Меню
  • Главная
  • Разделы сайта
  • Форум
  • Помощь новичкам
  • Все о сайте
  • Картинки
  • Фотогалерея
  • Администрация
  • Обратная связь
  • Притчи и сказки

    Славянские боги

    1 376

    Боги славян, как и вся славянская общность, стали наследниками индоевропейских племен. Правда, за тысячелетнюю историю славянские боги несколько видоизменились, претерпев влияния от культов соседних племенных образований. 

    0:420

     

    0:430

    1:935

     

    1:945

    Более того, из общей древнеславянской общности выделились три ветви славян со своими собственными племенными и общеславянскими богами: западные, восточные и южные славяне. 

    1:1274

    При этом считается, что религиозный культ западных славян был более развит, чем восточных, например. Хотя это утверждение, скорее, спорно, чем истинно. 

    1:1560



     

    1:9

    Например, известный исследователь Рыбаков Б.А. отмечает, что за данным утверждением стоит лишь лучшее описание культов западных славян, тогда как о культах восточных славян сведения очень скудны и описаны теми, кто жил уже после «смерти» языческих богов. Культ же южных славян находился под очень сильным влиянием соседней христианской Византии. 

    1:666

     

    1:676

    Происхождение славянского слова «Бог»

     

    1:775

    Известный исследователь религиозных течений Токарев С.А. отмечает, что слово «Бог» имеет чисто славянское происхождение. В то же время оно родственно индоиранскому слову baga и древнеиндийскому bhaga. Основным значением данного слова стало «счастье» или «удача», а поэтому «богатый» у славян всегда имел счастье и удачу. 

    1:1408

     

    1:1418

    С течением времени смысл этого слова видоизменился, однако еще в XV веке оно встречается как разговорное: его вспомнили два боярина, спорившие о том, в чьей кике (жене) есть бог (счастье).

    1:1760



     

    1:9

    Боги восточных славян

     

    1:70

    О пантеоне богов славян говорить, скорее всего, нельзя, так как сам пантеон является заимствованным понятием из древних Рима и Греции. Если все же об этом понятии и говорить, то применительно к позднему времени, когда на Руси появилась государственность во времена князя Владимира, который в свой пантеон включил только 6 богов. 

    1:680

     

    1:690

    До этого времени каждый племенной союз поклонялся собственным местным богам. Более того, существование пантеона подразумевает наличие развитого культа с иерархией жрецов, однако на Руси таковых не было, а функции верховного жреца принадлежали, очевидно, великому князю. Вместо жрецов здесь было много знахарей, волхвов, гадалок. Скорее всего, что Русь так и не успела обзавестись жреческой иерархией, так как очень быстро наступило время христианства.

    1:1525



     

    1:9

    В пантеоне князя Владимира были такие боги: Перун, Хорс, Даждьбог, Сварог, Симаргл, Мокошь. Кроме этих официальных божеских ипостасей существовали некоторые другие древние божества. 

    1:355

     

    1:365

    В целом же, восточнославянский культ оставался аграрным. Интересен тот факт, что, как отмечает О.Н. Трубачев понятие «рая» у славян было исконным, тогда как такое понятие как «ад» оказалось заимствованным в христианские времена — его не существовало в языческие времена, о нем не знали.

    1:917

     

    1:927

    2:1432

     

    2:1442

    Перун

    В этом боге современные исследователи видят общеславянского бога. Однако, скорее всего, сходство Перуна у разных ветвей славян лишь лингвистическое. Некоторые считают, что и это сходство появилось поздней, а сами Перуны разных ветвей славян были очень разными. У восточных славян Перун отвечал за создание молний и грома. 

    2:2061

     

    2:9

    Об этом боге русичи знали еще в VI веке, о чем есть свидетельство византийского писателя Прокопия. Идолы Перуна обычно устраивали на возвышенностях. Во времена военной демократии этот бог стал символом власти князя и перестал быть только богом грома. Он возглавил пантеон богов киевского князя, став княжеским богом и его военной дружины. 

