Меню
  • Главная
  • Разделы сайта
  • Форум
  • Помощь новичкам
  • Все о сайте
  • Картинки
  • Фотогалерея
  • Администрация
  • Обратная связь
  • ВЕРА И РЕЛИГИЯ

    ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ

    381

    1:502

    Православный педагог русского зарубежья Софья Сергеевна Куломзина, которая много лет преподавала детям эмигрантов Закон Божий, подчеркивала необходимость домашнего религиозного образования. Она видела, как быстро русские дети в чуждом культурном окружении перестают быть и русскими, и православными, даже если они учатся в русских религиозных школах. Софья Сергеевна писала: «В деле христианского воспитания важны домашние традиции, связанные с праздниками и постами. Церковные праздники для детей — настоящее торжество, если их отмечают и дома. Только дома ребенок получает подлинное удовольствие и радость в праздничный день»[1]. И действительно, только домашний праздник оказывается по-настоящему родным для ребенка, и чем ребенок младше, тем это положение важнее.

    1:1924



    Поэтому, когда мы будем готовиться к празднику Рождества Пресвятой Богородицы — первому из двунадесятых праздников церковного года, — мы попробуем охватить все и сразу:

    1:314

    1. Дадим детям знания (теорию): расскажем нашим детям об этом важном событии Священной Истории.

    1:492

    2. Сделаем это знание практикой и праздником: будем готовиться к этому дню все вместе, будем украшать дом и устроим хотя бы небольшое застолье.

    1:758

    3. И самое главное, конечно: вместе с детьми войдем внутрь этого праздника. То есть будем участвовать вместе со всей православной Церковью в праздничном богослужении.

    1:1067

    Если мы дадим детям что-то одно из этого, не давая ничего другого, то и мы сами, и наши дети многое потеряем: потеряем полноту восприятия, понимания праздника.

    1:1356

    Если дадим только одну теорию, получится вот что: знание в одно ухо влетает, в другое вылетает. По определению на самом лучшем уроке может быть усвоено не более 15% информации.

    1:1675



    Если мы празднуем только дома — то это просто наше общение между собой, вроде дедушкиного юбилея. Вещь важная, но в этом случае явно недостаточная.

    1:270

    Если мы возродим только народные традиции — то мы получим просто обряды и раскрашенный фольклор. Тоже не самый плохой вариант, но это не полнота праздника.

    1:557

    Когда родители рассчитывают на магическое воздействие посещения храма, им приходится разочаровываться

    1:753

    Если же праздник у нас только «посещение храма», без знаний и без домашнего сопровождения, то чаще всего в реальности дети просто болтаются где-то вокруг церковного здания, смутно представляя себе все происходящее. «Мама привела — мама увела». Если мы только водим детей за собой на богослужения, то чудо, конечно, может произойти, и дети по-настоящему войдут в жизнь Церкви. Но когда родители просто рассчитывают на некое магическое «духовно-нравственное» воздействие посещения храма, то чаще всего им приходится разочаровываться. И слишком поздно выяснить, что, оказывается, детьми нужно было заниматься, учить их теми самими пресловутыми «словами», передавать им «учение». И делом тоже учить — освящать не только воскресное утро, не только утро праздника, но и весь дом свой, быт и отношения — пространство жизни ребенка.

    1:2265



    Так что попробуем дать детям знания — и подкрепим эти знания жизнью. Введем праздник в дом. И дом приведем в Церковь.

    1:214

    Сразу и навсегда, конечно, не получится. Но если постоянно пытаться, если жить так — то, с Божией помощью, возможно все.

    1:432

    И начать можно с полного и полноценного погружения в этот чудесный наступающий праздник — праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

    1:678

    Рассказ о празднике

    1:719

     

    1:724

     

    1:732

    Чтобы рассказать детям о наступающем празднике, можно просто зачитать им что-то готовое. Текст для чтения легко взять из учебника «Закона Божия», из синаксаря, из Интернета. Для «продвинутых» можно почитать и об истории праздника, и о его иконографии.

    1:1193

    А можно рассказать о Рождестве Богородицы своими словами.

    1:1302

    Если старшие дети уже достаточно большие, и все мы всю жизнь каждый год встречаем церковные праздники, то рассказ может иметь форму разговора с детьми:

    1:1581

    — Как звали родителей Богородицы? — это вопрос к малышу.

    1:105

    — Что вы о них знаете? — это можно спросить у ребенка постарше.

