Меню
  • Главная
  • Разделы сайта
  • Форум
  • Помощь новичкам
  • Все о сайте
  • Картинки
  • Фотогалерея
  • Администрация
  • Обратная связь
  • Искусство и ремёсла

    Демоны в жизни и творчестве Врубеля

    911

    1:502

     

    1:512

    Символизм в России связан с рядом известных имен: Н.Рерих, В.Серов, М.Врубель. Характерной особенностью их живописи можно назвать концентрацию на загадочности и таинственности объекта. Русских живописцев серебряного века интересуют душевные терзания персонажей, а также сцены мифологической тематики. Данный стиль тесно связан с романтизмом.

    1:1146

     

    1:1156

    Несмотря на свой великий дар, при жизни Михаил Александрович Врубель так и не был понят. Как и у всех символистов, его живопись была наполнена тайной. Редкий дар граничил с безумием. За свой талант художник заплатил немалую цену. В творчестве М.А. Врубеля прослеживается проблема «демонизма». Иными словами, обращение к разрушению устоявшихся ценностей.

    1:1815



     

    1:9

    Сказочно-мистический мир Врубеля, его чувственная эстетика завораживали, притягивали и... отталкивали современников. Его творчество, его дух остаются загадкой — болезненное или гениальное сознание вело этого художника? В душе этого невысокого человека с внешностью венецианца «с картины Тинторетто или Тициана» жила постоянная неутоленность миром здешним и тоска по миру иному.

    1:725

     

    1:735

    Вот, наверное, почему тема Демона стала главной в его творчестве Даже когда он обращался к темам русского эпоса или библейским образам, даже в пейзажах и натюрмортах сквозила излишняя страстность, буйность — вольность, опровергающая устоявшиеся каноны. Что уж говорить о демонах и духах!

    1:1270

     

    1:1280

    2:1785



     

    2:9

    Исследованием творчества М.А. Врубеля занимались многие известные деятели, в их числе искусствоведы, художники, писатели. Мнения о творчестве художника разделились. Одни считали его бездарностью и шарлатаном, другие гением.

    2:424

     

    2:434

    3:939

     Тамара и Демон. 1890-1891. Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова «Демон»

    3:1078

     

    3:1088

    Хвалебные отзывы Врубель получил от Ф.А. Усольцева – известного российского психиатра, основателя частной лечебницы, в которой проходил лечение художник:

    3:1382

    «Часто приходилось слышать, что творчество Врубеля – больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но также могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Это был настоящий творец-художник, он знал природу, понимал ее краски и умел их передать, но он не был рабом ее, а скорее соперником».  

    3:2095



     

    3:9

    Непредвзятую и обстоятельную оценку живописи М.Врубеля дал всемирно известный русский художник и историк искусств Александр Николаевич Бенуа. В своей книге «История русской живописи в XIX веке» он проанализировал творчество Врубеля:

    3:454

    «Из художников, выдвинувшихся в самое последнее время, наибольшие толки вызвал Врубель. Врубель для большинства людей, даже очень внимательно следящих за русской живописью, остается до сих пор загадкой. Отчасти это, впрочем, зависит от того, что он до последнего времени крайне редко и далеко не полно являлся на выставках, но, с другой стороны, и то немногое, что удавалось публике видеть из работ художника, скорее смущало, нежели радовало ее».

    3:1281

     

    3:1291
    2 (476x700, 389Kb)

    М.А. Врубель родился 5 марта 1856 года в семье военного.

    4:1907

     

    4:9

    Мать умерла, когда ему было три года, а через несколько лет покинули этот мир сестра и брат. Осталась только Анна — старшая сестра, самый близкий человек на всю жизнь.

    4:319

     

    4:329

    Врубель рос любознательным ребенком, с детства его интересовали музыка, театр, изобразительное искусство, он углубленно изучал латинский язык и читал произведения древнеримских поэтов в оригинале.

    4:697

     

    4:707

    Отец Михаила был военным, семья переезжала с места на место — Омск, Саратов, Астрахань, Петербург, Харьков, Одесса... Все это не способствовало длительным привязанностям.

    4:1024

     

    4:1034

    В Одессе задержались надолго. Здесь из подростка Миша превращается в юношу, вызывающего интерес и восторг окружающих.

    4:1254

     

    4:1264

    Он преуспевает в литературе и языках, увлекается историей, читает римских классиков в оригинале и оканчивает одесскую Ришельевскую гимназию с золотой медалью.

    4:1561



     

    4:9

    Семья поощряет Мишино увлечение рисованием, он посещает Одесскую рисовальную школу.

