
23 августа 80-летие победы в Курской битве - интересные факты
В России 23 августа вспоминают особую памятную дату — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве. Это событие стало переломным для хода Великой Отечественной войны и положило конец паритету Германии. В 2023 году исполняется 80 лет со дня знаменательной победы. Мы напомним вам об интересных фактах "Огненной дуги" - одной из ключевых битв Второй мировой войны.
Курская битва, известная также, как битва на Курской дуге, продлилась целых 50 дней, с 5 июля по 23 августа 1943 года. Она представляла собой не одно-единственное сражение, а множество отдельных боестолкновений.
Иногда Курскую битву называют Курской дугой, но это ошибочно. Курская дуга – это участок фронта возле города Курска, то есть место, а не событие.
Сражение под Прохоровкой произошло 12 июля 1943 года, и оно является частью Курской битвы. Это одно из самых массовых танковых сражений в истории, в нём приняло участие около 1300 танков и самоходных артиллерийских установок с обеих сторон, из них примерно 800 советских и 311 немецких, а также около 200 тысяч человек. Однако, сражение у станции Прохоровка закончилось неопределённо, и ни одна из сторон не сумела достичь намеченных целей.
В Курской битве было задействовано огромное количество людей и техники. К началу операции силы РККА здесь насчитывали около 1,3 млн солдат, 3444 танка, более 19 тысяч орудий и почти 2200 самолётов. Немцы располагали 900 тысячами солдат, 2578 танками и САУ, 2000 самолётов и примерно 10 тысячами орудий.
Как известно из учебников истории, именно Курск, Орёл и Белгород стали первыми советскими городами, которым было присвоено звание “Город воинской славы”. Курск получил его именно благодаря победе в битве на Курской дуге.
Общие человеческие потери в Курской битве составили около 255 тысяч человек у СССР и примерно 500 тысяч у Германии. РККА потеряла около 6000 танков и 1624 самолёта, Германия – около 2900 танков и 1700 самолётов.
Заметный вклад в победу в Курской битве внесли и партизаны. Они не только доставляли ценную информацию, но и наносили беспокоящие удары по немецким войскам, нарушая линии снабжения Вермахта.
В общей сложности в битве на Курской дуге участвовали около 2 млн человек, 6000 танков и 4000 самолётов. Немецкие генералы, командовавшие сражением, позднее в своих мемуарах писали, что именно после поражения в этом сражении Германия окончательно утратила инициативу на Восточном фронте.
В Курской битве с немецкой стороны принимали новейшие на тот момент немецкие танки “Тигр” и “Пантера”. Они представляли собой грозную силу, превосходя советский танк Т-34 по вооружению и броне, хоть и уступая в скорости, маневренности и ремонтопригодности. Однако, ещё до начала сражения подробная информация по новым немецким танкам поступила от советского разведчика Черняка, пребывавшего в Берлине и ставшего прообразом легендарного Штирлица.
Именно в ходе событий Курской битвы советская авиация завоевала решительное превосходство в воздухе. Она сохранила его вплоть до конца войны, показав лётчикам Люфтваффе, кто в небе главный.
По численности участников Курская битва превосходит даже Сталинградскую. Но она всё равно несопоставима с ней по масштабам – продлилась она меньше, и потери сторон тоже оказались менее значительными, хоть и всё равно огромными.
Помимо советских танков, в битве на Курской дуге принимали участие и английские, модели “Черчилль III”. Эти устаревшие машины были поставлены в СССР союзниками по ленд-лизу, и управляли ими советские танкисты.
В сражении под Прохоровкой немцы потеряли уничтоженными или просто выведенными из строя около 75% всех своих танков. Советские танкисты быстро выработали эффективную тактику – не имея возможности на равных сражаться с “Тиграми” и “Пантерами” лоб в лоб, они постоянно маневрировали и обходили вражеские машины с флангов, чтобы атаковать их менее защищённые бока и корму.
В Курской битве впервые приняли участие немецкие САУ (самоходные артиллерийские установки) “Фердинанд” в количестве 90 штук. Они были построены на шасси танка “Тигр” от компании “Порше”, который так и не был принят на вооружение. Как оказалось, советские орудия вообще практически не могли пробить броню “Фердинандов”, но эти тяжелобронированные машины оказались беззащитными перед советской пехотой из-за своей неповоротливости и отсутствия пулемётов, не предусмотренных изначальной их конструкцией.
Ещё перед началом битвы на Курской дуге советские командующие никак не могли определиться – обороняться им или наступать? Однако, когда разведка донесла, что немцы готовят наступательную операцию “Цитадель”, решение было принято – обороняться! После провала “Цитадели” Курская битва перешла в наступательную фазу, и немецким войскам было нанесено сокрушительное поражение.
В ходе сражения на Курской дуге немцы применяли самоходные танкетки “Голиаф”, эдакие гусеничные мины, управляемые издалека по проводу. “Голиафы” предназначались для уничтожения бронетехники и зданий, но они были дороги и сложны в эксплуатации, а потому не сыграли весомой роли.
Курская дуга сформировалась уже к 18 марта 1943 года, когда в активных боевых действиях наступила пауза. Но и советскому, и немецкому командованию эта пауза была нужна для того, чтобы собрать силы и перегруппироваться.