    2:639

     

    2:649

    Перемена оказалась очень существенной, так как до этого времени Перун не требовал человеческих жертвоприношений. Но с проведенной Владимиром реформой могла установиться и такая практика, о чем свидетельствует «Повесть временных лет», указывая на 983 год.

    2:1133

     

    2:1143

    Хорс

    В пантеоне князя Владимира этот бог занял второе место и, согласно предположению Рыбакова, располагался на холме, в Киеве, по правую руку от Перуна. Исследователи полагают, что Хорс — это бог, олицетворяющий Солнце. При этом большая часть исследователей сходятся на мысли об иранском происхождении этого бога. 

    2:1741



     

    2:9

    Ряд мнений связывают появление Хорса в язычестве славян с длительным соседством со скифскими племенами, хотя и относят это появление к разным периодам такого соседства. Мнение о Хорсе, как о солнечном боге, создано и удерживается только на версии об иранском происхождении этого бога.

    2:538

     

    2:548

    Даждьбог

    В этом боге также видят солнечную ипостась. Казалось бы, что с происхождением этого бога не должно быть трудностей, однако это далеко не так. Существует целый ряд мнений по этому поводу. Часть исследователей вообще не видят в нем бога, а лишь распространенное приветствие среди славян. Другая часть относит его происхождение к кельтскому Дагда, изменившемуся под иранским влиянием на Даждьбог. 

    2:1304

     

    2:1314

    Иные рассматривают в нем бога, дающего благосостояние, удачу и счастье.  Похоже на то, что Даждьбог также был княжеским богом, источником самой княжеской власти. В этом отношении он очень близок к скифскому культу Колаксая. Таким образом, Даждьбог выполнял две функции: подателя тепла, света и всякого блага, а также функцию источника княжеской власти.

    2:1966



     

    2:9

    Стрибог

    Этот бог также был в пантеоне Владимира. Сегодня еще точно не понимают с чем связывать этого древнеславянского бога. Но существуют косвенные свидетельства того, что Стрибога следует рассматривать как некую одушевленную силу природы. Многие исследователи сходятся во мнении, что такой силой может быть ветер, а поэтому и Стрибога следует рассматривать как бога ветра. 

    2:717

     

    2:727

    При этом некоторые мнения относят происхождение этого бога к индоевропейскому Небо-Отцу, а другие же противоречат ему, предполагая в этом боге чисто славянское происхождение.

    2:1055

     

    2:1065

    Симаргл

    Как и Стрибог, Симаргл также не вполне понятен современным исследователям. Согласно предположениям в нем можно видеть полубога, связывавшего небесный и земной миры. Рыбаков относит происхождение этого бога к индоевропейской мифологии, а поэтому видит в нем иранского Симурга, покровителя посевов, семян, корней. 

    2:1672



     

    2:9

    О функциях этого бога не знали уже древние переписчики, писавшие его имя с большим числом ошибок. Забелин же видит в этом боге заимствование из южного Причерноморья, из Боспора Киммерийского. Однако и Симарглу нашлось место в пантеоне Владимира.

    2:465

     

    2:475

    Мокошь

    Это единственное божество женского рода в княжеском пантеоне. Культ Мокошь, очевидно, был общеславянским и очень сильным у восточных славян. Мокошь покровительствовала прядению и ткачеству, а поэтому некоторые исследователи относят к сфере ее влияния ремесла. Также, ряд исследователей полагает, что эта богиня вовсе не случайно оказалась в пантеоне Владимира. 

    2:1171

     

    2:1181

    В ней склонны видеть жену Перуна. При этом Рыбаков сообщает, что культ Мокошь в язычестве славян играл первостепенную роль, пользовавшийся популярностью, прежде всего, у женщин.

    2:1511

     

    2:9

    Велес или Волос

    Это божество не вошло в княжеский пантеон. Однако на Руси этот бог был очень почитаем. Во-первых, он был антагонистом Перуну, а, во-вторых, Волос был чисто народным божеством, божеством «всей Руси». Перун же олицетворял власть князя, а поэтому был княжеским богом и его войска — государственным, так сказать. 