    1:222

    — Что сделал праведный Иоаким, когда священники не захотели брать у него жертву для Господа?

    1:394

    — Где молилась святая праведная Анна, когда ей явился ангел?

    1:507

    И так далее. Вопросы попроще задавить малышам, посложнее — старшим. И так старшие вспомнят что-то, а младшие из такого разговора получат эти знания.

    1:779

    Потом, после ужина, можно посмотреть иллюстрации: в наших книгах, в том же Интернете. На иконах и картинах художников увидеть, как купают в купели новорожденную будущую Матерь Божию, как из окошка выглядывает праведный Иоаким. Иногда изображается колыбелька, в которой помощницы укачивают новорожденную Девочку. Девушки и женщины прислуживают праведной Анне. На некоторых иконах показан накрытый стол около ложа святой роженицы — ей надо подкрепиться после родов. Иногда девушки подносят Анне дары, иногда также обмахивают ее опахалом. Можно сразу посмотреть и изображения самих Богоотец Иоакима и Анны, найти иконы «пестования» маленькой Марии. Есть такое интересное изображение, где Иоаким и Анна выращивают маленькую Дочку, как плод зеленого деревца. Причем деревце иногда прорастает от лежащего на земле Иессея, отца царя Давида.

    1:2313



    Наши дети к каждому празднику меняют заставку на большом домашнем компьютере: фон делают в цвет праздника, а в качестве изображения — икону или живописное изображение. И каждый раз, включая компьютер, мы видим напоминание о празднике. А чтобы всякие значки не попадали на святые лики, дети просто перетаскивают их на края экрана.

    1:603

    Подготовка тропаря

    1:643

     

    1:648

     

    1:656

    Чтобы подготовиться к празднику, чтобы подготовиться к богослужению, чтобы войти в учение Церкви о празднике — для всего этого мы заранее узнаем или вспоминаем тропарь Рождеству Богородицы. А может быть, и кондак, и величание. Эти тексты мы напишем по-церковнославянски крупными красивыми буквами. О том, как это можно сделать, я уже рассказывала раньше.

    1:1309

    Украсить тексты можно просто красной рамочкой, а можно каким-нибудь орнаментом, геометрическим или растительным — что будет интересно самим детям. А можно использовать и те символы праздника, которые нам предлагает богослужение:

    1:1734



    Солнце — Потому что «возсия Солнце правды Христос Бог наш». Так мы еще обратим внимание детей на этот образ. Так текст станет изображением.

    1:261

    Птичка и птенчики в гнезде — потому что на них смотрела, по преданию, праведная Анна, когда «восскорбела» о своем бесплодии: «Даже птицы имеют детей, а я не имею». Так мы еще раз напомним, проиллюстрируем и закрепим рассказ о родителях Пресвятой Богородицы. Такое изображение особенно уместно будет на тексте кондака или величания — где прославляются как раз Иоаким и Анна.

    1:950

    Дерево познания добра и зла с яблоками — как напоминание о том, что рождение Богородицы «отъяло клятву» грехопадения. А заодно этот образ еще раз напомнит детям о событиях Ветхого Завета.

    1:1301

    Цветы, сад — потому что «От Анны днесь цвет, сад богоданный, Богородица прозябе» (из службы вечерни праздника). Цветы, сады — все это образы Пречистой Девы.

    1:1591



    Разорванные кандалы или цепи — потому что рождеством Богородицы «Ева от уз свободися» (Седален канона празднику). Это еще раз о той радости, которая сегодня возвещается «всей вселенней», и еще раз о Ветхом Завете. И к тому же хотя бы небольшое знакомство с богослужением этого дня: чтобы достичь этого эффекта, стоит прочитать ребенку текст этой небольшой молитвы (его можно найти в тексте службы).

    1:732

    Гора, дверь, лестница — это все — также закрепленные в богослужениях и святоотеческом учении образы Богоматери. Во время Всенощной в каноне празднику Рождества Богородицы будут читаться такие слова: «Гору и дверь небесную, и мысленную Тя лествицу боголепно лик Божественный пронарече: от Тебе бо камень отсечеся не руками мужескими, и дверь, еюже пройде Господь…». Конечно, все это тоже хорошо бы объяснить ребенку. Богородица называется дверью, потому что через нее, как через дверь, вошел в этот мир Христос. Напомнить про Лествицу, которую видел Иаков — и подчеркнуть, что это, в числе прочего, образ Богородицы, соединившей небо и землю. Напомнить о видении пророка Даниила — когда от горы откололся камень и разбил истукана…

    1:2074

    Это могут быть и другие образы, конечно.

