Легенды и тайны Эрмитажа - 13 историй
В Эрмитаже хранится около 3-х миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. В собраниях музея представлены предметы, начиная с каменного века и заканчивая современностью. И среди всех этих выдающихся сокровищ есть весьма уникальные экспонаты, которые можно отнести к категории таинственных объектов. Старинные артефакты — свидетели прошедших эпох, пробуждают фантазию и нередко вызывают мистические чувства.
В городе туманов и белых ночей любят истории о призраках, загадочных явлениях и зловещих знаках. А древние боги, застывшие каменными изваяниями, кажутся только спящими, ожидающими своего часа, чтобы пробудиться и явить сверхъестественную силу. Эрмитаж — настоящий кладезь для собирателей местных тайн и легенд. Какие загадки хранит главный музей Петербурга — читайте в нашей статье.
1. Исполняющие желания атланты
Десять фигур атлантов поддерживают портик Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы. Петербуржцы уверены, что исполины охраняют город и его жителей, а также исполняют сокровенные желания.
Возможно, такое поверье пошло ещё со времён блокады Ленинграда, когда снаряд угодил прямо в портик. Атланты сильно пострадали, но выстояли. Теперь к несгибаемым колоссам приходят люди со своими чаяниями. Если вы хотите заручиться поддержкой гиганта, дотянитесь до большого пальца его правой ноги и загадайте желание.
2. Тайна часов «Павлин»
.
Часы "Павлин" — визитная карточка Эрмитажа. Они более 200 лет находятся в Павильонном зале, и все посетители музея имеют возможность ими полюбоваться. Даже те, кто неоднократно бывал здесь, заходят поприветствовать золотую птицу.
"Павлин" не просто часы, а целая многофигурная композиция, получившая свое название от главного персонажа. Это маленький "кусочек" волшебного сада, все элементы которого выполнены из позолоченного металла и серебра и украшены кусочками хрусталя. Вокруг дуба с искусно выполненными листьями и желудями собрались сова, павлин и петух — эти фигуры приводятся в движение специальными механизмами.
Кроме них рядом с деревом растут цветы и грибы, ползают улитки, летают стрекозы, а на ветвях сидят белки. Механизм самих часов спрятан в самом большом грибе, а время на циферблате-шляпке указывает изящная стрекоза. Все фигурки животных и насекомых, листья и цветы выполнены настолько искусно и реалистично, что кажутся живыми.
Появились часы в Санкт-Петербурге в 1780-х годах. В то время были в моде механические, движущие, а нередко и поющие фигурки птиц, которыми часто украшали часы. Автором, изготовившим фигуры птиц и приводящий их в движение механизм, является знаменитый лондонский ювелир Джеймс Кокс, а над устройством самих часов трудился немецкий мастер Фридрих Юри.
История появления этих часов в Петербурге туманна. По одной из версий, фаворит Екатерины II князь Григорий Потёмкин, узнав у прибывшей из Лондона герцогини Кингстон о непревзойденных механизмах Джеймса Кокса, заказал мастеру подарок для императрицы. Однако часы не перенесли долгого пути, прибыли в Санкт-Петербург в неисправном состоянии и в разобранном виде несколько лет хранились во дворце Потёмкина.
По другой версии, часы "Павлин" приобрела сама Екатерина II в подарок фавориту, заплатив мастерам Джеймсу Коксу и Фридриху Юри огромную по тем временам сумму в 11 000 рублей золотом. Это вполне в духе императрицы, которая любила делать дорогие подарки своим любовникам.
Так или иначе, но до 1791 года "Павлин" в нерабочем состоянии хранился в Таврическом дворце. И мы бы так и не увидели это великолепное произведение искусства, если бы не гениальный русский механик Иван Петрович Кулибин, которому князь Потёмкин поручил отремонтировать часы.
Для этого Кулибину потребовалось два года. В 1794 году часы наконец заработали, и их действие производило на современников настолько сильное впечатление, что об удивительных птицах в дивном саду даже сочиняли стихи. Всего в часах действуют 4 механизма, три из которых приводят в движение фигуры птиц, соединенные с четвёртым — часовым механизмом — системой рычагов.
Как только часы начинают звонить, «оживает» сова в клетке. Под звон колокольчиков клетка начинается вращаться.
Затем «просыпается» павлин: его хвост поднимается, начинает распускаться, птица кланяется, втягивает и запрокидывает голову, открывает клюв. В тот момент, когда хвост полностью раскрывается, павлин поворачивается на 180 градусов так, что зрители видят его… зад. Затем перья опускаются, и павлин занимает исходное положение.
Узнать об истинной причине такого нелицеприятного поведения павлина сегодня невозможно. По одной из версий Кулибину не удалось добиться того, чтобы птица делала полный оборот. Другая легенда утверждает, что мастер намеренно заставил птицу совершать подобное «фуэте», тем самым демонстрируя свое отношение к царскому двору, для которого «птичка» и предназначалась.
