
Тайны острова Сейбл - кораблекрушения и лошади
Остров Сэйбл окутан тайной с момента открытия и до наших дней. Даже его название и история открытия до сих пор не имеют чёткого определения. Учёные расходятся во мнениях о первооткрывателях острова. Остров Сейбл особо известен двумя вещами — затонувшими у берегов кораблями и дикими лошадьми. Только с 1800 года на нём затонуло более 350 кораблей, а уж сколько людей пропало! На этом клочке земли не прижились ни деревья, ни злаки, ни домашняя живность. Даже двуногие поселенцы, освоившие почти весь мир, здесь не остались. Одни только лошади смогли покорить эти песчаные дюны.
СЕВЕРНОЕ КЛАДБИЩЕ АТЛАНТИКИ
Остров Сейбл — небольшой остров в виде полумесяца, расположенный в 300 км к юго-востоку от Галифакса, провинция Новая Шотландия, Канада. Слово Сэйбл в разных интерпретациях означает и песок, и чёрный, и сабля, и песец. Каждому по душе свой перевод. Скорее всего — это чёрный песок, но не по цвету последнего, а по свойствам, которые приписываются чудо-острову.
На карте Мирового океана обозначены течения тёплые и холодные, которые по каким-либо причинам появились в этих бескрайних водах. Гольфстрим, например, начинает свой тёплый бег из Мексиканского залива, а Лабрадорский холодный поток — возле ледяной Гренландии — родины снежной королевы господина Андерсена. И вот там, где соприкасаются эти лёд и пламень, возник остров Сэйбл. О нём придумано много легенд.
Помимо официального названия у него есть и другие. Например, «пожиратель кораблей», или «Северное клабдище Атлантики». Эти названия даны острову за то, что в его прибрежных зыбучих песках нашли свой конец многие суда, начиная ещё с незапамятных времён.
Размеры острова Сейбл — 42 км в длину и 1, 5 км в ширину. А это значит, что с любой точки на острове видно обе стороны океана. Несмотря на протяженность и отличительную форму, остров — настоящая загадка навигации: Сейбл славится тем, что корабли регулярно и непреднамеренно проплывают его мимо. А те, кто доплывают до острова, остаются у его берегов навсегда.
Остров Сэйбл принадлежит Канаде, но его географическое местоположение настолько неопределённо, что через несколько лет он, может быть, достигнет берегов Португалии. Такой вот летучий голландец. Уникальная способность острова за год передвигаться на двести с лишним метров к востоку, не позволяет точно определить его координаты. А всё потому, что два течения спорят между собой. И на месте их раздора появилась эта песчаная полоса, где почти всегда шторм.
Ясное небо на восходе, яркое тёплое солнышко и безоблачное небо вдруг сменяются тучами и ветром.
Суда, идущие мимо этого маленького монстра, совсем не знают об уготованной им судьбе. Песок, из которого состоит Сэйбл, имеет свойство принимать оттенки моря, и остров за огромными волнами становится совершенно незаметным. Капитан ведёт своё судно прямо в объятия зыбучих песков этого острова. И не то, страшно, что корабль садится на мель, а то, что выбраться отсюда невозможно. Бездонные пески постепенно забирают к себе корабль и весь экипаж.
Первый известный случай произошел в 1583 году: английский корабль «Восторг» потонул вместе с матросами. Те несчастные, кто выживал, замерзали зимой — климат на острове несладкий.
В 1802 году после нескольких катастроф, в которых Англия потеряла за год три прекрасных судна и большое количество ценностей, перевозимых на них, было решено поставить на острове маяк и поселить спасательную команду. С этого момента остров стал постоянно обитаем, а количество кораблекрушений сократилось.
Последняя катастрофа у берегов случилась в 1947 году, однако вся команда судна Manhasset была спасена.
За эти годы остров забрал около пятисот судов в свои смертельные объятия. Сколько их было на самом деле, не знает никто.
Однажды, после очень длительного шторма пески раздвинулись и показали свои сокровища. В этой огромной яме было обнаружены останки восьми судов, включая римскую галеру.
Постоянного человеческого населения на острове нет. Летом сюда приезжают исследователи и ученые для метеорологических и натуралистических наблюдений.
ЛОШАДИ ОСТРОВА СЕЙБЛ
На 2016 год на острове обитало более 550 диких лошадей. Предки животных — лошади, конфискованные во время массовой депортации французских поселенцев из атлантических провинций Канады в XVIII веке.