    1:74

    Каждый подобный праздник — повод вспомнить и Новый, и Ветхий Завет

    1:201

    Здесь многое зависит от того, насколько мы с детьми глубоко продвинулись и погрузились в тему. И если мы уже не первый год встречаем церковные праздники, и тем более если мы с нашими детьми уже читали Священное Писание, то каждый подобный праздник — повод вспомнить и Новый, и Ветхий Завет. Так мы «пробегаем» по всей священной истории, и самое главное — можем увидеть ее смысл. Можем увидеть связь Ветхого и Нового Завета, увидеть историю «живьем» в церковном празднике.

    1:1064

    А если мы ничего подобного не читали, и Библию представляем очень смутно — то это тоже не повод отказаться от таких экскурсов в Ветхий Завет. Ведь раз уж мы встали на этот путь «образовательного общения» со своими детьми, раз уж мы начали такое приближение к Церкви, то однажды мы познакомимся с Книгой Книг. И тогда мы будем узнавать эти пока неясные образы — узнаем и историю грехопадения, и историю Иакова, и Даниила. И все это окажется уже немного знакомым и почти понятным: «Ой, папа, мы же когда-то рисовали эту лестницу от земли на небо!»

    1:2053



    В любом случае подготовленные тексты тропаря и кондака мы повесим где-то рядом с иконами. И эти песнопения мы будем все вместе петь перед едой — начиная с вечера накануне праздника — и после общих вечерних молитв.

    1:392

    Накануне праздника

    1:432

     

    1:437

    20 сентября, если это будний день, мы, как обычно, ходим в школу, работаем. Но это уже наступление праздника. А значит — какая-то уборка дома, хотя бы как «перед гостями». Значит, хоть какое-то украшение дома.

    1:811

    Здесь будут уместны, конечно, цветы: это вообще символ чистоты Богородицы и Ее красоты. Той красоты, которую Она принесла в мир. Впрочем, цветы — удовольствие не всегда доступное. Проще использовать что-то «многоразовое». Например, голубые полотенца или кружева на иконах. Ведь голубой (или синий) — «богородичный» цвет в православной богослужебной традиции.

    1:1469

    Можно поменять скатерть на обеденном столе: если есть какие-то варианты, то как раз уместно будет подготовить что-то голубое или с голубым узором. А еще проще, если нет ни средств, ни сил, ни времени «заморачиваться», — для обычной нашей скатерти подготовить голубые салфетки. Хоть что-то. Но уже — в сторону праздника. Такая, казалось бы, ерунда — это наглядность. Это напоминает нам о Рождении Богородицы и уже может настраивать наш дом на праздник.

    1:2290



    А еще можно подготовить для девочек голубые платочки или голубые ленты — чтобы сегодня вечером и завтра утром все это надеть в храм. Одна моя знакомая матушка, мама девяти детей, рукодельница и мастерица, у которой, в отличие от меня, руки из правильного места растут, сама шьет своим детям красивую праздничную одежду. И на службах дети оказываются в платьях и костюмах «цвета праздника». Дети растут, а праздничная одежда не снашивается — и переходит от одного ребенка к другому. Сейчас ее старшие дети — уже сами мамы, но все равно их легко можно узнать на праздничных службах даже со спины: они всегда в красивых платьях, и хотя бы платки у этих девочек (уже скорее молодых женщин) голубые в богородичные праздники.

    1:1309
    Цитата

    В чем бы ни приходили в храм — лишь бы вообще приходили

    1:1428

    Впрочем, это уже, конечно, относится к третьестепенным, совсем не принципиальным вопросам. В чем бы ни приходили в храм — лишь бы вообще приходили. Конечно, одежда «в цвет праздника» не имеет отношения ни к богословию, ни к нашему спасению.

    1:1868



    Но все же нельзя совсем отмахнуться от таких вещей: не самое важное — так и забудем об этом вообще и навсегда. Мол, будем мыслить «духовно». Но если на школьный концерт мы специально подбираем одежду, если в гости к бабушке надеваем детям все нарядное и чистое, а в храм — что попало, то какое отношение к богослужению мы воспитываем в своих детях?