Уже полностью исправными часы продолжали находиться в Таврическом дворце, и увидеть их могли немногие. В Эрмитаж "Павлин" переехал только по приказу Павла I, который занял бывший дворец фаворита Екатерины в 1797 году.
В конце 90-х годов XX века вновь потребовалась реставрация износившегося механизма, и с этой работой успешно справился «хранитель» золотого павлина — заведующий лабораторией научной реставрации часов Михаил Петрович Гурьев.
Сейчас для сохранности механизма "Павлина" заводят только раз в неделю. Полюбоваться ожившими птицами удивительных часов можно каждую среду в 19:00.
3. Легенда о статуе богини Сехмет
В египетском зале Эрмитажа хранится один из самых зловещих экспонатов Эрмитажа - статуя богини войны Сехмет — сидящей женщины с головой львицы.Статуя является старейшим памятником Древнего Египта на территории России.
Двухметровая монументальная фигура восседает на троне, гордо выпрямив спину и сложив на коленях руки. Когда-то ее голову украшал диск, символизирующий лучезарное солнце-Ра. Сейчас он сильно поврежден, так же как и лицо, точнее, морда, так как у богини голова львицы.
На постаменте трона есть два столбца иероглифической надписи, которая свидетельствует, что изготовлена статуя по приказу фараона Аменхотепа III. Сехмет, которую еще называли Владычицей пустыни, доставляли наслаждение страдания и гибель людей, она пьянела от пролитой крови и приходила в неистовство.
Но, как это часто бывает в древних верованиях, богиня имеет и светлую сторону. Как Мать-Сехмет её считали дарительницей жизни, она покровительствовала врачевателям, и именно к ней обращались женщины, которые хотели, но не могли родить ребенка.
О светлой стороне богини свидетельствует зажатый в руке Сехмет анкх — египетский крест, символ жизни. У этой статуи он стилизован и напоминает завязанный бант.
Статую Сехмет привёз в Санкт-Петербург из развалин древних Фив русский путешественник, герой войны 1812 года, поэт и министр Авраам Сергеевич Норов. Из путешествия по Египту и Нубии он и привез статую Мут-Сехмет. Её Норов нашел наполовину засыпанную песком в развалинах древнего храма на берегу озера Ишеру.
Сотрудники музея шёпотом рассказывают, что раз в году в полнолуние на каменных коленях фигуры якобы появляется кровавая лужица. Замечает её только охрана — к утру жидкость успевает высохнуть.
По другой версии, влага выступает не каждый год, а лишь накануне каких-то больших бед и потрясений. С научной точки зрения этот феномен объяснить сложно, а вот с мистической…
Согласно одному из древних мифов, Великая Сехмет разгневалась на людей, переставших почитать бога солнца Ра, и решила уничтожить весь человеческий род. Люди уже чувствовали огненное дыхание Владычицы пустыни, а с рук Сехмет готовы были сорваться стрелы пламени.
Но другие боги, пожалев египтян, посоветовали им разлить перед богиней подкрашенное красной краской вино. Сехмет приняла его за кровь, стала с жадностью лакать, опьянела и уснула. А проснувшись, забыла о своих кровожадных планах.
Но видимо, не навсегда. Говорят, что красный налет на коленях богини предвещает неприятности, которые ожидают Россию. Последний раз его видели в 1991 году, и хотелось бы надеяться, что это, действительно, больше не повторится. Хотя, возможно, история о пробуждении кровожадной богини всего лишь одна из легенд, которые, кажется, рождает сама удивительная атмосфера Эрмитажа.
4. Ожившая мумия
В Египетском зале Эрмитажа хранится мумия жреца Па-ди-иста — уникальный экспонат, которому более трёх тысяч лет. У людей впечатлительных он может вызывать отвращение, а иногда и довольно странные видения. В 2004 году одна смотрительница заявила, что мумия оживает.
По её словам, на левом плече жреца внезапно начала сокращаться мышца, а потом там появился нарост размером с орех. Через несколько дней он пропал, и мумия больше не двигалась. Эта история только подогрела интерес публики к загадочному экспонату.
5. Быль о ленинградском д’Артаньяне
Об одном интересном случае в стенах Эрмитажа написал Михаил Веллер в «Легендах Невского проспекта». Секретарь обкома выдавал замуж дочь и решил украсить свадебный стол царским золотым сервизом из запасников. О его возмутительных планах якобы узнал хранитель Рыцарского зала Леонид Тарасюк. Когда группа товарищей из Смольного приехала в Эрмитаж, их встретил рыцарь в гремящих латах и с мечом. Но потом вышла промашка — в те времена залы музея охраняли овчарки, которые накинулись на воителя. У конника было только одно незащищённое латами место, куда и вцепились собаки. «Призрак» взвыл вполне человеческим голосом, и операция по спасению сервиза оказалась провалена.
