Йозеф Шульц - тот, который не стрелял...
Вермахт оставил о себе в мире страшную память. Но имя одного немецкого солдата в Сербии произносится с уважением. О нем был снят фильм, его имя — на страницах сербского учебника истории.
В июле 1941 года в Сербии в районе села Вишевец был разгромлен партизанский отряд. После тяжелого боя была проведена зачистка села, в ходе которой были арестованы 16 местных жителей, которых повели на расстрел. Им завязали глаза и поставили к стогу сена.
Солдаты стали против них и подняли винтовки. Все, кроме одного. Он подошел к офицеру и заявил, что не будет стрелять, так как эти люди невиновны: он солдат, а не палач.
Офицер напомнил солдату о присяге и поставил его перед выбором: или солдат возвращается в строй и вместе с другими выполнит приказ, или он встанет у стога вместе с осужденными. Несколько мгновений, и решение принято. Солдат положил винтовку на землю, направился к приговоренными к смерти сербам и встал рядом с ними. Имя этого солдата было — Йозеф Шульц.
Долгое время считалось, что вся эта история — коммунистическая пропаганда. Семья Шульца получила официальное извещение, что ефрейтор Йозеф Шульц якобы отдал свою жизнь за фюрера в бою с «бандитами» Тито. Но командир 714-й дивизии Фридрих Шталь в своем дневнике подробно описал этот инцидент. Были даже найдены фотографии, сделанные одним из участников расстрельной команды. На одной из них Йозеф Шульц, без оружия и каски направляется к стогу сена, чтобы встать среди расстреливаемых.
Точку в споре поставила проведенная в 1947 году эксгумация останков погибших. Среди 17-и захороненных один был в форме войск вермахта. Йозеф Шульц не погиб в бою, а был расстрелян. Командование дивизии решило скрыть позорный факт невыполнение солдатом приказа.
В биографии ефрейтора Йозефа Шульца нет ничего особенного. Он остался в семье за старшего, когда его отец погиб в Первую мировую и рано начал работать оформителем витрин. По воспоминаниям брата, Йозеф был спокойным и мягким, даже сентиментальным. Никогда не занимался политикой, не был ни коммунистом, ни социал-демократом.
На момент смерти ему было 32 года, человек с уже сформировавшимся мировоззрением. Он прекрасно знал, как наказывается в военное время солдат, отказавшийся выполнить приказ.
В Сербии на месте трагедии стоит памятник погибшим. На монументе закреплена табличка с именами и фамилиями расстрелянных. 17 фамилий: 16 — сербских и 1 — немецкая.
Автор документального фильма «Обыкновенный фашизм» кинорежиссер Михаил Ромм сказал:
«Нужно иметь немалое мужество, чтобы отдать жизнь за свою Родину. Но иногда не меньшее мужество нужно иметь, чтобы сказать «нет», когда все кругом говорят «да», чтобы остаться человеком, когда все кругом перестали быть людьми».