    2:629

     

    2:639

    Идол Волоса располагался под холмом, на котором Владимир расположил пантеон своих богов во главе с Перуном. Можно полагать, что Волос мешал Владимиру, поэтому в таком расположении идолов можно было видеть превосходство княжеского бога над народным и подчинение Волоса Перуну. В Волосе же видели скотьего бога, а также покровителя поэтов и разного рода сказителей.

    2:1312

     

    2:1322

    Сварог

    Культ этого бога был распространен по всей Руси. Этот бог был верховным божеством у восточных славян, пока не оказался сметен реформой Владимира, который возвысил непонятного для них бога Перуна. Сварог, очевидно, был богом-кузнецом, небесным огнем и самим небом. Исследователи усматривают в его происхождении индоарийское влияние, хотя многие указывают на праславянские формы имени этого бога.

    2:2072



     

    2:9

    В славянской мифологии были и некоторые другие божества. Реформа князя Владимира возвысила, хоть и общеславянского, однако мало кому из восточных славян понятного бога. До того верховным божеством восточных славян был, очевидно, Сварог. 

    2:455

     

    2:465

    При этом Перун, превращенный Владимиром из заурядного бога молний в княжеского, требовал, как оказалось, человеческих жертвоприношений, что еще больше было непонятно для восточного славянина. Более того, в пантеоне Владимира оказались боги иранского происхождения, что, в принципе, отвечало этническому составу Киева десятого века. 

    2:1087

     

    2:1097

    В его стенах большую часть жителей составляли хазары, евреи, население сармато-аланского происхождения. Князь в своей реформе не мог не учесть интересы этой части населения Киева, который в большей мере напоминал среднеазиатские города.

    2:1538



     

    2:9

    3:514

     

    3:524

    Боги западных славян

     

    3:580

    Святовит

    Гельмгольд, автор «Славянской хроники», увидел в этом боге верховное божество западных славян. Некоторые племенные союзы западных славян почитали в нем бога войны, а в некоторых из них Святовит играл роль доброго божества, бога плодородия, противостоящего Чернобогу. При этом происхождение этого бога рассматривают как чисто славянское, так как этимология названия этого бога восходит к слову «свет». 

    3:1373

     

    3:1383

    Другие исследователи полагают, что этот бог мог иметь корни в индоевропейской культуре. Гельмгольд в своих хрониках отмечал, что богу Свентовиту, богу земли ранской, по обыкновению ежегодно приносились человеческие жертвоприношения.

    3:1819



     

    3:9

    Триглав

    С этим божеством связывают вороного коня, его описывают также как трехглавого. При этом Эббон отмечает, что оно (божество) имеет глаза и уста, закрытые золотой повязкой. Головы Триглава наблюдают за тремя царствами: небом, землей и адом. Лицо Триглава скрыто повязкой для того, чтобы не видеть грехов людских.

    3:598

     

    3:608

    Чернобог

    Это божество зла в мифологии балтийских славян. Гельмгольд в своей хронике описывал ритуал распития ритуальной чаши, где упомянул о Чернобоге, как о главном злом боге западных славян. Чернобог противопоставлялся Белобогу или Святовиту, с ним связывалось все самое плохое. Петр Альбин писал о том, что славяне просили у Чернобога помилования, чтобы он не причинял им вреда ни в этой, ни в загробной жизни.

    3:1375

     

    3:1385

    Радегаст

    Многие в этом боге видят Сварожича, а поэтому отрицают существование Радегаста, считая его ошибкой поздних писателей, живших после Титмара Мерзебургского. Однако Радигаста выделяют в отдельного бога земли бодричей, отмечая схожесть его облика с греческим Меркурием. При храме этого божества жил конь, служивший для местных жрецов оракулом. Они смотрели, как он переступает через копья, что позволяло жрецам делать какие-то заключения, а на их основе они предсказывали исход событий.

    3:2300

     

    3:9

    Яровит, Ругевит и Поревит

    Эти боги почитались на острове Рюген балтийскими славянами, в городе Корениц. Вполне возможно, что Яровит было лишь вторым именем Ругевита. Яровит-Ругевит почитался как бог войны. При этом Ругевита Саксон Грамматик описывает как семиликого бога, увешанного семью мечами. В его руках находился еще и восьмой меч шириной в человеческий рост. 

