Меню
  • Главная
  • Разделы сайта
  • Форум
  • Помощь новичкам
  • Все о сайте
  • Картинки
  • Фотогалерея
  • Администрация
  • Обратная связь
  • ВЕРА И РЕЛИГИЯ

    ИСПОВЕДЬ КАК СРЕДСТВО ПАСТЫРСКОГО ДУШЕПОПЕЧЕНИЯ

    134

    1:502

    Исповедь является важнейшим средством помощи, подаваемой священником кающимся.

    1:652

    «Исповедь – это Таинство Покаяния, в котором человек через исповедование грехов получает от милосердия Божия прощение, согласно написанному во псалмах: “сказал: исповедаю Господу беззакония мои, и Ты снял грех с сердца моего” (Пс. 31:5)»[1]. Это – Таинство «возвращения грешника к Богу»[2].

    1:1190

    Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал о таком милосердии Божием одному священнику: «Сколько сейчас людей, уже, казалось бы, погрязших в пучине самого мерзопакостного греха, получают спасительный толчок от Господа к возрождению души (это я вам из повседневного опыта духовника говорю) … Тяжело выслушивать исповедь современного человека, но она же порождает в душе духовника жалость к человеку – начало любви, зрение вражьих происков; а главное – в том, что такой человек переступил порог Церкви, увидеть несомненную Божию любовь к самому заматеревшему во грехе грешнику»[3].

    1:2259



    В Таинстве Покаяния, по словам святителя Феофана Затворника, у одних снова полагается начало новой благодатной жизни в Боге, утерянной вследствие греховной жизни, а у других эта действующая в них благодатная жизнь получает очищение, возгревается и возрастает. В Таинстве Покаяния происходит «решительное изменение себя [к лучшему, исправление], перелом воли, отвращение от греха и обращение к Богу»[4], появление ревности об исключительном угождении Богу с отвержением себя и всего другого. Бог снова дает “сердце новое и дух новый” (Иез. 36,26). Покаяние, таким образом, является для человека единственным источником истинно христианской жизни[5].

    1:1200

     

    1:1205

    «Души, которые будут приходить к вам на исповедь, – Бог будет приводить к вам. В этом смысле и принимайте всех, – как Богом посланных, – и заботьтесь исполнить то, зачем они посланы. Посланы же они зачем бывают? Затем, чтоб вы уврачевали их, – или вернее сообщили им Господне врачевство: ибо врач душ один Господь»

    2:2294



    Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) писал священникам своей епархии: «Страшную власть [в Таинстве Исповеди] над душами человеческими, почти равную власти Божественной, дал нам Христос Бог. Не обязаны ли мы поэтому с трепетным вниманием и страхом относиться к этой данной нам изумительной власти? Не должен ли каждый духовник доподлинно и точно узнать грехи кающегося? Ибо как можно решить или вязать те грехи, которые не известны духовнику? Как можно довольствоваться пустым бормотанием исповедующегося: “Грешен, батюшка, грешен; во всем грешен”. … Будем помнить о том, что среди тех ханжей, которых не мало между говеющими, есть не мало и таких, которые с трепетом и глубоким волнением идут на исповедь, ожидая от духовника исцеление их душевных ран. О, как благодарны они священнику, с глубоким вниманием слушающему их, и с какой глубокой обидой уходят от холодного и равнодушного священника-ремесленника, один из которых, как мне известно, сказал плачущей женщине: “Иди, иди! Надоели мне ваши грехи”»[6].

    3:2353



    Подобно святителю Луке митрополит Антоний (Храповицкий) также говорил о той исключительной чести и ответственности, которые лежат на принимающем исповедь священнике: «Смотри, какой исключительной на земле чести сподобил тебя Бог, какое благодеяние тебе посылает. Ведь ни отцу, ни матери, ни жене, ни другу, ни царю не откроет христианин тех тайн души своей, которые он теперь раскрывает Богу и тебе. И если хирург с великим тщанием и страхом берется за нож, чтобы совершить опасное и потребное резание человеческого тела, то, конечно, во много раз больше должен ты и трепетать, и молиться, чтобы исцелить, а не убить бессмертную душу»[7].