    4:168

     

    4:178

    По настоянию отца занятия искусством отходят на второй план, и в 1874 году М.А. Врубель поступает в Петербургский университет на юридический факультет, чтобы получить рабочую профессию.

    4:518

     

    4:528

    Но в 1880 году его все же зачислили в Академию художеств.

    4:631

     

    4:653

    Обучаясь в Академии, М.А. Врубель уделяет много времени самостоятельной работе. Он считает, что вдохновение – это не что иное, как душевное состояние и следует много и упорно работать для того, чтобы его достичь. Сферой его интересов на протяжении всего творческого пути будет личность. Со своим единомышленником — русским живописцемВ.А. Серовым они введут в лексикологию изобразительного искусства такое понятие, как «культ глубокой натуры».

    4:1492

     

    4:1502



    Киевский период жизни Врубеля

     

    4:72

    1884 год был определяющим в жизни художника. Врубель принял решение оставить Академию художеств и переехать в Киев по приглашению А.В. Прахова, русского историка искусств, археолога и художественного критика, для реставрации фресок и живописи в Кирилловской церкви.

    4:560

     

    4:570

    5:1075

    Сошествие Святого Духа на апостолов. 1885. Кирилловская церковь, Киев

    5:1204

     

    5:1214

    Священники церкви не один десяток лет искали художника, который отреставрирует древние фрески, возраст которых составлял около 700 лет. Никто не решался браться за эту работу, так как Кирилловская церковь имела недобрую славу – на территории церкви ранее находилась психиатрическая больница. Но в 1884 году никому не известный, скромный студент петербуржской академии М.А. Врубель соглашается восстановить загадочные росписи. Данный период творчества в жизни художника именуется киевским.

    5:2120



     

    5:9

    А.В. Прахов писал о Врубеле: «Сильно ошибается тот, кто, не зная, что толкнуло художника на разработку этой никем раньше не тронутой глубокой литературной темы, приписывает «демонизм» натуре Врубеля и связывает между собой его душевное заболевание с настойчивыми поисками Демона».  

    5:568

    Врубель обстоятельно подошел к работе в древней церкви, он изучал мозаики и фрески древнерусских мастеров Софийского собора в Киеве, а также отправился в Венецию, чтобы ознакомиться с живописью соборов итальянских мастеров.

    5:984

     

    5:994

    Первые недели работы М.А. Врубель не выходил из церкви, он скрупулезно выписывал черты лица и каждую складку одежды святых. Погруженный в непрерывный труд он не обращал внимание на посетителей Кирилловской церкви, пока однажды туда не вошла женщина, которая вскоре станет в его судьбе роковой. Ее звали Эмилия, она была женой того самого искусствоведа А.В. Прахова, который пригласил художника в Киев. Женщина поразила Врубеля своей внешностью и манерами. Семья Праховых вела светский образ жизни, регулярно устраивала званые обеды, среди их знакомых было немало художников и известных людей искусства того времени.

    5:2126

     

    5:9

    М.А. Врубель очарован Эмилией, он использует любые способы, чтобы привлечь внимание замужней женщины. Совсем обессилив от попыток Врубель предлагает изобразить Эмилию в образе Богородицы, и та соглашается.

    5:390

     

    5:400

    6:905

    Богоматерь с Младенцем. 1885. Кирилловская церковь, Киев

    6:1010

     

    6:1020

    Узнав свою жену в образе Девы Марии А.В. Прахов, приходит в ярость и расторгает последующие договоры с художником. В короткий срок М.А. Врубель остается без заказов и средств к существованию. И это только начало тех бед, которые ему придется пережить из-за своей роковой любви. Женщина, которую он любит больше жизни, не желает его видеть, и он решает своеобразно отомстить ей за это.

    6:1717



     

    6:9

    Демон в творчестве Врубеля

     

    6:76

    В древние века существовало такое предание – нельзя рисовать или играть дьявола на сцене, в противном случае того, кто ослушался, ждет жестокое наказание.

    6:369

     

    6:379

    Нарушением запрета Врубель лишил свою жизнь покоя. Именно образ Демона пройдет с ним через весь его жизненный и творческий путь. В 1885 году он начал свою работу над «Демоном».

    6:710

    Через год он так описал свой труд отцу: «Дух не только злобный, сколько страдающий и скорбный, но и при всем том Дух властный и величавый».

    6:983

     

    6:993

    Из письма сестре: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а „демоническое“ — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

    6:1621



     

    6:9

    На сегодняшний день, исследователи, художники и почитатели творчества М.А. Врубеля знают, что у «Демона» был прототип.