    3:696

     

    3:706

    О функциях Поревита пока ничего неизвестно, однако известно, что он был пятиликим и без оружия. Яровита также причисляют к богам плодородия и вполне возможно, что он был общеславянским, так как у восточных славян был бог плодородия под именем Ярило.

    3:1166

     

    3:1176

    Других племенных богов как у западных (балтийских) славян, так и у восточных было довольно много. Что касается южных славян, то они очень рано столкнулись с христианской цивилизацией, а поэтому для них характерны, скорее всего, общеславянские боги. 

    3:1640



     

    3:9

    Специфика южнославянского язычества обозначилась лишь в персонажах низшей мифологии, среди которых Дабог, Бадняк, Божич. К тому же у них, как и у восточных славян, не успело появиться сословие жрецов, которые могли бы проводить культы, служить своим богам. У западных славян жреческое сословие успело сформироваться, а поэтому языческая религия у балтийских славян была крепче с четко оформленными культами.

    3:762

     

    3:772

    Боги периода военной демократии

     

    3:849

    Восточные славяне на протяжении веков покланялись верховному божеству под именем Сварог. Огромную роль в их религии играли такие божества как Мокошь, Велес. Однако в 980 году реформа киевского князя Владимира стала причиной возвышения не нового, однако мало понятного для восточного славянина бога Перуна. 

    3:1427

     

    3:1437

    Он стал богом князя и его военной дружины. В прежние века этот бог грома и молний был второстепенным, поэтому в возвышении его культа усматривается некоторая искусственность, которая позволила Владимиру создать надстройку формировавшейся в те времена государственности Киевской Руси. Кроме того, культ Перуна оказался кровожадным, в его отправлении требовались человеческие жертвы.

    3:2150



     

    3:9

    Такие же жертвоприношения нужны были и в почитании культа Святовита у балтийских славян. Хотя не все западные славяне почитали его в качестве бога войны — скорее, он стал таковым, эволюционировал вместе с племенным союзом, достигшим в своем развитии стадии военной демократии, основой которой является война и расширение территорий. 

    3:639

     

    3:649

    То же раздвоение функций наблюдается у Ругевита-Яровита: Яровит мог быть богом плодородия, а затем эволюционировать в Ругевита, бога войны и княжеской дружины.

    3:948

     

    3:958

    Вместе с тем, Владимир у восточных славян учредил целый пантеон богов, среди которых боги иранского происхождения, благодаря которым князь мог опереться в своей власти на разноликое население Киева. 

    3:1335

     

    3:1345

    И все же кровожадный культ Перуна оставался непонятным для киевлян и для остальных полян, проживавших по среднему течению Днепра, что очень скоро привело к проведению новой реформы, оказавшейся еще более кровопролитной. Христианизация Руси стала преградой для формирования «военного» культа Перуна и жреческого сословия этого культа. 

    3:1984



     

    3:9

    Культ же западных славян формировался быстрее, как и их военные демократии, что позволило оформиться там сословию жречества, уходившего с их богами с мировой арены еще очень долго.

    3:345
    • Не нравится
    • 0
    • Нравится

    ЕЩЕ НА ЭТУ ТЕМУ:

    А нам, чтоб выжить, нужно Небо!(Притча в стихах)

    А нам, чтоб выжить, нужно Небо!(Притча в стихах)

      Тяжёлый камень придавил Под горкой деревце худое, Он ствол у комля раздробил, Чуть-чуть на двое не сломил, Перемешав его с землёю. И пало бедное в
    Уроки мудрости (притча)

    Уроки мудрости (притча)

    Уроки мудрости   «Один человек пришел к своему Наставнику и спросил: — Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг? — Подожди,

    ВАС ТАКЖЕ ЗАИНТЕРЕСУЕТ:

    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    РАЗДЕЛЫ САЙТА
    Кто онлайн
    
    Всего на сайте: 54
    Пользователей: 0
    Гостей: 54
    РЕКЛАМА
    ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ
    по просмотрам по комментариям
    МЫ В СЕТЯХ
    soc soc soc soc soc