Элина Быстрицкая - лучше одна, чем с кем попало.... » Женский Мир
Меню
  • Главная
  • Разделы сайта
  • Форум
  • Помощь новичкам
  • Все о сайте
  • Картинки
  • Фотогалерея
  • Администрация
  • Обратная связь
  • Из жизни известных

    Элина Быстрицкая - лучше одна, чем с кем попало....

    Сергей " />
    2 198

     

    Детство


    Родилась 4 апреля 1928 года в Киеве в семье медиков. Росла среди мальчишек, очень любила играть в биллиард. С подругой и двоюродным братом для всего дома устраивала домашний театр, в котором зрительным залом была лестничная площадка, сценой - площадка между этажами, а закулисьем - балкон. В репертуар домашнего театра входил спектакль "Чапаев", в котором роль комдива играл двоюродный брат Элины, а она перевоплощалась в Петьку.
     

     

    Перед самой войной отец Элины, капитан медицинской службы Авраам Петрович Быстрицкий, получил новое назначение — на Черниговщину, в город Нежин. В первые же дни войны окрестности Нежина превратились в арену ожесточенных боёв. Элина помогала матери в госпитале.

     

    Когда враг прорвал оборону советских войск, эвакуировалась в Астрахань. Здесь тринадцатилетняя Элина продолжила учёбу в школе, а всё свободное время проводила на курсах медицинских сестёр и работала во фронтовом передвижном эвакогоспитале санитаркой, а позже стала лаборанткой в клинической лаборатории.
     

    Несостоявшийся медик и педагог

     

    В ноябре 1944 года Быстрицкие вернулись в Нежин, так как киевский дом был разрушен при бомбёжке. Элина поступила в медицинский техникум, потому что этого хотела её семья. Учиться она начала сразу со второго семестра, как медсестра, окончившая краснокрестные курсы.

    В медицинском техникуме работал драмкружок, в который Элина записалась с первых же дней обучения. Вскоре она начала заниматься ещё и в балетном классе при музыкальной школе с целью овладеть искусством пластического танца и научиться профессионально двигаться по сцене. И это ей удалось. Она так играла на сцене студенческого театра, что зрители буквально засыпали её аплодисментами, а кто-то из коллег советовал развивать свой талант.

    В 1947 году Быстрицкая окончила медицинский техникум, прошла практику (приняла 15 родов, причем четыре из них с паталогиями), получила диплом акушера-гинеколога и твёрдо решила, что врачом работать не сможет, так как степень её сочувствия больным была так сильна, что она не способна была делать то, что требовалось от акушера.

     


    Элина решает поступать в театральный, но отец был категорически против, поэтому в Киев поехал вместе с дочерью. Встретившись с ректором театрального института, Авраам Быстрицкий обратился к нему с единственной просьбой - объяснить его дочери, что в театральном институте ей делать нечего. Разговор с ректором завершился победой Авраама Быстрицкого - Элина отказалась от поступления в театральный и, вернувшись в Нежин, подала документы на филологический факультет местного педагогического института.

     

     

    Учась в педагогическом, Элина в душе ни на минуту не расставалась с мечтой стать актрисой, поэтому она продолжала заниматься балетом в музыкальной школе, а параллельно организовала там же свой танцевальный кружок, который вскоре победил на олимпиаде. За эту победу Быстрицкую наградили путёвкой в дом отдыха "Рабис", где отдыхали известные артисты. Там её выступление увидела актриса Наталья Александровна Гебдовская и посоветовала бросить филологию и идти в театр.

     

    Этот разговор и стал той последней каплей, которая переполнила чашу терпения Быстрицкой. Вернувшись в Нежин, она забрала документы из педагогического и в 1948 году поступила в киевский институт театрального искусства имени Карпенко-Карого на курс Л. А. Олейника.

