Славянские боги
Боги славян, как и вся славянская общность, стали наследниками индоевропейских племен. Правда, за тысячелетнюю историю славянские боги несколько видоизменились, претерпев влияния от культов соседних племенных образований.
Более того, из общей древнеславянской общности выделились три ветви славян со своими собственными племенными и общеславянскими богами: западные, восточные и южные славяне.
При этом считается, что религиозный культ западных славян был более развит, чем восточных, например. Хотя это утверждение, скорее, спорно, чем истинно.
Например, известный исследователь Рыбаков Б.А. отмечает, что за данным утверждением стоит лишь лучшее описание культов западных славян, тогда как о культах восточных славян сведения очень скудны и описаны теми, кто жил уже после «смерти» языческих богов. Культ же южных славян находился под очень сильным влиянием соседней христианской Византии.
Происхождение славянского слова «Бог»
Известный исследователь религиозных течений Токарев С.А. отмечает, что слово «Бог» имеет чисто славянское происхождение. В то же время оно родственно индоиранскому слову baga и древнеиндийскому bhaga. Основным значением данного слова стало «счастье» или «удача», а поэтому «богатый» у славян всегда имел счастье и удачу.
С течением времени смысл этого слова видоизменился, однако еще в XV веке оно встречается как разговорное: его вспомнили два боярина, спорившие о том, в чьей кике (жене) есть бог (счастье).
Боги восточных славян
О пантеоне богов славян говорить, скорее всего, нельзя, так как сам пантеон является заимствованным понятием из древних Рима и Греции. Если все же об этом понятии и говорить, то применительно к позднему времени, когда на Руси появилась государственность во времена князя Владимира, который в свой пантеон включил только 6 богов.
До этого времени каждый племенной союз поклонялся собственным местным богам. Более того, существование пантеона подразумевает наличие развитого культа с иерархией жрецов, однако на Руси таковых не было, а функции верховного жреца принадлежали, очевидно, великому князю. Вместо жрецов здесь было много знахарей, волхвов, гадалок. Скорее всего, что Русь так и не успела обзавестись жреческой иерархией, так как очень быстро наступило время христианства.
В пантеоне князя Владимира были такие боги: Перун, Хорс, Даждьбог, Сварог, Симаргл, Мокошь. Кроме этих официальных божеских ипостасей существовали некоторые другие древние божества.
В целом же, восточнославянский культ оставался аграрным. Интересен тот факт, что, как отмечает О.Н. Трубачев понятие «рая» у славян было исконным, тогда как такое понятие как «ад» оказалось заимствованным в христианские времена — его не существовало в языческие времена, о нем не знали.
Перун
В этом боге современные исследователи видят общеславянского бога. Однако, скорее всего, сходство Перуна у разных ветвей славян лишь лингвистическое. Некоторые считают, что и это сходство появилось поздней, а сами Перуны разных ветвей славян были очень разными. У восточных славян Перун отвечал за создание молний и грома.
Об этом боге русичи знали еще в VI веке, о чем есть свидетельство византийского писателя Прокопия. Идолы Перуна обычно устраивали на возвышенностях. Во времена военной демократии этот бог стал символом власти князя и перестал быть только богом грома. Он возглавил пантеон богов киевского князя, став княжеским богом и его военной дружины.
Перемена оказалась очень существенной, так как до этого времени Перун не требовал человеческих жертвоприношений. Но с проведенной Владимиром реформой могла установиться и такая практика, о чем свидетельствует «Повесть временных лет», указывая на 983 год.
Хорс
В пантеоне князя Владимира этот бог занял второе место и, согласно предположению Рыбакова, располагался на холме, в Киеве, по правую руку от Перуна. Исследователи полагают, что Хорс — это бог, олицетворяющий Солнце. При этом большая часть исследователей сходятся на мысли об иранском происхождении этого бога.
Ряд мнений связывают появление Хорса в язычестве славян с длительным соседством со скифскими племенами, хотя и относят это появление к разным периодам такого соседства. Мнение о Хорсе, как о солнечном боге, создано и удерживается только на версии об иранском происхождении этого бога.
Даждьбог
В этом боге также видят солнечную ипостась. Казалось бы, что с происхождением этого бога не должно быть трудностей, однако это далеко не так. Существует целый ряд мнений по этому поводу. Часть исследователей вообще не видят в нем бога, а лишь распространенное приветствие среди славян. Другая часть относит его происхождение к кельтскому Дагда, изменившемуся под иранским влиянием на Даждьбог.
