:1202

     

    3:1212

    В саду стояло несколько ульев. За пчелами следить в тот жаркий военный и горестный год, когда немец рвался к Волге, было некогда, да и некому. Пчелы, наполнили ульи медом «под завязку» и стали лепить соты снаружи своего жилища.

    3:1636



    Бабушка по вечерам, распалив для дыма, отгоняющего пчел, сырую кукурузную кочерыжку, небольшими кусками соты эти срезала и детей своих, вкупе с непрошенными гостями, потчевала.

    3:325

     

    3:335

    В сам же день первого Спаса случилось несчастье. Напились двое немцев местного самогона и решили сверх меры медком побаловаться. День же был знойный, для пчел работящий, и поэтому, когда два пьяных мужика, совершенно внешне не вписывающихся в местную пастораль, решили вырезать заплывшие медом соты из самого улья, ринулись пчелы защищать свое жилище.

    3:981

     

    3:991

    Бабушка рассказала, что она в жизни такого крика не слышала, да еще на языке бусурманском. Из сада выскочили два немца, а за ними, кусая и преследуя, громадный рой пчел. Один из немцев, видимо, больше соображая в делах сельских, ринулся к речке, благо она неподалеку, а второй влетел в хату. Пчелы за ним. После крика, ругани и грохота опрокидываемых лавок и табуреток, немец выскочил на улицу с автоматом.

    3:1724

    Первая очередь, вырывая из земли кусочки травы, легла перед ногами бабушки, которая прикрыв собой трех сыновей, среди которых был и мой отец, стояла у сложенного из камня забора.

    3:326

    Второй очереди он сделать не успел.

    3:394

     

    3:404

    Между бабушкой и искусанным до неузнаваемости солдатом, встал третий немец с макитрой в руках, из которой он только что ел мед с маком. В макитру немец, зачем то поставил маленькую иконку, висевшую над столом.

    3:787

    Немец кричал, указывая на иконку:

    3:851

    - Пауль! Готт! Готт! Пауль! — а затем, повернувшись к перепуганной женщине с детьми, к моей бабушке с отцом и дядьками, тихо добавил:

    3:1095

    - Киндер, Пауль, киндер… нихт шизен…

    3:1175

     

    3:1185

    Не стрельнул больше немец. Живы все остались.

    3:1271

     

    3:1281

    Вот и стояла макитра эта, вместе с иконкой, на самом видном месте в бабушкином буфете до той поры, пока я не вырос. Не сохранилась только после смерти бабушки.

    3:1571



    Так что Спас для меня это не только мед, яблоки, мак и Праздник. Это еще и макитра, и немец, знающий Бога.

    3:189

                                                                                      

    3:485

    С Праздником!

    3:513

                                                                                                                                          

    3:991

    4:1496

     

    4:1506



    Протоиерей Александр Авдюгин 

    4:63

    Сохранить

    4:87
    • Не нравится
    • +13
    • Нравится

    ЕЩЕ НА ЭТУ ТЕМУ:

    14 августа Медовый Спас. История и обычаи праздника.

    14 августа Медовый Спас. История и обычаи праздника.

      14 августа по новому стилю (1 августа — по старому стилю), на протяжении многих лет народ отмечает хорошо всем известный праздник – Медовый
    Как в народе празднуют праздник Маковея!

    Как в народе празднуют праздник Маковея!

      14 августа по новому стилю в народе празднуют праздник Маковея, он же Первый Спас, он же Медовый Спас. А в церковном календаре он называется днем семи

    ВАС ТАКЖЕ ЗАИНТЕРЕСУЕТ:

    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    РАЗДЕЛЫ САЙТА
    Кто онлайн
    
    Всего на сайте: 72
    Пользователей: 0
    Гостей: 72
    РЕКЛАМА
    ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ
    по просмотрам по комментариям
    МЫ В СЕТЯХ
    soc soc soc soc soc