     

    Учёба в театральном и поиск работы

    Элина Быстрицкая уже на первом курсе считалась одной из лучших студенток, и за свое усердие была награждена поездкой в Москву. Кроме того, она была одной из первых красавиц института, за что и страдала.

    Дело в том, что за ней пытались ухаживать многие студенты, но



    найти отклик в сердце неприступной красавицы практически никому не удавалось. Иногда самых назойливых поклонников приходилось останавливать пощёчинами. Последняя пощёчина привела к драматическим последствиям - Быстрицкую исключили из комсомола и едва не исключили из института. Кроме того, большинство её однокурссников прекратили с Элиной всякое общение. Быстрицкая была на грани самоубийства, от рокового шага её спас преподаватель Иван Иванович Чабаненко, вставший на её сторону.

     


    Закончив институт Быстрицкая была распределена в Херсонский драматический театр. Забирать студентов приехал главный режиссёр театра Павел Морозенко. При этом он повёл себя так, как будто был султаном, набирающим девушек для своего гарема. Увидев красавицу Быстрицкую, он ткнул в неё пальцем и с ходу назначил ей свидание у ресторана "Спорт". Элина отказалась, что очень не понравилось режиссёру. На следующий день Элина начала искать себе другую работу.

    В те дни в Киеве гастролировал Театр имени Моссовета, и Быстрицкой удалось уговорить главного режиссёра зачислить её в труппу, однако завистливые однокурссники завалили Театр имени Моссовета анонимными письмами, компрометирующими Элину. В результате в театр её так и не взяли. Быстрицкая стала искать возможность устроить свою творческую карьеру в Литве, где она гостила у родителей. Так она попала в труппу Вильнюсского драматического театра.
     

    Театр


    В Вильнюсском драматическом театре Быстрицкая служила три сезона. Её первой ролью на сцене этого театра стала Таня в одноименной пьесе А. Арбузова. Затем были и другие роли: Варя Белая в "Порт-Артуре" И. Попова и А. Степанова, Аленушка в "Аленьком цветочке" П. Бажова, Ольга в "Годах странствий". В "Тане" и "Годах странствий" она играла врачей, хорошо зная людей этой профессии по фронтовому эвакогоспиталю.

     


    В 1955 году судьба подарила Элине Авраамовне встречу в Доме кино с Фаиной Раневской. Для спектакля "Белый лотос", где главную роль должна была играть Раневская, не могли найти молодую героиню. Раневская предложила дирекции взять на эту роль Быстрицкую. Так Элина была зачислена в труппу театра им. Пушкина. Но эта работа не состоялась. Начались съёмки "Тихого Дона", и после их окончания Быстрицкая так туда и не вернулась.

    Не будь успеха в кино, Элина Авраамовна так и не решилась бы прийти в Малый театр. В 1958 году осуществилась ее давняя мечта - она была принята в труппу знаменитого Малого театра. Слава киноактрисы осталась за порогом. Быстрицкой пришлось опять держать экзамен на артистическую зрелость.

     

     

    Её дебютом была роль леди Уиндермиер ("Веер леди Уиндермиер" О.Уайльда, 1959 г.). Она точно почувствовав горьковатую иронию О.Уайльда, сумев раскрыть искренность чувств своей героини.

     

    Быстрицкой довелось работать с замечательными режиссёрами: Леонидом Варпаховским, Борисом Бабочкиным, Виктором Комиссаржевским, Петром Фоменко и другими. Ей посчастливилось играть на сцене со "стариками" Малого театра: Михаилом Жаровым, Михаилом Царевым, Еленой Гоголевой, Верой Пашенной, Николаем Анненковым и многими другими. Она никогда не считала зазорным учиться у них. И в этом её счастливый дар, совпавший с природным актёрским дарованием.

     

    Работы Быстрицкой в театре всегда отличают умение в совершенстве владеть словом, завершенность формы, пластическая точность. Вдумчивость, стремление к законченности формы, четкость в работе были присущи ей ещё в молодости. Элина Авраамовна обладает особым даром - даром сценической красоты, при этом наделяя героинь своим интеллектом и умом. Какие бы роли в русском и западном репертуаре ни играла Быстрицкая, её героини - яркие, незаурядные личности.