    4:1685

    И далее: «На совести почти каждого человека есть дела, слова и мысли, в которых он и под ножом не признался бы своим знакомым, – а придет день и час исповеди, и он добровольно все это излагает своему духовнику. Правда, он и духовнику выскажет это только после тяжелой внутренней борьбы и при уверенности, что духовник никому не передаст его признаний; он, быть может, несколько лет уже уклонялся от исповеди потому только, что не мог победить своего стыда, своей гордыни; но если уж он пришел, то распнет себя духовно и расскажет свой грех. Подумай об этом, иерей Божий, и пожалей, полюби человекаНикогда человек не бывает так прекрасен, так мил Богу, как тогда, когда он убивает перед Ним и перед тобою свою гордыню. Лишь только уничтожен этот главный враг нашего спасения, враг Божий, т. е. гордость, сейчас же душа исповедующегося становится открытой для восприятия самых святых мыслей, желаний, намерений и решений. Блажен ты, духовник, если Бог тебе скажет то, что именно может послужить на пользу твоему духовному чаду для совершенного или постепенного отрешения от прежних грехов. – Но Бог помогает труждающимся, а не лежащим, говорит святитель Тихон Задонский, и вот ты и должен главною задачею своей жизни поставить приобретение опытности духовного врачевания, т. е. руководственных указаний христианам, как бороться с грехом, и как укрепиться в добродетели»[8].

    4:2503



    Святитель Феофан обращает внимание священника на то, с каким вниманием он должен отнестись к каждому приходящему человеку на исповедь, ведь приводит людей к этому Таинству Сам Господь: «Души, которые будут приходить к вам на исповедь, – Бог будет приводить к вам. В этом смысле и принимайте всех, – как Богом посланных, – и заботьтесь исполнить то, зачем они посланы. Посланы же они зачем бывают? Затем, чтоб вы уврачевали их, – или вернее сообщили им Господне врачевство: ибо врач душ один Господь»[9].

    4:936

    Митрополит Антоний (Храповицкий) говорит об исповеди как о времени особого «настроения души, настроения покаяния, веры и надежды, при которых исповедь становится плодотворной», настроения открытости, готовности беседовать со священником и ждать советов об исправлении жизни: «Духовные лица не вполне сознают, с какою благоприятной для назидания настроенностью души предстоят им миряне во время исповеди»[10].

    4:1694



    Священник Александр Ельчанинов в своих записях советует молодым священникам придерживаться следующего, как он отмечает «нормального», правильного, порядка исповеди: «Молитва [перед исповедью] и краткий совет, как исповедоваться. Дать выговориться, не перебивая, только помогая, если молчит. Молитва о ниспослании сердечного сокрушения кающемуся и прощении ему грехов. Советы. Разрешение»[11].

    4:724

     

    4:729

    Испытание кающихся[12]

    4:775

    Прежде всего, исповедующемуся необходимо «испытать свое сердце»[13], познать свои грехи[14], ясно увидеть их, со всеми обстоятельствами, умаляющими или увеличивающими греховность действий: пересмотреть всю свою жизнь, с «судом строгим и нелицеприятным»[15], с целью отвержения греха и укрепления решимости «работать единому Богу в исполнении Его заповедей»[16].

    4:1448

    По словам архиепископа Платона (Фивейского), «Нет ничего полезнее для кающегося, как если он сам сделает полную и подробную исповедь во грехах; ибо кто чем более осуждает себя, тот тем более достоин прощения, и священнику приличнее слушать, нежели спрашивать кающегося. – Но случается, что или по недостатку познания самих себя, или неведению законов Божественных, или по смущению, или по излишней стыдливости, или потому, что недостаточно испытали свою совесть, или наконец потому, что нечестие ослепило сердце и заглушило [укоры] совести и нет желания воздержаться от грехов, – кающиеся [не знают и] скрывают от духовного отца, какими греховными болезнями они [страдают] и чем тревожится их совесть. И священникам нередко случается встречать таких кающихся, которые, пришедши на исповедь, не знают, что сказать»[17].

    4:2945



    Об этом же говорит и священник Александр Ельчанинов: «надо учить людей исповедоваться. Как часто вместо исповеди слышишь совершенно житейские разговоры, хвастанье собой, цитирование хороших отзывов о себе, жалобы на близких и на трудности жизни. Отчасти это от незнания, от отсутствия церковной культуры, отчасти – от греховной запутанности, слабости, когда человек не умеет и не пытается увидеть себя, когда у него нет ни навыка, ни желания разобраться в своей душе, нет отвращения к греху, нет стремления к свету и жажды очищения»[18].

