Санкт-Петербург. Летний сад
Всего через год после основания Петербурга, в 1704 году, на болотистом берегу Невы напротив Петропавловской крепости по приказу Петра начались работы по разбивке большого парка, который получил романтическое название "Летний сад". Отведенная для этого территория тянулась от Невы до современного Невского проспекта, но за триста с лишним лет центр Петербурга изменился настолько, что название "Летний сад" закрепилось лишь за небольшой частью прежнего огромного парка. Сегодня это фактически зеленый остров, который окружают Фонтанка, Мойка, Лебяжья канавка и Нева.
Лебяжий канал и Летний сад
Лебяжья канавка
Вид на Фонтанку из Летнего сада
Летний сад создавался в модном тогда в Европе "регулярном стиле", который еще называли "французским". Аллеи в таких парках располагались симметрично, сходились и расходились, образуя площадки правильной геометрической формы, на пересечении аллей устанавливали скульптуры и фонтаны, из зелени создавали причудливые беседки, галереи, лабиринты. Сад украшали южные растения, высаженные в специальные кадки, партеры с яркими цветами, фигурные клумбы. Такие парки становились как бы продолжением дворцовых залов и анфилад.
Летний сад делился каналом на две части: парадную и хозяйственную. Парадная часть примыкала к Неве, здесь при жизни Петра летом проходили ассамблеи и торжества в честь побед в Северной войне. В боковых аллеях накрывали столы, а в самой большой средней устраивали танцы. Аллеи были украшены скульптурами, которые по приказу Петра доставили в Петербург из Италии. Царь хотел, чтобы скульптуры стали не просто украшением парка, но и способствовали просвещению гостей: каждая из них олицетворяла какое-то понятие — времена года, стихии, время суток, кроме того, некоторые скульптуры изображали героев античных мифов.
Скульптура Слава. П. Барата, Италия, 1718 г.
В южной части парка, которая считалась хозяйственной, находились каменная галерея, скульптурная мастерская, теплицы, пруд, где разводили карпов, здесь росли фруктовые деревья, были устроены грядки с "поваренными травами". Петр называл эту часть сада царским огородом.
В Летнем саду находился и первый дворец русского царя. Сначала выстроили деревянный дом, а в 1712 году по проекту архитектора Доменико Трезини был возведен каменный дворец, который можно увидеть в Летнем саду и сегодня. Летний дворец Петра I выглядит очень просто и строго, его украшают лишь барельефы на фасадах, выполненные по мотивам античной мифологии и прославляющие победы России над Швецией в Северной войне. Залы дворца украшены живописью, лепкой, изразцами, декоративными росписями.
Барельеф на Летнем дворце Петра I
автор: Дмитрий Казаков
Особой достопримечательностью Летнего сада были фонтаны. Некоторые из них находились в "зеленых лабиринтах", в боковых аллеях, а в центре сада устроили самый большой пятиструйный фонтан. Фонтанные водоемы отделывали мрамором, пудожским камнем, раковинами, их украшали мраморные или даже позолоченные статуи, бюсты, вазы. Воду для фонтанов с помощью специального устройства подавали из Безымянного Ерика, поэтому за этой рекой быстро закрепилось название "Фонтанная река", а потом и просто "Фонтанка". К сожалению, фонтаны в Летнем саду просуществовали только до 70 годов 18 века: катастрофическое наводнение 1777 года их уничтожило.
Летний сад. Фонтан "Пирамида" на Центральной аллее
Рядом с Летним садом находился Большой луг, там устраивали смотры войск, фейерверки, праздновали знаменательные события. Теперь это место знакомо всем как Марсово поле.
Летний сад стал первым в России парадным публичным парком, в котором, на европейский манер, не только отдыхали, но и устраивали официальные государственные праздники и даже принимали иностранных гостей. С тех пор прошло уже больше 300 лет, Летний сад давно перестал быть закрытой императорской резиденцией, но нет, наверное, в центре Петербурга более любимого и романтического места.
Текст подготовила Галина Дрегуляс
Ворота ограды Летнего сада
Украшение сада – решетчатое ограждение со стороны реки Невы было исполнено в 1773-1786 гг. по проекту архитектора Фельтена.
Боскет «Менажерийный пруд»
Нижне-Лебяжий мост (Первый Царицынский)
Фонтан «Коронный»
Скульптура Беллона. А. Тальяпьетра, Италия, 1718 г.
Скульптурные работы Бората, Боцацца и других мастеров из Италии 17-18 века сохранились, украшают его аллеи до сих пор и являются самым старинным собранием в России садовых скульптур. Образы античных богов и героев древности по замыслу Петра I должны передавать его идеи построения и преобразования государства Российского
Скульптура Юность. А. Тарсиа, Италия, 1722 г.
Аполлон Бельведерский и Диана
Фонтан на третьей площадке
Парадный партер
Фонтан «Царицын»
Фото Летнего сада
автор: Дмитрий Казаков
Летний сад
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.
И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.
А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.
Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви
И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.
Ахматова А.А. 1959