     

    Среди них: Юлия Филипповна ("Дачники")



    Горького, Лидия ("Бешенные деньги" А.Н.Островского), Панова ("Любовь Яровая" К.Тренева), Глафира ("Волки и овцы" А.Н.Островского), Мария ("Выбор" Ю.Бондарева), Софья Марковна ("Старик"), герцогиня Мальборо ("Стакан воды" Э.Скриба), Пелагея ("Фома Гордеев"), баронесса Штраль ("Маскарад" М.Ю.Лермонтова), Паула Клотильда Клаузен ("Перед заходом солнца" Г.Гауптмана), Ксения Ивановна ("Палата" С.Алешина), Анна Петровна ("Иванов" А.П.Чехова), Мартынова ("Главная роль" С.Алешина), Мэри ("Долгий день уходит в ночь" Ю.О'Нила), Отрадина и Кручинина ("Без вины виноватые" А.Н.Островского) и другие.

     

     

    Роли в кино


    Впервые Быстрицкая вышла на съёмочную площадку в 1948 году. Дело было так. Решив подработать, она отправилась на Киевскую киностудию, и получила крошечную роль в фильме Игоря Савченко "Тарас Шевченко". Однако во время съёмок ей не повезло. Её героиня должна была танцевать зажигательный танец в хороводе с другими девушками. Но если у всех танцевавших оказались сапожки красного цвета, то Быстрицкой выдали чёрные. В результате режиссёр попросил вывести её из числа танцующих, и эпизод доснимали без неё.

     

    После постигшей её неудачи актриса зареклась сниматься на этой киностудии. Однако со временем обида зарубцевалась, и когда в 1950 году режиссёр этой же киностудии Владимир Браун пригласил Элину на роль Лены Алексеенко в картину "В мирные дни", она согласилась. Дебют Быстрицкой в кино оказался успешным. Несмотря на то что роль ей досталась весьма одноплановая и маловыразительная, зритель её все-таки запомнил.

     



    В середине 1954 года Быстрицкую пригласили сниматься сразу в два фильма: на роль Виолы-Себастьяна в "Двенадцатой ночи" по Шекспиру (режиссёр Ян Фрид) и на главную роль в картине "Неоконченная повесть" (режиссёр Фридрих Эрмлер).

     

    Так перед Быстрицкой встала сложная задача - в каком из двух фильмов ей сниматься? Выбор её был неожиданным: шекспировской Виоле и Себастьяну актриса предпочла свою современницу - врача Елизавету Максимовну в фильме "Неоконченная повесть". Работа над этой ролью далась Быстрицкой нелегко. Она испытывала откровенную неприязнь к Сергею Бондарчуку - человеку, который играл её любимого.

     

    Фильм "Неоконченная повесть" вышел на широкий экран в 1955 году. Любовная история, показанная в картине, взяла людей за душу но мало кто из зрителей догадывался, что исполнители главных ролей, так вдохновенно играющие влюбленных на экране, на самом деле испытывали друг к другу совершенно противоположные чувства. Фильм "Неоконченная повесть" был первым большим успехом Элины Быстрицкой в кино. Актриса наделила свою героиню удивительным светом и личным обаянием. Быстрицкой в роли Елизаветы Максимовны подражали, новорожденных девочек называли Элинами, девчонки поступали в медицинские вузы. По опросу читателей газеты "Советская культура" Быстрицкая была названа лучшей актрисой 1955 года.

     



    В декабре 1955 года её включили в официальную делегацию, отправившуюся на первую Неделю советского фильма в Париж. В Париж Быстрицкая ездила с актрисой Ларионовой. Во время этой поездки Ларионова поведала Элине о том, что Сергей Герасимов приступает к съёмкам "Тихого Дона" и ищет исполнителей главных ролей. А у Быстрицкой еще со времени работы в госпитале, где она читала раненым бойцам страницы этого бессмертного романа, зародилась мечта сыграть Аксинью.