    5:1495

     

    5:1500

    В то же время отец Александр советует: «Если даже неправильно ведут исповедь (тщеславятся, перечисляют свои добродетели, рассказывают подробно свои жизненные обстоятельства) — не будь резок, не останавливай — многие несчастные для того и приходят, чтобы поплакаться о своей тяжелой жизни»[19].

    5:548

     

    5:553

    «Надо помочь ему[кающемуся], разбудить в нем покаянное чувство, задать наводящие вопросы – была ли за этот период какая-либо духовная жизнь (борьба с грехом, молитва, самопринуждение, усилия стать лучше), успел ли в чем-нибудь, не двинулся ли назад? Какой грех считает самым тяжким? Какую добродетель самой важной?»[20].

    5:1138

    Таким образом, священник призван помочь человеку, вместе с ним увидеть, что тяготит пришедшего к нему на исповедь.

    5:1349

    Как руководство к такому рассмотрению себя духовник может предложить «рассмотреть, с одной стороны — Закон Божий, а с другой — собственную жизнь [человека], и определить, в чем они сходны и в чем несходны»[21].

    5:1733



    Цитата

    «Никогда не следует делать Таинства Покаяния мучительной пыткой для совести кающегося»

    6:684

    Обращаясь к Священному Писанию, тем его главам, где показывается пример «христианского жития»[22], можно проверять, насколько жизнь человека соответствует учению Спасителя и святых апостолов. При этом можно предложить человеку обратиться рассмотреть себя, опираясь и на различные  составленные руководства:

    7:1768



    -     по главам Святого Евангелия от Матфея (особенно 5, 6, 7 главы), где Спаситель излагает закон собственно христианский (святитель Феофан Затворник[23]);

    7:284

    -     по десяти заповедям («Из записок преподобного Георгия, затворника Задонского»[24], «Накануне исповеди»[25] протоиерея Григория Дьяченко, «Опыт построения исповеди»[26]архимандрита Иоанна (Крестьянкина), «Вопросы на исповедь по заповедям десятисловия»[27]архиепископа Платона (Фивейского));

    7:847

    -     по заповедям блаженства («Опыт построения исповеди»[28] архимандрита Иоанна (Крестьянкина), «Накануне исповеди»[29] протоиерея Григория Дьяченко);

    7:1139

    -     по посланию святого Апостола Иакова (святитель Феофан Затворник[30], «Беседа перед исповедью»[31] священника Александра Ельчанинова);

    7:1406

    -     по главам посланий святого Апостола Павла, в которых сокращенно излагаются обязательные для христианина дела, например:

    7:1640



    · с 12-й главы Послания к Римлянам (святитель Феофан Затворник[32], «Беседа перед исповедью» [33]священника Александра Ельчанинова);

    7:249

    · с 4-й главы Послания к Ефесеям (святитель Феофан Затворник[34], «Беседа перед исповедью»[35]священника Александра Ельчанинова);

    7:494

    -     по Первому посланию святого Иоанна Богослова (святитель Феофан Затворник[36]);

    7:654

    -     по церковным заповедям («Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной»[37] святителя Петра (Могилы), «Накануне исповеди»[38] протоиерея Григория Дьяченко);

    7:1006

    -     по Житию преподобного Василия Нового  с мытарствами блаженной Феодоры[39] (святитель Феофан Затворник)[40];

    7:1224

    -     по молитвам (митрополит Антоний (Храповицкий)[41], «Беседа перед исповедью»[42] священника Александра Ельчанинова):

    7:1456

    · по молитве вечерней Святому Духу;

    7:1523

    · по заключительной вечерней молитве: «Исповедую тебе единому Богу, в Троице славимому…»;

    7:167

    · по четвертой молитве ко Святому Причащению: «Яко на страшном Твоем и нелицеприемнем предстоя судилище»[43];

    7:374

    -     священник может посоветовать кающемуся вспомнить «все обязанности [его] в отношении к Богу, ближнему и к самому себе» (святитель Феофан Затворник[44], «В помощь кающимся»[45]святителя Игнатия (Брянчанинова), «Накануне исповеди»[46] протоиерея Григория Дьяченко, «Нравственное богословие»[47] М.А. Олесницкого, «Исповедь»[48] митрополита Антония (Храповицкого)).

