История Страстной Пятницы - что происходило в этот день
События Страстной Пятницы относятся к Страстям Христовым, произошедшим после Тайной вечери: арест, суд, бичевание и казнь. Распятие — кульминационный момент Страстей Христовых. Проследим хронологию Евангельских событий, которые начинаются поздним вечером четверга.
После Тайной вечери Христос с учениками направляются за город, в Гефсиманский сад.
Николай Николаевич Ге. Христос в Гефсиманском саду.
У входа в сад Иисус оставил учеников. Взяв с собой лишь троих избранных: Иакова, Иоанна и Петра, он пошёл на Елеонскую гору. Наказав им не спать, он отдалился для молитвы. Предчувствие гибели переполняло душу Иисуса, сомнения овладели им. Он, поддавшись своей человеческой природе, просил Бога-Отца пронести мимо чашу Страстей, однако покорно принял Его волю.
Икона "Моление о чаше"
Спустившись с горы, Иисус будит апостолов и говорит им, что предавший его уже приближается.
С отрядом воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, с фонарями и светильниками и оружием появляется Иуда и поцелуем выдает Христа.
"Поцелуй Иуды". Караваджо. 1602 год
Стражники хватают Иисуса. При попытке апостолов помешать им, Петр отсекает ухо рабу первосвященника Малху, но Иисус его исцеляет. Воины берут Христа под стражу, ученики разбегаются, лишь Петр и Иоанн тайком следуют за стражей, уводящей их учителя.
У Каиафы собираются книжники и старейшины. Первосвященники и старейшины и весь синедрион ищут лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти.
Иисус перед Синедрионом (первосвященниками)
Иисуса Христа обвиняют в богохульстве. Его избивают, хулят и требуют: «Прореки, кто ударил Тебя?». Иисус хранил молчание. Синедрион, собравшийся у Каиафы, приговаривает Христа к смерти.
Петра, следовавшего за Иисусом до синедриона, не впустили в дом. В прихожей он подошёл к очагу, чтобы согреться. Одна из служанок первосвященника, всмотревшись в греющегося у костра во дворе Петра, узнает его.
Петр трижды отрекается от Иисуса, и слышит, как поет петух. Исполняются слова Господа: «Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня». Петр в слезах уходит. Наступает рассвет.
Карл Генрих Блох. "Отречение Петра"
Утром Страстной пятницы Иисуса отвели в преторию, которая помещалась в бывшем дворце Ирода у башни Антония. Необходимо было получить от Понтия Пилата утверждение смертного приговора.
Суд у Пилата Иоанн описал подробнее остальных евангелистов. Видимо, это связано с тем, что он был хорошо знаком с первосвященником.
Понтию Пилату священники приводят Какого-то преступника, толком не объясняя, что Он натворил.
- Раз привели, значит, злодей, — огрызаются они.
- Ну и сами казните», — отвечает правитель.
Что, разумеется, звучит почти издевательски — приведение в исполнение смертного приговора в соответствии с местным законодательством без утверждения римской властью считалось самосудом и каралось достаточно строго.
О чем священники и напоминают:
- Нам не позволено никого предавать смерти.
Пилат вызывает обвиняемого и начинает допрос.
Обвинение в попытке узурпации власти («Царь Иудейский») Христос отрицает:
- Царство Мое не от мира сего.
К философским беседам об истине Пилат не готов, поэтому просто говорит иудеям, что вины не нашел, и предлагает Обвиняемого отпустить к празднику.
Иисус и Понтий Пилат
Иудеи упорно требуют наказания Иисусу. Пилат ничего не понимает: может, они удовлетворятся бичеванием?
Но обвинители непреклонны: казнить! И добавляют новое обвинение:
- Называл Себя Сыном Божьим.
Это римскому чиновнику более понятно: это император — сын богов, так что дело приобретает политическую окраску. Надо разобраться, но Иисус не отвечает. Доказать Его вину невозможно, но тут начинается шантаж: первосвященники угрожают, что донесут императору на наместника, игнорирующего «оскорбление величества».
Пилат был недоволен тем, что его вмешивают в это дело, и отсылает Спасителя к Ироду Антипе.
Ирод радуется встрече с Иисусом Христом, потому что давно надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, но Спаситель не отвечает. Первосвященники и книжники стоят рядом и продолжают обвинения. Насмеявшись над Христом, Ирод одевает Его в светлую одежду и отсылает обратно к Пилату.
Между Пилатом и Иродом устанавливается дружба.
Пилат созывает первосвященников и народ. Он предлагает, по обычаю праздника отпустить одного из узников: разбойника Варавву или Иисуса. Однако толпа, подстрекаемая первосвященииками, требует отпустить не Иисуса Христа, а Варавву.
Пилат колеблется, но в итоге приговаривает Христа, однако, при этом использует не формулировку первосвященников. Умывание рук Пилатом — знак того, что он не хочет вмешиваться в происходящее. Пилат приказал бичевать Иисуса (обыкновенно бичевание предшествовало распятию).