    6:238

    Константин Алексеевич Коровин – русский живописец в своих воспоминаниях о картине М.Врубеля писал: «Я сейчас же узнал лицо знакомой дамы, совершенно неподходящее к Демону». Та самая дама сердца художника, Эмилия Прахова.

    6:670

     

    6:680

    «Демон» получился настолько ужасающим, что Врубель решил уничтожить его. Но было поздно и с того времени его жизнь пошла под откос.

    6:933

     

    6:943

    7:1448

    Демон сидящий. 1890. Государственная Третьяковская галерея, Москва

    7:1573



     

    7:9

    Мистическая тема занимала ведущее место в творчестве М.А. Врубеля. В 1890 году он пишет второго «Демона (сидящего)» – одну из самых известных картин конца XIX века. После того, как эту картину увидел свет, Врубель получил всемирную славу.

    7:452

     

    7:462

    На картине отображена с одной стороны мощь, а с другой невыносимая тоска и одиночество ее героя. Крупные мазки передают всю трагедию внутренних переживаний персонажа. 

    7:778

     

    7:788

    В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому фирмой Кушнерева. Конечно же, он начал с «Демона»! Художник рисовал его бесконечно, сделав множество набросков.

    7:1182

     

    7:1192

    8:1697

     

    8:9

    9:514

     

    9:524

    10:1029

     

    10:1039

    11:1544



     

    11:9

    12:514

     

    12:524

    И дик и чуден был вокруг

    12:571

    Весь божий мир; но гордый дух

    12:627

    Презрительным окинул оком

    12:679

    Творенье Бога своего,

    12:722

    И на челе его высоком

    12:764

    Не отразилось ничего,

    12:807

     

    12:817

    13:1322

     

    13:1332

    Поныне возле кельи той

    13:1377

    Насквозь прожженный виден камень

    13:1442

    Слезою жаркою, как пламень,

    13:1495

    Нечеловеческой слезой!..

    13:1543



     

    13:9

    Публика оказалась не готова встретиться лицом к лицу с таким Демоном: после выхода книги иллюстрации Врубеля подверглись жесткой критике за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость».

    13:379

     

    13:389

    В 1896 году Савва Мамонтов заказал Врубелю два панно размером 20×5м для Всероссийской нижегородской выставки, приуроченной к коронации Николая II. Долой демонов! Врубель задумывает образ Грёзы — музы, вдохновляющей художника. Тоже нездешний дух, но вполне дружественный.

    13:894

     

    13:904

    Комиссия признала оба панно Врубеля — «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза», — чудовищными. В ответ Мамонтов построил к приезду императорской четы специальный павильон под названием: «Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». Правда, пять последних слов пришлось закрасить.

    13:1581



     

    13:9

    14:514

    Михаил Александрович Врубель. Принцесса Грёза. 1896

    14:612

     

    14:622

    Газеты взорвались критикой, особенно отличился Максим Горький (кстати, много позже написавший в советской прессе чудовищную статью против джаза), — в пяти статьях о выставке он разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника.

    14:1074

     

    14:1084

     

    15:1595

    Впоследствии один из фронтонов гостиницы «Метрополь» был украшен майоликовым панно «Принцесса Грёза» А. Врубеля

    15:233

     

    15:243

    В разговоре с отцом Михаил объяснял, что демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Вероятно, это и отпугивало заказчиков и зрителей в женских образах художника. Тревожила завораживающая тайна, зов в неизведанное. Его «Гадалка», дух «Сирени» и даже «Девочка на фоне персидского ковра» чужды русской эстетике, здесь «переночевал» восток с его губительной Шамаханской царицей.

    15:1010

     

    15:1020

    16:1525



    Гадалка

    16:19

     

    16:29

    17:534

    Сирень

    17:552

     

    17:562

    18:1067

     Девочка на фоне персидского ковра. (отец девочки - Маши Дохнович - от портрета отказался)

    18:1239

     

    18:1249

    Обращение к духам леса, рек, гор очень характерно для врубелевской «формулы живого отношения к природе». И он снова и снова возвращается к мифологическим образам.

    18:1560



    В имении Тенишевой, куда чета Врубелей приглашена на отдых, художник под впечатлением новеллы Анатоля Франса «Святой Сатир» за один день создает «Пана».

    18:303

     

    18:313

    19:818

     

    19:828

    Хозяйка имения — княгиня Мария Тенишева, — предстает в образе Валькирии — воительницы, переправляющей павших воинов в Валгаллу.