     

    Поэтому, едва она прилетела из Парижа в Москву, прямо из аэропорта позвонила Герасимову и попросила допустить её к пробам. Герасимов принял её предложение. Пробы длились вплоть до августа 1956 года, и все это время Быстрицкой пришлось курсировать между Вильнюсом и Москвой. Причем до самого последнего момента было неизвестно, утвердят ли её на роль. Дело в том, что, помимо неё, на



    Аксинью претендовали ещё несколько известных актрис: Эмма Цесарская, Нонна Мордюкова. Роль досталась Быстрицкой благодаря автору романа - Михаилу Шолохову, выбор которого остановился на Элине.

     



    На съёмках "Тихого Дона" она прошла курс мастерства у Герасимова. Он требовал абсолютного внешнего и внутреннего перевоплощения, максимальной правды даже в мелочах. Он помог Быстрицкой лучше разобраться в собственных возможностях. Актрисе пришлось набрать необходимый для образа вес, научиться ездить верхом, носить воду на коромысле, выкатывать бельё, изучить специфический говор, повадки, выработанные многими поколениями казаков.

     

    Когда фильм вышел на экраны, тридцать старейшин донских казаков предложили актрисе зваться Аксиньей Донской! Она ответила, что оставит фамилию родителей, но сохранит преданность казачеству. За эту роль Элина Быстрицкая удостоена звания Почетной казачки.

    Роль в "Тихом Доне" стала подлинной победой актрисы, ее звёздным часом.

     



    В начале 60-х годов вместе с Черкасовым, Меркурьевым и Бондарчуком Быстрицкая была приглашена в США в Белый Дом, удостоена вниманием супруги президента Эйзенхауэра. Американский дом моделей предложил ей туалет, в котором она должна была сфотографироваться для журнала "Америка". Но Быстрицкая была "бдительна" и, как истинно советская, отказалась.

    Из-за рубежа ей приходили предложения сниматься в кино. Но все они оседали в Союзе кинематографистов.

    После фильма "Николай Бауман" в кинематографической карьере Быстрицкой произошёл перерыв на целых 25 лет. Причина в том, что Элина Авраамовна слишком дотошно подходила к выбору ролей в кино, и поэтому многие режиссёры перестали приглашать её на съёмки.

     



    В 1991 году Элина Быстрицкая вновь вернулась на съёмочную площадку, снявшись в психологическом детективе "Семь дней после убийства" по мотивам повести Жоржа Сименона "Тюрьма". Затем были мелодрама "Прощальные гастроли" и комедия "Бравые парни".

    В 1997 году Быстрицкая снялась в фильме Булата Мансурова "Теплые ветры древних булгар", где она сыграла реальный исторический персонаж - княгиню Ольгу.

     



    За годы творческой деятельности Элина Быстрицкая снялась в двадцати восьми фильмах, некоторые из них стали классикой советского кино. Кроме "Неоконченной повести" (1955 г.) и "Тихого Дона" (1957-1958 гг.), наиболее известны её работы в фильмах: "В мирные дни" (Лена Алексеенко, 1950 г.), "Богатырь идет в Марто" (радистка Сергеева, 1954 г.), "Добровольцы" (Лёля, 1958 г.), "Русский сувенир" (Пандора Монтези, 1960 г.), "Все остается людям" (Ксения Румянцева, 1963 г.), "Негасимое пламя" (1964 г.), "Николай Бауман" (М.Ф.Андреева, 1968 г.), "Сага древних булгар" (Булат Мансуров, 2005 г.).

     

     

    Общественная деятельность

     

    Своим творческим опытом Э.А.Быстрицкая щедро делится с молодежью. Она - профессор, преподавала на кафедре актерского мастерства в ГИТИСе им.А.В.Луначарского, в Театральном училище им.М.С.Щепкина.