    7:1069

    -     по страстям ((«Из записок преподобного Георгия, затворника Задонского»[49], «В помощь кающимся»[50] святителя Игнатия (Брянчанинова));

    7:1334

    -     по чину последования исповеди (святитель Феофан Затворник[51], «Требник»);

    7:1482

    -     по существующим чинам исповеди, составленным святыми: «Генеральное исповедание грехов, произносимое кающимся пред иереем»[52] святителя Димитрия Ростовского, «В помощь кающимся»[53] святителя Игнатия (Брянчанинова), «Исповедь кающегося грешника»[54] епископа Порфирия (Успенского).

    7:2029



    -     по опросникам для особых случаев, для исповеди кающихся различных профессий, званий, возрастов: «Вопросы на исповедь высоких духовных особ»[55], «Вопросы на исповедь священников»[56], «Вопросы на исповедь малолетних»[57] архиепископа Платона (Фивейского); протоиерей Григорий Дьяченко приводит в своем пособии «Накануне исповеди» вопросы для исповеди священников[58], детей[59], опасно больных[60], «Краткие вопросы на исповеди при многолюдстве исповедающихся (вопросы по плану десяти заповедей, вопросы по плану девяти евангельских заповедей, вопросы по плану девяти церковных заповедей, вопросы по плану наших обязанностей к Богу, ближним и самим себе»)[61].

    7:1221

    Во всех этих опросниках духовники советуют обращать внимание как на нарушение заповедей[62], так и на неисполнение обязанностей: в духовной жизни[63], семейных[64], по должности (служебных)[65], гражданских (по отношению к государству)[66]; на вовлечение других в грех, соблазн.

    7:1724



     

    7:4

    Особое внимание в руководствах по совершению исповеди, уделяется вопросам при испытании кающегося  об «особенных обстоятельствах грехов»[67].

    8:779

     

    8:784

    Архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский) в «Новой скрижали» особенные обстоятельства грехов обозначает следующим образом, указывая, что во время исповедания кающегося священник должен соблюсти семь следующих обстоятельств: «кто, что, где, по какому побуждению, для чего, как и когда. То есть кто кается? человек, христианин православный, старый, юный, женатый, девственник, образованный и т. п. Что сотворил? согрешил, преступил заповедь, какую и в чем именно? – Где? – то есть: на каком месте, тайно или явно, в церкви или в дому, и т. п. По какому побуждению? – советом, повелением, принуждением, примером и проч. Для чего? – естество ли или немощь требовали сего, по нужде ли, или по одному произволению. Как? – то есть каким образом? словом или делом, помышлением или намерением, внезапно, неумышленно или после предварительного размышления и приготовления и проч. Когда? – то есть в какое время? во время голода, нужды и немощи, или в довольстве и богатстве, в обыкновенные дни или в посты и праздники и пр. Соображаясь с сими обстоятельствами, должно налагать епитимии, соразмерные с тяжестью грехов»[68].

    8:2830



     

    8:4

    Архиепископ Платон (Фивейский) советует священнику не расспрашивать на исповеди о следующих вещах:

    8:193

    1) о предметах, непосредственно не относящихся к исповеди, а также о тех, которые хотя и относятся ко греху, но знать их не нужно ни для определения вида греха, ни для полноты исповеди, ни для указания человеку спасительного совета и наставления или наложения епитимии. По слову владыки Платона, духовнику необходимо стремиться избегать любопытства об обстоятельствах бесполезных и ненужных для Таинства Покаяния, помня о том, что «через бесполезные вопросы напрасно теряется дорогое время, подобные вопросы рождают недоверчивость к священнику, как тому, кто стремиться выведать тайны, и самую исповедь делают ненавистною и тягостною»[69]. Сюда относятся вопросы о достатке кающегося и др. обстоятельствах, которые не относятся напрямую к предмету исповеди.