    1:632

    Поэтому, если нет ничего такого особенного, голубого — конечно, не страшно и не важно, и даже переживать по этому поводу нечего. А вот пойти в храм в праздничной одежде — в той, которая для нас, для нашей семьи является праздничной — важно. Чтобы подчеркнуть и особенность дня, и наше уважение к храму и к празднику.

    1:1206

    Богослужение

    1:1235

     

    1:1240

     

    1:1272

    Вечером 20 сентября в храме совершается всенощное бдение. И мы постараемся попасть на эту службу, даже если сегодня учебный и рабочий день. Хотя бы на какую-то часть службы.

    1:1587

    Если мы придем в храм не к началу, то нам придется пропустить праздничные паремии — чтения из Ветхого Завета, приуроченные к этому дню.   

    1:256

    Первое такое чтение — о той самой лестнице, которую видел Патриарх Иаков (ср. Быт. 28, 10 — 17). Потому что эта лествица означает Пресвятую Деву, через Которую сошел на землю Сын Божий.

    1:585

    Второе чтение — совсем короткий текст, из видения пророка Иезекииля, о затворенных вратах, через которые никто не входил, но пройдет сам Бог (ср. Иезек. 44, 2 — 4). Это — о Приснодеве, Которая родит Сына Божия.

    1:960

    А третье чтение — из книги Притчей Соломоновых, глава 9. Глубокие и красочные образы. О том, как Премудрость создала себе Дом. Ведь этим Домом стала Пресвятая Дева.

    1:1259

    Эти тексты можно заранее прочитать дома на русском языке. Например, за день до праздника, за ужином или на ночь. Или когда мы будем рассказывать детям о Рождестве Богородицы. Или когда будем оформлять наши тропари и кондаки — таким образом можно объяснить детям, откуда взялись эти символы, та же лестница или дверь.

    1:1837



    А может быть, у нас не получится оказаться в храме в самом начале вечернего богослужения. Может быть, у старших детей к этому времени еще не закончатся занятия в школах. Может быть, на руках грудной малыш, и другие дети еще совсем маленькие, и вместо благочестивого и благоговейного слушания тех же самых паремий мы будем бегать за своим трехлеткой вокруг церковной ограды, прижимая к груди орущего семимесячного малыша… А может быть, у нас просто самые обычные дети, которые не в состоянии внимательно и сосредоточенно если не молиться, то хотя бы слушать службу в течении двух-трех часов.

    1:1077

    И если так, то мы просто постараемся прийти в храм хотя бы на полчаса‒сорок минут — и сделать эти полчаса осмысленными. Если мы готовились к празднику дома, если мы пришли в храм именно как на праздник, то это уже может быть залогом нашего внимания во время богослужения.

    1:1573



    Придем незадолго до полиелея — и услышим праздничное Евангелие. Можно предупредить детей: это будет сюжет о встрече Богородицы с праведной Елизаветой (ср. Лк. 1, 39 — 41). А потом священники и хор будут петь величание Рождеству Богородицы — и мы сможем вместе со всеми петь это песнопение, ведь мы дома готовили этот текст.

    1:584

    И когда перед помазыванием мы будем прикладываться к праздничной иконе, мы тоже предупредим детей: сейчас увидим икону Рождества Богородицы. И дети будут выглядывать, узнавать: вот лежит праведная Анна, вот купают маленькую Богородицу. И то, что дети видели дома в книгах, на открытках, на экранах планшетов, здесь — святыня на аналое. Так домашнее обучение повторяется и закрепляется в храме.

    1:1304

    Так богослужение становится понятнее.

    1:1377

    Так храм становится родным нашему дому.

    1:1452

    Так наш дом становится родным храму.

    1:1521



    И если мы были в храме совсем немного, и если мы хотели бы больше, то некоторые части богослужения можно перенести домой. Дома, конечно, проще: не нужно следить за малышами, пока молишься со старшими. И вообще можно уложить всех детей спать и спокойно помолиться в тишине.

    1:493

    Дома можно вместе с детьми почитать те же паремии, если не успели этого сделать раньше. Хотя бы одну из них: в этом году прочитаем одну, в следующем — другую, а еще через год — третью. А когда мы вечером будем укладывать детей спать, мы можем сами почитать канон Рождеству Богородицы. Может быть, даже два канона — первый составлен преподобным Иоанном Дамаскиным, а второй — Андреем Критским, автором Великого покаянного великопостного канона. А может быть, прочитаем даже всю службу — все, что мы сегодня пропустили. А может быть, впрочем, у нас не будет на это все ни времени, ни сил. И тогда мы просто после общих вечерних молитв споем еще раз тропарь празднику. И так напомним и себе, и детям о том, какой наступает день…

    1:1807

    День праздника

    1:31

     

    1:36

     

    1:75

    Утром мы обязательно идем снова в храм. Может быть, накануне мы никак не могли уйти с работы, с каких-то детских занятий — но сегодняшний день обязательно должен быть посвящен празднику.