    Элина Быстрицкая занимается общественной работой, к которой её приобщила Е.Н.Гоголева. Началось всё с профкома театра. Потом была военно-шефская работа во Всероссийском театральном обществе (сегодня Союз театральных деятелей).

    С 1975-го по 1992 годы Быстрицкая являлась президентом Федерации художественной гимнастики СССР. Её усилиями художественная гимнастика была включена в программу Спартакиады народов СССР и была выведена на Олимпийский помост.

    Вот неполный перечень общественных должностей Быстрицкой: Член Комиссии по культуре при Президенте РФ, член Президиума Академии российского искусства, член Международной комиссии по здоровью населения при Совете Безопасности России, академик Международной Академии информационных процессов и технологий, академик Российской Академии естественных



    наук, действительный член Академии энергоинформационных наук, Академии "Элита мира", вице-президент Международного фонда охраны здоровья матери и ребенка.

    В июне 1994 года учредила благотворительный фонд в поддержку искусства и науки для помощи студентам вузов и учащимся музыкальных училищ.

    В 1995 году выдвигалась в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ от общественно-политического движения "Стабильная Россия".

     

     

     

    Личная жизнь


    У Быстрицкой была масса поклонников в актёрской среде, но ни одному из мужчин-актёров так и не удалось растопить сердце неприступной красавицы. Замуж она вышла за партийного работника Николая Семеновича Кузьминского, который был старше её на 20 лет.

     

    Николай Иванович в течение 47 лет являлся членом ЦК КПСС, был министром внешней торговли СССР, заместителем министра иностранных дел СССР. Кузьминский был интересным человеком, образованным, начитанным. С ним Элине Авраамовне интересно было общаться, разговаривать, ходить по театрам и галереям, потом обсуждать увиденное, спорить. Своим формированием она во многом обязана ему. Но у Николая Ивановича  был один существенный недостаток - он очень любил женщин. С этим никак не могла смириться Быстрицкая и очень страдала. В 1989 году Кузьминский умер.

     


    В настоящее время Элина Авраамовна одна. Она придерживается мудрости Омара Хайяма: "Уж лучше будь один, чем вместе с кем попало". Родных у неё никого нет, но у неё есть свой круг близких друзей, с которыми она советуется, общается ежедневно, и никого чужого в этот круг не пускает.

    Быстрицкая очень любит своих учеников. Они бывают у неё, она ездит с ними на природу.

     

    Элина Авраамовна любит играть в бильярд. Это увлечение идёт с детских лет, когда для них с двоюродным братом родители купили маленький бильярд. Быстрицкая до сих пор для поддержания формы занимается гимнастикой. Гантели по полкило каждая, гимнастическая палка, обруч - её верные друзья.

     

     

    Рассказ Элины Быстрицкой о войне

     

    Элина, расскажите про войну?
    - Мне трудно вспоминать, как это было:
    Не то, что б не хочу или забыла,
    А нужно говорить за всю страну.

    В те роковые годы наш народ
    От мала до велика для Победы
    Трудился от заката до рассвета,
    И не было важнее из забот.

    Спросите ветеранов, стариков -
    Пожав плечами, скажут: "Все так жили.
    Вот этой силой мы врага разбили,
    Освободив отчизну от оков".

    И я не исключение: в тылу
    Ровесницы работали ударно,
    А мне достался поезд санитарный...
    И дальше, неохотно: как в пылу

    Войны, в числе других госпиталей,
    Оставив позади горящий Киев,
    Их поезд продвигался в глубь России,
    Откуда, занимаясь всё алей -

    С бойцами эшелоны гнал рассвет
    Пожарищам навстречу и бомбёжкам,
    А женщины тревожно из окошка
    На станциях крестили их вослед...

    Мне память сохранила с тех времён,
    Как снимок: на разбитом полустанке -
    Состава обгоревшего останки.
    А под откосом - с почтою вагон.