Немецкие генералы в своих мемуарах утверждали, что поражение в Курской битве привело Гитлера в неописуемую ярость. Он рвал и метал, и вину за поражение возложил на своих командующих.
Именно Курская битва “сломала хребет” гитлеровской Германии. После её окончания РККА проводила в основном наступательные операции, мощным натиском изгоняя захватчиков, и вскоре перенесла боевые действия на вражескую территорию.
Закончилась битва на Курской дуге 23 августа. Этот день сейчас является одним из дней воинской славы России, так как именно 23 августа 1943 года немецкие силы под Курском были окончательно разгромлены.
Коньяк генерала Катукова не дошел до Рейхстага
В ходе Курской битвы впервые за годы войны советское командование эшелонированно использовало крупные танковые формирования для удержания оборонительной полосы на широком фронте. Одной из армий командовал генерал-лейтенант Михаил Катуков, будущий дважды Герой Советского Союза, маршал бронетанковых войск.
Впоследствии в своей книге «На острие главного удара» он, помимо тяжелых моментов своей фронтовой эпопеи, вспоминал и один забавный случай, имеющий отношение к событиям Курской битвы. «В июне 1941-го, выйдя из госпиталя, я по дороге на фронт заскочил в магазин и купил бутылку коньяку, решив, что разопью ее с боевыми товарищами, как только одержим над гитлеровцами первую победу, - писал фронтовик. - С тех пор эта заветная бутылка путешествовала со мной по всем фронтам. И вот наконец долгожданный день наступил. Приехали на КП. Официантка быстро поджарила яичницу, я достал из чемодана бутылку. Уселись с товарищами за простой дощатый стол. Разлили коньяк, который навевал приятные воспоминания о мирной довоенной жизни. И главный тост - "За победу! На Берлин!"»
В ходе Курской битвы многие советские воины проявили героизм.
Свыше 100 тысяч участников тех боев награждены орденами и медалями, 231 стал Героем Советского Союза. 132 соединения и части получили гвардейское звание, а 26 удостоены почетных наименований Орловских, Белгородских, Харьковских и Карачевских.
Будущий трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб за время сражения под Курском сбил на своем истребителе 15 вражеских самолетов.
Участие в сражениях принимал и Алексей Маресьев. Двадцатого июля 1943 года во время воздушного боя с превосходящими силами противника он спас жизнь двум советским летчикам, уничтожив сразу два вражеских истребителя FW-190. Двадцать четвертого августа 1943 года заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка старший лейтенант А. П. Маресьев был удостоен звания Героя Советского Союза.
Судьба элитных танковых дивизий СС, принимавших участие в сражениях на Курской дуге, - «Лейбштандарта», «Мертвой головы» и «Райха» - в дальнейшем сложилась еще более печально. Все три соединения участвовали в боях с Красной армией в Венгрии, были разгромлены, а остатки пробились в американскую зону оккупации. Однако эсэсовских танкистов выдали советской стороне, и те понесли наказание, как военные преступники.
Для салюта в честь освобождения Орла и Белгорода израсходовали весь запас холостых снарядов в Москве.
В ходе Курской битвы были освобождены два ключевых города страны - Орел и Белгород. Иосиф Сталин распорядился устроить по этому поводу в Москве артиллерийский салют - первый за всю войну. Было подсчитано, что для того чтобы салют был слышен во всем городе, необходимо задействовать около 100 зенитных орудий. Такие огневые средства были, однако в распоряжении организаторов торжественного действа оказалось всего
1200 холостых снарядов (во время войны их в Московском гарнизоне ПВО в запасе не держали). Поэтому из 100 орудий можно было дать всего по 12 залпов. Правда, в салюте был также задействован кремлевский дивизион горных пушек (24 орудия), холостые снаряды к которым имелись в наличии. Тем не менее эффект от акции мог получиться не таким, как ожидалось. Решением стало увеличение интервала между залпами: в полночь 5 августа стрельба из всех 124 орудий велась через каждые 30 секунд. А чтобы салют был слышен в Москве повсеместно, группы орудий были расставлены на стадионах и пустырях в разных районах столицы.
Победа на Курской дуге приблизила открытие Второго фронта. В результате разгрома значительных сил вермахта на советско-германском фронте создались более выгодные условия для развертывания действий американо-английских войск в Италии, было положено начало распаду фашистского блока - потерпел крах режим Муссолини, Италия вышла из войны на стороне Германии. Под влиянием побед Красной армии возросли масштабы движения сопротивлений в оккупированных немецкими войсками странах, укрепился авторитет СССР как ведущей силы антигитлеровской коалиции.
В августе 1943 года Комитет начальников штабов США подготовил аналитический документ, в котором дал оценку роли СССР в войне: «Россия занимает доминирующее положение, - отмечалось в докладе, - и является решающим фактором в предстоящем поражении стран оси в Европе».
Не случайно президент Рузвельт осознавал всю опасность дальнейшего затягивания открытия Второго фронта. Накануне Тегеранской конференции он говорил своему сыну: «Если дела в России пойдут и дальше так, как сейчас, то, возможно, будущей весной Второй фронт и не понадобится».