Джеймс Тиссо. "Бичевание Иисуса"
Поздним утром Страстной пятницы воины отводят Христа в преторию, собирают весь полк, одевают Его в багряницу и возлагают на голову терновый венец. Его бьют по голове тростью, плюют и насмехаются, становясь на колени и кланяясь Ему как Царю. Чтобы осмеять Иисуса, «Царя Иудейского», на него надевают красную власяницу, венец из терновника и дают в руки жезл.
Маттиас Стомер. "Увенчание Иисуса терновым венцом"
Пилат выводит Христа в венце и багрянице к народу, надеясь, что вид Его страданий смягчит людей. Народ требует казнить Христа и отпустить Варавву. Пилат умывает руки и предает Христа на распятие.
С Него снимают багряницу, одевают в Его собственные одежды ведут на смерть.
Иван Глазунов. "Распни его"
Иисус приговорён к позорной казни через распятие вместе с двумя разбойниками. Местом казни была Голгофа, расположенная за городом. Время — около полудня Страстной пятницы. Место действия — подъем на Голгофу. Приговорённый должен был сам нести крест до места казни. За Христом следовали плачущие женщины.
Икона "Несение креста Господня на Голгофу"
По дороге на Голгофу воины встречают Симона Киринеянина, шедшего с поля. Так как Христос падал под тяжестью креста, солдаты заставляют Симона помогать нести крест за Иисусом.
В час третий по иудейскому исчислению, что соответствует 9 утра, Спасителя распинают на Кресте. Над головой Иисуса к кресту прикрепляют табличку с надписью на надписью еврейском, греческом и латинском языках: «Царь Иудейский».
Распявшие Христа воины стерегут его и делят Его одежды. Каждому воину достается по части, но тканый сверху хитон они поделить не могут и бросают о нем жребий.
По обеим сторонам от Христа были распяты два разбойника. Один из них хулит Христа, Второй просит: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»
Через некоторое время Христос, мучимый жаждой попросил пить. Один из солдат, стерегущих Христа, обмакнул в губку в смесь воды с уксусом и на трости поднёс к его губам.
Иисус, увидев у подножия Креста Свою Матерь, поручает ее заботе стоящего рядом ученика – по преданию Иоанну Богослову, автору Евангелия, в котором упоминается это событие.
Христос был Сыном Своей Матери — и Он знал, что Она будет страдать больше кого бы то ни было. Именно этому страданию и посвящены последние минуты Великой Пятницы:
- Избавь Меня от боли, возьми Меня с Собой, Сын Мой и Бог Мой! Не будет Мне больше радости, — плача говорила Непорочная, — Свет Моя и Радость Моя сошла во гроб. Но Я не оставлю Его одного — умру здесь же, буду погребена с Ним!
Христос обращается к Матери с обещанием Своего Воскресения, и Она принимает это обещание.
Но это сейчас мы знаем о Воскресении уже почти две тысячи лет. А тогда у гроба плакала осиротевшая Мать-Дева, Которой предстояло остаться одной на белом свете. Заботы о Ней умирающий Сын поручил Своему ученику — но для чего Ей жить дальше?
Если бы Воскресения не было, матери умирали бы от горя в тот же миг, как их детей снимали с Креста, как только фиксировалось время констатации смерти в реанимации, как только приходила похоронка из части, где служил сын… Но Одна Мать дождалась Встречи с Сыном, а значит, и остальные дождутся...
Страдания распятого были столь велики и невероятно мучительны, а к тому же и длительны (иногда распятые висели на крестах, не умирая, по трое суток и даже более), что казнь применялась лишь к самым большим преступникам и считалась самой ужасной и позорной из всех видов казни. Дабы руки не разорвались преждевременно от ран, под ноги иногда прибивали подставку-перекладину, на которую распинаемый мог встать. На верхнем, оставшемся свободном конце креста, прибивалась поперечная дощечка с написанием вины распятого.
Христос страдает около трех часов под палящим иерусалимским солнцем. Лука говорит, что Его мучение сопровождалось «тьмой по всей земле» от шестого до девятого часа.
Среди неописуемых страданий Господь не оставался совершенно безмолвным: Он семь раз говорил с креста в Великую Пятницу.
Первыми Его словами была молитва за распинателей:
- Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят..
Вторыми словами Своими Он удостоил благоразумного разбойника райского блаженства. Один из разбойников обратился к Нему с покаянными словами: «Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое!» Эти удивительные слова свидетельствовали о силе веры покаявшегося разбойника. Страждущего, измученного, умирающего он признает Царем, который придет в Царствие Свое, Господом, Который оснует это Царство. Это такое исповедание, которое не под силу было даже ближайшим ученикам Господа, не вмещавшим мысли о страждущем Мессии. Это его исповедание заслужило высочайшую награду, какую только можно себе представить.
- Ныне же будешь со Мною в раю – сказал ему Господь.