    И степь... До горизонта вся...
    Белей полей под снегом: письма, похоронки,
    А в вышине, над всем - печальный, звонкий
    Клин улетавших к югу журавлей.

    Не счесть теперь ни матерей, ни жён
    Не получивших чьих-нибудь последних
    Тех весточе; ни с рубежей передних -
    Солдат, кто, не дождавшись, был сражён.

    Всё тягостнее речь её и
    слог задумчиво - усталый, и нередко
    Вновь пальцы теребили край салфетки;
    И, чтобы поддержать наш диалог,

    Я задавал вопросы невпопад -
    Втречая испытующий и тихий,
    Как у людей с лихвой хлебнувших лиха,
    Пронзительный, чуть отрешённый взгляд.

    В тот миг она была, наверно, там:
    В том поезде, где приторный до рвоты                 
    Тяжёлый запах крови и мокроты,
    Сочащихся по стираным бинтам.

    Там, где махры и пота благовест,
    Где, на крыло



    свалившись, самолёты
    С тузами на боках - вели охоту,
    Прицеливаясь прямо в красный крест.

    Не клеился дальнейший разговор.
    Мы как-то больше вежливо молчали.
    В упор глазами полными печали
    Глядел в меня её немой укор.

    Нет, даже не укор, а приговор,
    за то, что я докучливым незнаньем
    разбередил клубок воспоминаний,
    комком в груди живущий с давних пор.

    Мне было стыдно, словно невзначай
    Обидел дорогого человека:
    И за её, припухшие вдруг, веки,
    И за, уже давно остывший, чай;

    За то, что не обнять и не согреть,
    Мне ставшие родными - эти плечи,
    И паузы неловкие - предтечи,
    Что, видимо, пора и честь иметь.

    А так хотелось поблагодарить:
    найти, сказать от сердца - не для слуха,
    но веяло такою силой духа,
    что не посмел: боялся оскорбить.

    Слова, что ей, скорее, не новЫ -
    застряли по пути, как в горле кости;
    то, собственно, зачем пришёл я в гости -
    осталось недосказанным...

    Увы,избитых фраз изысканный елей
    Здесь был бы совершенно неуместен
    И неприятен женщине известной
    Породой несгибаемых людей!

    Всё, что сумел: смущенья скрыв огонь -
    Поцеловать признательно без звука,
    Протянутую на прощанье, руку
    В распахнутую мягкую ладонь...

    Был месяц Май. Играла ребятня
    В "войнушку", как обычно, и пестрели,
    Громя "фашистов" - русские пострелы.
    На них смотрели на закате дня,

    Край занавески сдвинув, там, в окне -
    Глаза отнюдь не воина-эллина:
    Девчушки с хрупким именем Элина.
    Одной, из победивших в той войне...


    Манацков Николай Дмитриевич, май 2010г

     

     

    • Не нравится
    • +21
    • Нравится

    ЕЩЕ НА ЭТУ ТЕМУ:

    Памяти Владимира Зельдина.

    Памяти Владимира Зельдина. "В 100 лет не боюсь быть смешным..."

      Памяти необыкновенного Человека и большого Артиста посвящается....   «Мама умерла, когда ей было 47 лет. Папа умер в 53 года. А я почти
    Знаменитые любимые актеры - фронтовики!

    Знаменитые любимые актеры - фронтовики!

      Многие советские актеры главную роль в своей жизни сыграли на полях Великой Отечественной войны. Кто-то отправился на фронт состоявшимся артистом,

    ВАС ТАКЖЕ ЗАИНТЕРЕСУЕТ:

    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    РАЗДЕЛЫ САЙТА
    Кто онлайн
    Всего на сайте: 20
    Пользователей: 0
    Гостей: 20
    РЕКЛАМА
    ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ
    по просмотрам по комментариям
    МЫ В СЕТЯХ
    soc soc soc soc