    8:1589

    2) Духовник не должен входить в подробное исследование тех предметов, мысль о которых становится основой для различного рода греховных воображений. Потому лучше не знать каких-либо менее значимых подробностей греха, чем подвергнуть кающегося опасности совершения нового греха. «Скверна греховная так зловонна, что неблагоразумно трогать ее ни кающемуся, ни исповедующему когда не нужно»[70]– убеждает духовников владыка Платон (Фивейский). Достаточно поэтому «спросить о виде, а не образе греха сделанного, а если сами кающиеся или по бесстыдству, или по неведению захотят открыть способ [образ] совершения греха, то должно с кротостью внушить им, что это не нужно»[71]. Также для духовника важно знать, что не всем кающимся следует предлагать одинаковые вопросы, например, по-разному необходимо спрашивать необразованных и образованных. Однако для принимающего исповедь священника важно помнить, что «никогда не следует делать Таинства Покаяния мучительной пыткой для совести кающегося»[72].

    8:1844



     

    8:4

    Это, по слову святителя Феофана, «первая степень познания своей греховности» человеком, на которой важна «точная определенность дел»: «со всеми обстоятельствами времени, места, лиц, препятствий и прочего»[73], что относится к совершенному человеком.

    8:464

    Вслед за этим нужно «глубже входить в греховное сердце. Под делами, словами, частными помышлениями, пожеланиями и чувствами лежат постоянные расположения сердца, составляющие характеристические черты наши[74]. При этом важно определить привычки, склонности, расположения кающегося. Рассматривая грех как расположение, «как постоянное желание грешить»[75] тем или иным образом, святитель Феофан Затворник видит в нем проявление страсти[76], поскольку такие привычки и склонности лежат в основании греховных действий.

    8:1437

    При этом «иные дела случайно прорывались, иные же исходили из сердца, и с такою силою, что их остановить не было сил, а иные делались непрестанно, обратились как бы в закон. Такое раcсмотрение даст знать, каких дел производители скрываются в сердце и рождают постоянный, оттуда возникающий, позыв на них. Это и суть склонности греховные»[77]. Раскрывая их, человек сможет обнаружить настрой своего сердца, определить взаимное сочетание его склонностей[78]

    8:2284



    Святитель Феофан Затворник напоминает: «У всякого грешника есть все страсти – иные на деле, другие в зародышах, – потому что у всякого, кто грешит, заправляет делами самолюбие, семя всех страстей или склонностей греховных. Но не у всякого все они раскрываются в равной степени: у одного преобладает гордость, у другого – сластолюбие, у третьего – корыстность. <…>»[79].

    8:684

     

    8:689

    Через испытание кающегося и обращение к нему с вопросами о существе совершенных поступков и предложенное ему рассмотрение себя, по словам архиепископа Платона (Фивейского), открывается образ жизни человека, привычки, возможность повторения им падения. Потому он обращает внимание священника: «Для того чтобы вернее узнать нравственное состояние кающегося, без чего нельзя с успехом врачевать его, духовник должен постараться открыть источник грехов в господствующей какой-либо страсти в человеке. Худые действия – только обнаружение господствующей страсти; одна греховная наклонность бывает причиною многих грехов. Так упорство, желание спорить, непослушание старшим, происходят из господствующей страсти гордостиобида, клевета, ненависть рождаются от завистисребролюбие ведет к обману, к коварству, к жестокости, даже к клеветам и клятвопреступлению; кто не умеет владеть гневом, тот способен к осуждению, злословию, клевете и проч. Посему священник предлагая соответствующие вопросы должен открыть в кающемся господствующую страсть, которая сделалась главным источником его грехов[80].

    8:2722



    Цитата

    Каждая исповедь должна чему-то научить кающегося в его духовной жизни

    9:650

    Также важно обратить внимание на готовность и решимость кающегося к исправлению(«расположения кающегося», по  архиепископу Платону (Фивейскому)). При совершении исповеди важно определить и те обязанности, которые накладывают сделанные грехи, например, обязанности возвратить чужое, примириться с врагами, удаляться случая ко греху. То есть духовнику, как отмечает архиепископ Платон (Фивейский), следует спросить кающегося, исполнил ли он, начал ли исполнять, или, по крайней мере, готов ли он исполнять эти обязанности. Из ответов на этот вопрос можно видеть, насколько человек готов позаботиться об исправлении себя и какие уже сделал добрые дела для истребления в себе пороков. Большая или меньшая степень готовности кающегося исполнить такие обязанности и подвизаться в добродетелях, противоположных грехам, в которых он каялся[81], показывает большую или меньшую степень решимости в преодолении греха, готовности следовании за Богом.