Иные рассматривают в нем бога, дающего благосостояние, удачу и счастье. Похоже на то, что Даждьбог также был княжеским богом, источником самой княжеской власти. В этом отношении он очень близок к скифскому культу Колаксая. Таким образом, Даждьбог выполнял две функции: подателя тепла, света и всякого блага, а также функцию источника княжеской власти.
Стрибог
Этот бог также был в пантеоне Владимира. Сегодня еще точно не понимают с чем связывать этого древнеславянского бога. Но существуют косвенные свидетельства того, что Стрибога следует рассматривать как некую одушевленную силу природы. Многие исследователи сходятся во мнении, что такой силой может быть ветер, а поэтому и Стрибога следует рассматривать как бога ветра.
При этом некоторые мнения относят происхождение этого бога к индоевропейскому Небо-Отцу, а другие же противоречат ему, предполагая в этом боге чисто славянское происхождение.
Симаргл
Как и Стрибог, Симаргл также не вполне понятен современным исследователям. Согласно предположениям в нем можно видеть полубога, связывавшего небесный и земной миры. Рыбаков относит происхождение этого бога к индоевропейской мифологии, а поэтому видит в нем иранского Симурга, покровителя посевов, семян, корней.
О функциях этого бога не знали уже древние переписчики, писавшие его имя с большим числом ошибок. Забелин же видит в этом боге заимствование из южного Причерноморья, из Боспора Киммерийского. Однако и Симарглу нашлось место в пантеоне Владимира.
Мокошь
Это единственное божество женского рода в княжеском пантеоне. Культ Мокошь, очевидно, был общеславянским и очень сильным у восточных славян. Мокошь покровительствовала прядению и ткачеству, а поэтому некоторые исследователи относят к сфере ее влияния ремесла. Также, ряд исследователей полагает, что эта богиня вовсе не случайно оказалась в пантеоне Владимира.
В ней склонны видеть жену Перуна. При этом Рыбаков сообщает, что культ Мокошь в язычестве славян играл первостепенную роль, пользовавшийся популярностью, прежде всего, у женщин.
Велес или Волос
Это божество не вошло в княжеский пантеон. Однако на Руси этот бог был очень почитаем. Во-первых, он был антагонистом Перуну, а, во-вторых, Волос был чисто народным божеством, божеством «всей Руси». Перун же олицетворял власть князя, а поэтому был княжеским богом и его войска — государственным, так сказать.
Идол Волоса располагался под холмом, на котором Владимир расположил пантеон своих богов во главе с Перуном. Можно полагать, что Волос мешал Владимиру, поэтому в таком расположении идолов можно было видеть превосходство княжеского бога над народным и подчинение Волоса Перуну. В Волосе же видели скотьего бога, а также покровителя поэтов и разного рода сказителей.
Сварог
Культ этого бога был распространен по всей Руси. Этот бог был верховным божеством у восточных славян, пока не оказался сметен реформой Владимира, который возвысил непонятного для них бога Перуна. Сварог, очевидно, был богом-кузнецом, небесным огнем и самим небом. Исследователи усматривают в его происхождении индоарийское влияние, хотя многие указывают на праславянские формы имени этого бога.
В славянской мифологии были и некоторые другие божества. Реформа князя Владимира возвысила, хоть и общеславянского, однако мало кому из восточных славян понятного бога. До того верховным божеством восточных славян был, очевидно, Сварог.
При этом Перун, превращенный Владимиром из заурядного бога молний в княжеского, требовал, как оказалось, человеческих жертвоприношений, что еще больше было непонятно для восточного славянина. Более того, в пантеоне Владимира оказались боги иранского происхождения, что, в принципе, отвечало этническому составу Киева десятого века.
В его стенах большую часть жителей составляли хазары, евреи, население сармато-аланского происхождения. Князь в своей реформе не мог не учесть интересы этой части населения Киева, который в большей мере напоминал среднеазиатские города.
Боги западных славян
Святовит
Гельмгольд, автор «Славянской хроники», увидел в этом боге верховное божество западных славян. Некоторые племенные союзы западных славян почитали в нем бога войны, а в некоторых из них Святовит играл роль доброго божества, бога плодородия, противостоящего Чернобогу. При этом происхождение этого бога рассматривают как чисто славянское, так как этимология названия этого бога восходит к слову «свет».