    19:1081

     

    19:1091

    20:1596



     

    20:9

    Врубель объяснял, что его Демона не надо путать с традиционным чертом, демоны — это «мифические существа, посланники... Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... величавый». Демоны, ангелы, серафимы для художника — божественные сущности, наделенные величием. На его картинах они восстают во весь свой огромный рост, возвещая о мире ином.

    20:724

     

    20:734

    21:1239

    Демон и Ангел

    21:1269

     

    21:1279

    22:1786

    Ангел с кадилом и свечой

    22:49

     

    22:59

    23:566

    Шестикрылый Серафим

    23:609

     

    23:619

    С конца 1890-х годов начинается светлый период его творчества. Он влюблен в молодую актрису театра Н.И. Забелу, которая вскоре станет его женой. В этот период появляются такие работы как: портрет жены Н.И. Забелы-Врубель (1898), «Царевна-Лебедь» (1900) и другие.

    23:1091

     

    23:1101

    В этом лице, глазах в пол-лица, повороте головы — та же демоническая тоска... Не унес ли Демон, вопреки Лермонтову, Тамару в свой безрадостный мир? Не превратил ли в Царевну-Лебедь? Эта «инаковость» сделала «Царевну-Лебедь» любимой картиной Александра Блока, но не остальной публики — она тоже подверглась ожесточенной критике.

    23:1729



     

    23:9

    24:514

    Царевна-Лебедь. 1900. Государственная Третьяковская галерея, Москва

    24:641

     

    24:651

    В 1900 году к художнику приходит признание: на Всемирной выставке в Париже ему присудили золотую медаль за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». 

    24:955

     

    24:965

    25:1470

     

    25:1480

    26:1985



     

    26:9

    Но «Демон» снова появляется в его жизни. У семейной пары появляется на свет долгожданный ребенок, но мальчик рождается с патологией. Врожденный дефект, так называемая заячья губа, а именно разрыв верхней губы.

    26:407

    М.А. Врубель понимает, что это расплата за его грехи, такова цена его всемирной известности.

    26:577

     

    26:587

    В 1902 году он работает над последним образом «Демона поверженного», тем самым он хочет положить конец всем бедам, которые обрушились на него и его семью. Картина написана в холодных темных тонах, это дает понять, что лейтмотив произведения – гибель. У этого изломанного Демона — пустые остекленевшие глаза, оперение когда-то мощных крыльев обратилось в декоративные павлиньи перья.

    26:1314

     

    26:1324

    Над «Демоном поверженным» он работает неистово, без передышки, без конца переделывая... Дальше — диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» и психиатрическая лечебница.

    26:1666



     

    26:9

    «Дорогая моя женщина, чудесная женщина, спаси меня от моих демонов...», — пишет Врубель своей жене, находясь в больнице.

    26:246

     

    26:256

    27:761

    Демон поверженный. 1902. Государственная Третьяковская галерея, Москва

    27:894

     

    27:904

    В том же самом году его творческий путь был окончен. У Врубеля все четче проявлялись признаки душевной болезни, которые поспособствовали прогрессированию его слепоты.

    27:1215

     

    27:1225

    1 апреля 1910 года великий художник Михаил Александрович Врубель умер.

    27:1356

    Демон поверг своего творца.

    27:1410

     

    27:1420

    Быть может, Александр Блок был единственным, кто при жизни полностью принял врубелевский мир:

    27:1598

    «Возвращаясь в своих созданиях постоянно к „Демону“, он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением... Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

    27:802

     

    27:812

    Нам — через столетие — кажется, что Демон другим и не может быть. Он нас тревожит и потрясает...

    27:996

     

    27:1006

    Автор: Инна Лостман

    27:1045

     

    27:1055

    28:1560



     

    28:9

     

    28:19
    • Не нравится
    • +2
    • Нравится

    ЕЩЕ НА ЭТУ ТЕМУ:

    Животные и птицы в живописи Carol Cavalaris.

    Животные и птицы в живописи Carol Cavalaris.

      Кэрол Каваларис (ориг. Carol Cavalaris) — художница, которая нашла себя в оригинальной цифровой живописи. Долгое время она жила на юге
    Голубые пейзажи Евгения Лушпина…

    Голубые пейзажи Евгения Лушпина…

      Евгений Лушпин «Искусство – есть самовыражение, но не всякое самовыражение – есть искусство!» «В творчестве самое главное

    ВАС ТАКЖЕ ЗАИНТЕРЕСУЕТ:

    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    РАЗДЕЛЫ САЙТА
    Кто онлайн
    
    Всего на сайте: 54
    Пользователей: 0
    Гостей: 54
    РЕКЛАМА
    ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ
    по просмотрам по комментариям
    МЫ В СЕТЯХ
    soc soc soc soc soc