    10:2891

     

    10:4

    Так, духовнику важно помнить, что на нем «лежит обязанность через вопросы привести [приходящих на исповедь] людей до сознания, как пагубно их состояние души, как много они сделали и делают тяжких грехов. А робким и боязливым [священник должен] помочь высказать все свои грехи. К этому обязывается священник как служитель таинства, как судия и врач при совершении Таинства Покаяния»[82].

    10:709

     

    10:714

    Очевидно, что при таком обращении и тщательном рассмотрении своей жизни, перед человеком «откроется бесчисленное множество дел, слов, помышлений, чувствований, желаний беззаконных, которымне следовало быть, а они допущены, — множество таких, какие следовало сделать, а они не сделаны, да немалое число и из деланных по закону окажутся [недобрыми], по нечистоте побуждений. Соберется всего этого бесчисленное множество, а может быть, и вся жизнь окажется составленною из одних дел недобрых»[83]. А вместе с тем будет появляться и твердая решимость работать одному Богу[84].

    10:1760



    Когда же исповедь будет окончена, то, в соответствии с обстоятельствами грехов и их тяжестью, священник дает кающемуся совет, наставление к исправлению (епитимию), а затем прочитывает над ним разрешительную молитву.

    10:398

    На этом моменте исповеди останавливается митрополит Антоний (Храповицкий), обращая внимание на его значение для исповедника: «Вот кающийся, смиренно исповедав свои грехи, слышит кроткий, любви и благоговения исполненный голос духовника: “Господь прощает кающемуся; Он близок к твоей душе и желает тебе победы над грехом больше, чем ты сам, как и ты своим детям желаешь укрепления в добре больше, чем они сами. Когда начнется борьба в твоем сердце, вспомни о Всеведущем и сострадающем Искупителе, вспомни, что Ангел Хранитель с заботливой скорбью следит за колебанием твоей души; пожалей сам свою душу. Видишь, и мне тебя жалко, а Бог нас любит во много раз больше, чем мы друг друга. Если сам же не оттолкнешь Его помощи, Он не предаст тебя в рабство твоим прежним страстям. Призывай Его во время искушений, осеняй тогда себя знамением Креста, отвращай взор твой от соблазнов, удаляйся от людей, склоняющих тебя на злое или раздражающих тебя, и будешь тогда победителем невидимых врагов.” – Такими, хотя и короткими словами духовник [укрепит] взволнованную душу кающегося»[85].

    10:2368



    Также, по словам архимандрита Иоанна (Крестьянкина), у людей порой «погрязших в пучине самого мерзопакостного греха», и теперь получивших «спасительный толчок от Господа к возрождению души», рождается «осознание чуда Божией любви, преобразующей жизнь, <…> осознание своей крайней греховности, своего полного бессилия снять с себя коросту проказы, поразившей всё существо, и вместе с тем бесконечной благодарности Богу и упование на Его силу и милость на будущее»[86].

    10:875

    Каждая исповедь должна чему-то научить кающегося в его духовной жизни. Так, священник Александр Ельчанинов подчеркивает, что следует «стараться, чтобы все приходящие к исповеди вынесли из каждого говения хоть одну добрую привычку – например, обязательную двукратную молитву, среди дня, неосуждение и т.д.; настойчиво прививать, проверять – потом само делается необходимостью»[87].

    10:1580



    • Не нравится
    • 0
    • Нравится

    ЕЩЕ НА ЭТУ ТЕМУ:

    Молитва из сухого сердца еще дороже для Бога

    Молитва из сухого сердца еще дороже для Бога

      Молитва из сухого сердца еще дороже для Бога   Разговор об исповеди, на которой постоянно, от воскресенья к воскресенью, из года в год, человек
    Для чего необходима исповедь?

    Для чего необходима исповедь?

      Исповедь – первый элемент покаяния. Значение ее усматриваем в притче о блудном сыне: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! согрешил я против

    ВАС ТАКЖЕ ЗАИНТЕРЕСУЕТ:

    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    РАЗДЕЛЫ САЙТА
    Кто онлайн
    
    Всего на сайте: 85
    Пользователей: 0
    Гостей: 85
    РЕКЛАМА
    ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ
    по просмотрам по комментариям
    МЫ В СЕТЯХ
    soc soc soc soc soc