В 1760 году на бесплодный клочок песка животных завез торговец Томас Хэнкок. Лошади Хэнкока представляли собой разношерстный табун — представителей андалузской, бретонской, берберской и нормандской пород. Всего — 60 голов. Остров сыграл роль «депозита»: популяцию лошадей оставили плодиться и множиться, чтобы люди могли периодически приезжать и «снимать проценты» — отлавливать коней для продажи.
Чуть позже люди кое-как освоили здешние места — в 1801 году на Сейбл открыли спасательную станцию, и парочку местных лошадей приспособили возить людей и грузы. На этом функции лошадей заканчивались. За 40 лет копытные стали почти ни на что не годны.
Меньше чем за век лошади породнились друг с другом. Бедный генофонд и не менее бедные условия стали причиной массы болячек. Скудная диета из малопитательной прибрежной травы тоже дала свой результат — кони уменьшились в размерах. Породистые скакуны превратились в мелких и больных коников.
Лошади так долго жили в изоляции, что на острове появился местный вид — сейблские пони. Они меньше обыкновенных диких лошадей и обычно имеют темный окрас.
В XX веке зоозащитники забили тревогу - популяция уникального вида начала сокращаться. В 1960 году правительство Канады предоставило лошадям и пони полную защиту от человека.
Чтобы поправить ситуацию, в первой половине 19 века на остров завезли новую партию породистых скакунов — клайдесдейлов, морганов и чистокровных верховых. Затея значительных результатов не дала, к концу 1950 годов лошади острова Сейбл оставались довольно чахлыми.
Лошади вымирают не только из-за человеческого фактора: около 1% погибает каждый год из-за переохлаждения и недостатка пропитания.
В 1960 году правительство приняло решение вывезти всех лошадей с острова. С одной стороны, это забота о самих животных, с другой — защита острова от инвазивного вида.
Однако это решение вызвало общественный резонанс — за 300 лет лошади стали символом острова. Про них снимают фильмы, пишут детские книги. Даже шарфики с их изображением шьют! Власти не просто передумали трогать коней, но и сделали их вместе с островом неприкасаемыми на законных основаниях, — до сих пор, чтобы попасть на остров, требуется письменное разрешение.
С тех пор учёные всё думают: оставлять лошадей на острове или нет. С одной стороны, кони отлично вписались в местную экосистему. Копытные едят траву и производят удобрение для роста этой же самой травы. Помимо них на острове больше нет травоядных, что могли бы это делать. А зелень на Сейбл ой как важна — корни растений хоть немного задерживают верхнюю часть почвы и защищают остров от разрушения.
Во-вторых, после того, как лошади и остров получили статус неприкасаемых, на бесплодных землях стало по-настоящему оживленно.
Как только на Сейбл перестали пускать кого не попадя, серые тюлени нашли здесь приют.
В 1960 году на песчаных пляжах острова насчитывалось около 200-300 новорожденных детёнышей, а в 2004 году их стало уже 50.000!
С другой стороны, качество жизни лошадей очень страдает. Хоть популяция лошадей и насчитывает всего 500 голов, Сейбл — далеко не райское местечко. Ветер и сырость — лишь меньшие из бед. Куда хуже на здоровье животных сказывается скудный рацион из грубых и не самых питательных растений рода аммофил — такая жёсткая длинная трава, что растет на пляже.
Вся еда на острове из-за ветра щедро посыпана песком, так что нагрузка на зубы копытных лошадиная.
Ещё одна проблема — паразиты. Дело в том, что на острове никто за лошадьми не убирает. Все нечистоты, что выходят из коней, остаются в почве и воде. В том числе и патогенные организмы — паразиты. Когда лошади пьют и едят, все вредители попадают обратно в организм хозяина.
Поэтому самцы на острове в среднем живут около 6 лет, а самки — всего 4.5 года. Это очень мало — для сравнения, обычная домашняя лошадь может дожить до 30 лет!
Около 350 видов перелётных птиц используют эту землю в качестве временного пристанища. А некоторые из них оставляют здесь своё потомство. Коренными пернатыми обитателями являются овсянка саванная и розовая крачка.
Единственным же сухопутным млекопитающим, кроме человека, на этом острове являются дикие лошади острова Сейбл. Всё это многообразие природы вдохновило в 2010 году власти Канады на организацию здесь Национального парка, который называется Сэйбл-Айленд.
Сейчас остров практически безопасен для кораблей, проходящих мимо, благодаря круглосуточной работе маяка и радиомаяка. Добраться сюда самостоятельно непросто. Обязательно нужно разрешение властей. Но все старания окупятся с лихвой, только вы ступите на землю этого загадочного кусочка суши.