Другие исследователи полагают, что этот бог мог иметь корни в индоевропейской культуре. Гельмгольд в своих хрониках отмечал, что богу Свентовиту, богу земли ранской, по обыкновению ежегодно приносились человеческие жертвоприношения.
Триглав
С этим божеством связывают вороного коня, его описывают также как трехглавого. При этом Эббон отмечает, что оно (божество) имеет глаза и уста, закрытые золотой повязкой. Головы Триглава наблюдают за тремя царствами: небом, землей и адом. Лицо Триглава скрыто повязкой для того, чтобы не видеть грехов людских.
Чернобог
Это божество зла в мифологии балтийских славян. Гельмгольд в своей хронике описывал ритуал распития ритуальной чаши, где упомянул о Чернобоге, как о главном злом боге западных славян. Чернобог противопоставлялся Белобогу или Святовиту, с ним связывалось все самое плохое. Петр Альбин писал о том, что славяне просили у Чернобога помилования, чтобы он не причинял им вреда ни в этой, ни в загробной жизни.
Радегаст
Многие в этом боге видят Сварожича, а поэтому отрицают существование Радегаста, считая его ошибкой поздних писателей, живших после Титмара Мерзебургского. Однако Радигаста выделяют в отдельного бога земли бодричей, отмечая схожесть его облика с греческим Меркурием. При храме этого божества жил конь, служивший для местных жрецов оракулом. Они смотрели, как он переступает через копья, что позволяло жрецам делать какие-то заключения, а на их основе они предсказывали исход событий.
Яровит, Ругевит и Поревит
Эти боги почитались на острове Рюген балтийскими славянами, в городе Корениц. Вполне возможно, что Яровит было лишь вторым именем Ругевита. Яровит-Ругевит почитался как бог войны. При этом Ругевита Саксон Грамматик описывает как семиликого бога, увешанного семью мечами. В его руках находился еще и восьмой меч шириной в человеческий рост.
О функциях Поревита пока ничего неизвестно, однако известно, что он был пятиликим и без оружия. Яровита также причисляют к богам плодородия и вполне возможно, что он был общеславянским, так как у восточных славян был бог плодородия под именем Ярило.
Других племенных богов как у западных (балтийских) славян, так и у восточных было довольно много. Что касается южных славян, то они очень рано столкнулись с христианской цивилизацией, а поэтому для них характерны, скорее всего, общеславянские боги.
Специфика южнославянского язычества обозначилась лишь в персонажах низшей мифологии, среди которых Дабог, Бадняк, Божич. К тому же у них, как и у восточных славян, не успело появиться сословие жрецов, которые могли бы проводить культы, служить своим богам. У западных славян жреческое сословие успело сформироваться, а поэтому языческая религия у балтийских славян была крепче с четко оформленными культами.
Боги периода военной демократии
Восточные славяне на протяжении веков покланялись верховному божеству под именем Сварог. Огромную роль в их религии играли такие божества как Мокошь, Велес. Однако в 980 году реформа киевского князя Владимира стала причиной возвышения не нового, однако мало понятного для восточного славянина бога Перуна.
Он стал богом князя и его военной дружины. В прежние века этот бог грома и молний был второстепенным, поэтому в возвышении его культа усматривается некоторая искусственность, которая позволила Владимиру создать надстройку формировавшейся в те времена государственности Киевской Руси. Кроме того, культ Перуна оказался кровожадным, в его отправлении требовались человеческие жертвы.
Такие же жертвоприношения нужны были и в почитании культа Святовита у балтийских славян. Хотя не все западные славяне почитали его в качестве бога войны — скорее, он стал таковым, эволюционировал вместе с племенным союзом, достигшим в своем развитии стадии военной демократии, основой которой является война и расширение территорий.
То же раздвоение функций наблюдается у Ругевита-Яровита: Яровит мог быть богом плодородия, а затем эволюционировать в Ругевита, бога войны и княжеской дружины.
Вместе с тем, Владимир у восточных славян учредил целый пантеон богов, среди которых боги иранского происхождения, благодаря которым князь мог опереться в своей власти на разноликое население Киева.
И все же кровожадный культ Перуна оставался непонятным для киевлян и для остальных полян, проживавших по среднему течению Днепра, что очень скоро привело к проведению новой реформы, оказавшейся еще более кровопролитной. Христианизация Руси стала преградой для формирования «военного» культа Перуна и жреческого сословия этого культа.
Культ же западных славян формировался быстрее, как и их военные демократии, что позволило оформиться там сословию жречества, уходившего с их богами с мировой арены еще очень долго.