    1:417

    На праздничной литургии мы услышим уже знакомый нам тропарь Рождеству Богородицы, снова приложимся к праздничной иконе. И, скорее всего, все вместе сегодня причастимся.

    1:729

    После службы, за обедом, или вечером, за ужином, мы соберемся за праздничным столом. Это вещь тоже важная. В своей книге «Наша Церковь и наши дети» Софья Куломзина рассказывает, как одной бабушке «очень хотелось, чтобы дети почувствовали праздничное настроение в день Рождества Богородицы. Родители внуков были на работе, сами дети — в школе; в храм пошли только бабушка и дедушка. К возвращению детей из школы бабушка сменила икону на кухне иконой Богородицы, зажгла перед ней лампаду, испекла пирог с надписью: «С днем рожденья!» и поставила его на стол. Удивленные дети спросили, у кого день рожденья, и этот вечер стал для них настоящим праздником»[2]. Здесь видно, как такая банальная и материальная вещь — праздничный стол — может развернуть всех нас в сторону духовную. Хотя бы это, хотя бы такая малость, уже делает церковное событие значимым в жизни наших детей. А значит, роднит нас с храмом. А значит, приводит нас к Церкви, обращает к Ней и к Ее учению...

    1:2483



    Перед едой мы будем петь тропарь Рождеству Богородицы — и таким образом посвятим Новорожденной это наше небольшое застолье. Как-то на праздник Рождества Богородицы у нас в гостях были молодой священник с матушкой. Мы предложили перед едой спеть тропарь празднику. Спели. И я услышала, как матушка улыбалась батюшке: «Как будто Рождество!» И действительно, это ведь Рождество, только не Христа, а Его Матери. И даже тропари этим праздникам — одного гласа, на один мотив.

    1:857

    За столом мы, может быть, еще раз вспомним о том, ради чего все мы здесь сегодня собрались. А для этого мы можем что-то почитать за столом. Например, это может быть фрагмент из проповеди отца Сергия Мечева «Рождество Пресвятой Богородицы — не давнее событие, а чудо вечности» (между прочим, сразу утешение для тех, кто почему-то боится «религиозного» воспитания своих детей, будто бы оно само по себе способно отвратить детей от Церкви: отец Сергий воспитывался в глубоко религиозной семье, и вот — у святого отца вырос святой сын). Отец Сергий рассказывает о том, что церковный праздник — не воспоминание исторического события, а таинственное ежегодное повторение этого события в вечности. То есть Богородица родилась две тысячи лет назад — но при этом именно сегодня Ее рождает Анна, и сегодня радуется этому рождению Иоаким, и вместе с ними радуемся мы…

    1:2420



    А можно почитать небольшое эссе Наталии Сухининой об этом празднике — и даже снова не весь рассказ, а только фрагмент. Вот пример: «Нет рождественских морозов, но есть Рождество. Нет гирляндами увешанных елок, но есть Рождество. И открытки рождественские с щедрыми пожеланиями не летают почтовыми голубями по матушке-России, но есть Рождество. Тихо на земле, светло и спокойно. И тропарь рождественский тихонечко поем: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенной». Родилась в семье девочка, Своим рождением — Рождеством уже научившая нас тишине души и скромности помыслов»[3]. Прочитаем только этот абзац, вырванный из контекста — но этим мы вернемся к празднику. И пусть после этого мы будем разговаривать о чем-то другом, шутить или обсуждать что-то. Но направление уже задано. Праздник уже освятил наш стол…

    1:1525



    Годовщина Куликовской битвы

    1:56

     

    1:61

     

    1:69

    А еще мы можем вспомнить, что именно на Рождество Богородицы произошло такое важное событие русской истории — Куликовская битва. Когда-то в России этот день был днем памяти героев этого сражения.