То есть сегодня же он войдет в рай, который вновь откроется для людей через искупительную смерть Христову в Великую Пятницу.
Третьими словами — поручил Свою Пречистую Матерь св. апостолу Иоанну.
Четвертые слова Его – возглашение: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?»
Пятое слово – «Жажду»
Шестое – «совершилось»
Затем Спаситель произносит последние слова: «Свершилось. Отче! в руки Твои предаю дух Мой» и испускает дух.
Меркнет солнце. Храмовая завеса раздирается надвое. Происходит землетрясение.
Что это была за тьма? Солнечное затмение? Ветер из пустыни — «хамсин», несущий слепящий песок, затмевающий солнце? Грозовая туча? В любом случае:
«Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на Кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся, вся сострадаху Создавшему вся».
Эта тьма — эхо Его предсмертного крика. Бог не может умирать! Человек не должен умирать!
Евангелие свидетельствует, что в этот момент смерти Иисуса «завеса в храме разорвалась надвое, сверху до низу», то есть сама собой разодралась на две части та завеса, которая отделяла Святилище в храме от Святого Святых. Это символизировало собой прекращение Ветхого Завета в Великую Пятницу и открытие Нового Завета, который отверзал людям вход в закрытое дотоле Царство Небесное.
«Земля потряслась» – произошло сильное землетрясение, как знак гнева Божья на тех, кто предал смерти Сына Его Возлюбленного.
От этого землетрясения «камни распались», то есть скалы расселись, и открылись делавшиеся в них погребальные пещеры. В знамение победы Господа над смертью – «многие тела усопших святых воскресли» – воскресли погребенные в этих пещерах тела умерших, которые на третий день, по воскресении Господа, явились в Иерусалиме знавшим их людям.
Страшному уроку сострадания, преподанному Господом, вняла природа, но не люди. Только безымянный благоразумный разбойник пожалел невинного Страдальца: «Он ничего худого не сделал». Остальные — только после Его смерти, увидев великие знамения, начинают осознавать, что натворили.
Все эти чудесные знамения, сопровождавшие смерть Господа, произвели столь сильное, потрясающее действие на римского сотника, что он произнес:
- Воистину Он был Сын Божий!
Предание говорит, что этот сотник, по имени Лонгин, стал христианином и позже мучеником за Христа.
Чтобы ускорить смерть распятых (был канун пасхальной субботы, которая не должна была омрачаться казнями), первосвященники приказывают перебить им голени. Однако Иисус был уже мёртв. Один из солдат ударяет Иисуса копьём в рёбра — из раны потекла кровь, смешанная с водой.
Тайный ученик Христа – Иосиф из Аримафеи, член Совета старейшин, просит у Пилата позволения снять тело Иисуса.
По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и делались добычей птиц, но можно было, испросив разрешения начальства, предавать их погребению.
Пилат выразил удивление тому, что Иисус уже умер, так как распятые висели иногда по несколько дней, но, проверив через сотника, который удостоверил ему смерть Иисуса, повелел выдать тело Иосифу.
Другой почитатель Иисуса, Никодим, помог Иосифу снять тело с креста.
Иосиф купил плащаницу – длинное и ценное полотно. Никодим и Иосиф взяли около ста литров состава из смирны и алоя, умастили Тело, по обычаю, благовониями, обвили плащаницей, как обыкновенно погребают иудеи, и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа, находившемся неподалеку от Голгофы.
Так как солнце уже склонялось к западу, все делалось хотя и старательно, но очень поспешно. Привалив камень к дверям гроба, они удалились. За всем этим наблюдали женщины, стоявшие прежде на Голгофе.
Евангелист Матфей сообщает еще об одном важном обстоятельстве, происшедшем на другой день после погребения, то есть в субботу.
Первосвященники и фарисеи пришли к Пилату и попросили его дать распоряжение об охране гроба до третьего дня. Просьбу свою они мотивировали заявлением:
- Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: «после трех дней воскресну». Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтоб ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: «Воскрес из мертвых»; и будет последний обман хуже первого.
"Первым обманом" они называют здесь то, что Господь Иисус Христос учил о Себе как о Сыне Божьем, Мессии, а "последним обманом" – проповедь о Нем как о восставшем из гроба Победителе ада и смерти. Этой проповеди они боялись больше, и в этом они правы были, что показала и вся дальнейшая история распространения христианства.
На эту просьбу Пилат ответил им сухо:
- Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете.
В распоряжении членов синедриона находилась на время праздников стража из римских воинов. Пилат предлагает им, использовав эту стражу, сделать все так, как они сами хотят, дабы потом они никого не могли винить ни в чем.
Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать, то есть, камень, которым он был закрыт, шнуром и печатью, в присутствии стражи, которая потом осталась при гробе, чтобы его охранять.
Таким образом, злейшие враги Господа, сами того не подозревая, подготовили неоспоримые доказательства Его славного воскресения из мертвых.