6. Кланяющийся Пётр Первый
Ореолом загадок окутана восковая фигура Петра Первого, которую горожане иронично называют чучелом царя. По одной из версий он оживает только по ночам, но многие утверждают, что свели знакомство с императором днём.
По словам гостей музея, восковой правитель вставал, кланялся и указывал на дверь — видимо, хотел сказать, что пора бы и честь знать. Внутри фигуры действительно спрятаны шарниры, которые позволяют сажать её в кресло и ставить на ноги. Но никаких механизмов, которые приводили бы её в движение, реставраторы не нашли.
7. Мистический «Чёрный квадрат»
В Эрмитаже выставлена авторская копия «Чёрного квадрата» 1932 года.
Первую версию картины Малевич создал в 1913 году для оперы «Победа над солнцем». Чёрный квадрат был полной противоположностью красному солнечному кругу, он символизировал подчинение природы человеку. Споры вокруг «иконы безбожного времени» не утихают и сейчас, но одно несомненно: «Чёрный квадрат» обладает мощной энергетикой. Кто-то рядом с картиной падает в обморок, кто-то, напротив, приходит в сильное возбуждение. Впрочем, многих посетителей он оставляет равнодушными или пробуждает только эстетический интерес.
8. «Гробница Гомера»
В зале Юпитера хранится несколько античных гробниц, и одна из них, как утверждает народная молва, принадлежит Гомеру.
Саркофаг привезли из экспедиции графа Орлова-Чесменского и показали Александру Строганову — страстному коллекционеру диковинок. Он окрестил памятник «гробницей Гомера», это название стало переходить из уст в уста и окончательно закрепилось.
Но это не более чем красивая легенда. Учёные выяснили, что гробницу сделали во II веке нашей эры, а Гомер жил на несколько столетий раньше. Но это не объясняет другой загадки памятника: почему задняя и лицевая стенки выполнены в разных стилях? До сих пор неизвестно, была гробница такой изначально или её переделывали.
9. Тайна золотой маски
В собраниях Эрмитажа хранятся всего 3 посмертные античные маски из золота. Одна из них — маска из гробницы Рескупорида.
Саркофаг с женским скелетом обнаружили археологи в 1837 году в окрестностях Керчи курган. Он принадлежал не иначе, как царице: все тело было усыпано бляшками из золота, на голове — золотой венок, лицо скрыто золотой маской.
Вокруг саркофага было найдено большое количество ценных вещей, в том числе серебряное блюдо с выбитым именем царя Рескупорида, правителя Боспорского царства. В саркофаге была погребена его жена. Такая точка зрения была общепринятой до середины XX века, а после Великой Отечественной войны учёные засомневались.
Некоторые из них считают, что гробница принадлежала самому царю. Скрывала ли золотая маска лицо боспорской царицы? Эта гипотеза не подтверждена и не опровергнута. Чьё же лицо скрывала золотая маска, неизвестно до сих пор...
10. Неповторимые серьги
В сибирской коллекции императора Петра I находятся феодосийские серьги. Их главным украшением является микроскопическая многофигурная композиция, иллюстрирующая афинские состязания. При сильном увеличении можно разглядеть крошечные зерна, которые соединены по четыре и выстроены в ряды. Именно эта отделка и подарила феодосийским серьгам всемирную славу.
Лучшие мировые ювелиры пытались создать копии феодосийских украшений, но задача оказалась невыполнимой. Ни способ пайки, ни состав припоя, которым пользовались мастера древности, выяснить не удалось.
11. «Ники смотрит на гусар»
Эта история вполне реальная, но всё равно удивительная.
Несмотря на революцию, Гражданскую войну и страшную блокаду, в Зимнем дворце уцелело несколько окон с дореволюционными стёклами. На одном из них рядом с Малахитовой гостиной нацарапана надпись: «Ники смотрит на гусар».
Её сделала императрица Александра Фёдоровна, подразумевая императора Николая II. Рассмотреть «граффити» вряд ли получится: оно находится довольно высоко и скрыто занавеской.
12. Призрак императора
Петербуржцы любят рассказывать истории о призраках, которые живут чуть ли не в каждом дворце. В Эрмитаже обычно встречают членов царской фамилии, чаще всего — императора Николая I.
Туманная фигура показывается только по ночам и явно не жаждет общения с простолюдинами. Впрочем, царственной особе говорить необязательно: призрака Николая I узнают по военной выправке и мундиру с эполетами.
Ещё ходят байки о персонажах разных картин, которые будто бы оказались в нашей реальности и ищут дорогу назад.
13. Подземные ходы под Эрмитажем
По легендам, под Эрмитажем есть множество подземных ходов, которые соединяют дворец с другими местами.
Один из них, как считается, ведёт к особняку Матильды Кшесинской — балерины Мариинского театра, которая была известна романтическими связями с мужчинами из царской семьи.
Другой тайный ход начинается за престолом в Малом тронном зале и связывает Эрмитаж с Главным штабом. Согласно преданию, перед смертью каждый император видел тень своего предшественника, выходящую из-за трона.