    1:430

    Может быть, мы просто напомним детям об этой годовщине. А может быть, это будет для нас поводом сделать небольшой экскурс в историю. Рассказать детям и про монголо-татарское иго, и про преподобного Сергия Радонежского, и про Димитрия Донского, и про саму битву — поединок Пересвета и Челубея, про засаду боярина Боброка Волынского… Можно почитать книги, посмотреть иллюстрации, включить видео — и фильмы, и мультики. Так мы не просто «пройдем» что-то из отечественной истории, но практически отметим эту годовщину, как наш праздник. А значит, введем наших детей в нашу историю.

    1:1484
    Цитата

    Наши праздники — не только вхождение в мир Церкви, но и вхождение в культуру русской истории

    1:1672

    И так получится, что наши праздники — не только вхождение в мир Церкви, в культуру Православия, но и вхождение в культуру русской истории. Так мы даем нашим детям образование. В данном случае — не систематическое, конечно. И его нельзя назвать достаточным или полным. Но это уже формирование личности. Формирование культуры. Культуры человека, «корни» которого уходят в глубь веков. Культуры, в которой вообще есть эти самые «корни».

    1:793

    * * *

    1:801

    Может быть, так, может быть, иначе — но мы празднуем каждый год это чудесное событие, Рождество Пресвятой Богородицы. Так мы проводим этот день. И не только этот день — но и последующие дни, до церковного «отдания» 25 сентября. Праздничных застолий, конечно, уже больше не будет, и школы, и секции, и курсы у нас пойдут по расписанию, и работа — тоже полным ходом. Но все эти дни перед едой мы будем петь тропарь празднику. Кстати, 22 сентября мы, скорее всего, споем не тропарь, а кондак — потому что это будет день памяти родителей Богородицы, а кондак прославляет именно их.

    1:1839



    Так, повторением и «погружением в тему», мы будем закреплять полученные знания о библейских событиях. Так мы будем приобщаться церковной жизни. А на этот раз — еще и к истории нашего Отечества…

    1:356

    А еще мы, родители, будем, наверное, в эти дни молиться святым праведным родителям Пресвятой Богородицы. Которые показали нам, откуда берутся дети. Показали, что детей дает нам Бог. Как радость. О которой можно мечтать, которую можно вымаливать у Бога. Радость, которой мы не всегда радуемся. Наверное, потому что нам, многочадным, трудно вообразить несчастье бесплодия… И трудно помнить о том огромном счастье, которое нам дает Господь — счастье носить малыша, слушать, как он шевелится внутри где-то там внутри тебя…

    1:1304

    А еще этот праздник, конечно, о молитве. О том, что молитва родителей о детях имеет огромную, реальную силу. Но только в том случае, если мы и сами будем трудиться — если сами действительно будем заниматься воспитанием наших детей.

    1:1725



    О том, как соотносятся старания родителей о воспитании детей и родительская молитва, обстоятельно высказался святитель Иоанн Златоуст. Одну из своих бесед о воспитании детей он закончил словами:

    1:360

    «Итак, позаботимся о женах, будем особенно предусмотрительны в отношении к детям, домашним и к себе самим; когда же начнем приводить в порядок и себя и их, то станем молить Бога, чтобы Он помог нам в трудах наших. И Он поможет, когда увидит, что мы об этом стараемся, к этому прилагаем свои заботы; если же мы ничем не заняты, то и Он не подаст нам Своей помощи.

    1:1013

    Ведь не тогда Бог дарует нам помощь, когда мы спим, но когда и сами мы трудимся. Помощник помогает не праздному, а тому, кто и сам работает. Впрочем, благой Бог силен сам Собою совершить дело, чтобы все мы сподобились наследовать обетованные блага, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому с Отцом и Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков»

    1:1729



    • Не нравится
    • 0
    • Нравится

    ЕЩЕ НА ЭТУ ТЕМУ:

    25 декабря католическое Рождество!

    25 декабря католическое Рождество!

      Рождество Христово – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти (воплощения) Иисуса Христа.   Римско-католическая
    7 апреля  Благовещение Пресвятой Богородицы! (традиции и приметы праздника)

    7 апреля Благовещение Пресвятой Богородицы! (традиции и приметы праздника)

      Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется христианскими церквями большинства конфессий: православными, католиками и многими протестантскими

    ВАС ТАКЖЕ ЗАИНТЕРЕСУЕТ:

    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    РАЗДЕЛЫ САЙТА
    Кто онлайн
    
    Всего на сайте: 76
    Пользователей: 0
    Гостей: 76
    РЕКЛАМА
    ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ
    по просмотрам по комментариям
    МЫ В СЕТЯХ
    soc soc soc soc soc